Атай Молдобаев

КЫРГЫЗСТАН ГОТОВИТСЯ К ПРЕЗИДЕНТСКИМ ВЫБОРАМ

Внутриполитические процессы в стране, в последнее время не поддающиеся резонному объяснению, недвусмысленно указывают на поиск властями КР выгодного расклада в предвыборной гонке. Свидетельством тому могут послужить отставка и возвращение первого вице-премьера Омурбека Бабанова, скандалы с экс-генеральным прокурором Кубатбеком Байболовым, открытие офиса НАТО в Бишкеке на фоне вступления в Таможенный Союз.

На сегодняшний день кыргызское руководство, представленное в своем большинстве лояльными социал-демократической партии кругами как на высшем уровне, так и на второстепенных государственных постах, стремится выполнить некую программу "минимум", определяющую стратегию по отношению потенциальных кандидатов, политических конкурентов, а также путей отхода в случае необходимости. В этой связи, для ослабления негативного общественного влияния на предвыборный процесс предпринимаются следующие шаги:

* Разделение между высшим руководством индивидуальной ответственности за внешний и внутренний вектор политики;

* Определение единой линии политики в исполнительной и законодательной ветвях власти, способствующей продвижению кандидата на президентский пост, подготовка административного аппарата;

* Дискредитация в глазах населения остальных кандидатов, изъявивших желание участвовать в выборах;

* Выявление среди приближенных лиц наиболее или менее популярных в народе, исходя из этого определение степени открытости их участия в предвыборной гонке.

Кроме того, "СДПК" во главе с премьер-министром Алмазбеком Атамбаевым, готовят новую модель партийного сотрудничества в парламенте, заметно укрепляющую позиции коалиции парламентского большинства. Вступление партии Феликса Кулова "Ар-Намыс" в союз трех партий может рассматриваться только с точки зрения возможности в свою очередь повлиять на ход президентской предвыборной гонки и укрепления позиций того или иного кандидата. Конечно, достигнуть консенсуса между партийными лидерами, обладающими высокими амбициями - задача не из легких, тем не менее, партийные эксперименты будут продолжаться еще некоторое время. К тому же ребром встает вопрос относительно дальнейшего будущего государственной системы управления Кыргызстана. На сегодняшний день политическая элита страны, представленная в своем большинстве в Жогорку Кенеше (парламент КР), разделяется на сторонников и противников парламентской формы правления. При этом становится очевидным рост влияния партийных институтов в государственном масштабе и борьбы между ними за укрепление собственных позиций. Анализ показывает, что в случае победы кандидата от определенной партии, представленной в ЖК КР, будущее парламентской системы правления будет зависеть прямиком и полностью от субъективных интересов и взглядов.

В случае укрепления парламентаризма в стране с первостепенной государственной ролью депутатского корпуса и сравнительно слабым президентом, кыргызское руководство будет прилагать усилия для извлечения наибольшей выгоды по преемственности наблюдаемого сегодня принципа невмешательства в дела парламента со стороны президента.

Однако существует другой вариант развития событий, предусматривающий переформатирование модели соотношения сил и влияния на политические решения между исполнительной и законодательной ветвями власти. Другими словами - укрепление роли президента, уменьшение влияния парламента, что, по сути, предполагает возврат к давно знакомой президентской форме правления. Отмечу, что, по всей видимости, первого варианта будут придерживаться "Ата-Мекен" (как партия инициировавшая переход к парламентаризму), "Республика" и "СДПК", которая, исходя из своих интересов, будет пытаться сконцентрировать как можно больше ключевых постов в стране в своих руках. Тем не менее, не исключается также то, что социал-демократы в будущем выступят в пользу второго варианта, но с единственной поправкой на однопартийный парламент. К сторонникам второго сценария можно отнести "Ата-Журт" и "Ар-Намыс", хотя относительно потенциала последней общество относится отчасти скептически.

Рассматривая ситуацию в целом, очевидны результаты деятельности кыргызского руководства в отношении исполнения программы передачи власти. Можно с уверенностью сказать, что Розе Отунбаевой будет отведена историческая роль первой женщины-президента, с почетом сложившей с себя полномочия, приложившая большие усилия в установлении стабильности в стране и, что важнее всего, оставшейся при этом в Кыргызстане. Причем такой сценарий развития событий благоприятным образом отразится на имидже "СДПК", а также проводимой ею политике в целом, что устраивает в свою очередь остальные политические силы.

Большое внимание к развитию событий в Кыргызстане проявляют Россия и США, заинтересованные в продвижении наиболее лояльных и дружелюбно настроенных кыргызских политиков.

Сравнивая действия России и США, становится очевидным грубое навязывание своих национальных интересов кыргызским властям. Причем Москва менее изощренная в своих попытках, которые, по всей видимости, давно перешли стадию заигрывания с официальным Бишкеком и заняли более жесткую позицию. Вопрос о вхождении Кыргызстана в Таможенный Союз как бы непроизвольно сопровождается ростом цен на российские ГСМ, а также запретом депутатами Госдумы РФ на экспорт российских нефтепродуктов. Аналогичная ситуация наблюдается в соседнем Казахстане, где запрет на экспорт продлен до 1 июля. Из чего следует, что все действия международных сил в долгосрочной перспективе приведут либо к полной зависимости Кыргызстана, либо к поиску иных путей собственного развития, причем не совсем соответствующим демократическим стандартам.

На сегодняшний день политические процессы в стране усугубляются наличием множества внутренних проблем, подкрепленных давлением извне. Предстоящие выборы в президенты Кыргызстана во многом обостряют все проблемные вопросы в разы и выявляют новые возможности оказания влияния на процессы в государстве. Первостепенным вопросом является характер выборов в стране. Традиционный для кыргызского общества межрегиональный характер, по линии противостояния Север-Юг, по всей видимости, станет одним из составляющих внешнеполитического давления, которое, в свою очередь, сводится к не менее традиционному антагонизму, но вступившему на новую ступень накала в Центральной Азии: между Россией и США.

По информации - Новое Восточное Обозрение

04.06.2011