Леонид Гусев

ПРОБЛЕМЫ С ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Современные водные проблемы в Центральной Азии имеют довольно длинную историю. Ещё в 30-е гг. ХХ в. в этом регионе началось строительство ирригационных каналов, а, начиная с 50-х гг., стали строиться водохранилища и гидроэлектростанции. Так, в 1952-1956 гг. на территории Таджикистана было построено Кайраккумское водохранилище. Это водохранилище обслуживает нужды Таджикистана лишь на 30%, работая в основном на Сырдарьинскую ГРЭС и водохозяйственные цели Узбекистана и Казахстана. Произошло это потому, что водохранилище строилось в рамках единой страны и предназначалось для обслуживания нужд всех соседних республик, ведь границы между ними были административными 1. То же касается Рогунской ГЭС, Шуробской на Вахше и Даштиджумской на Пяндже. Их строительство было утверждено документально в конце 80-х гг. в период существования единого государства.

Экономический ущерб от нерешенности проблемы водопользования несут все страны региона. По данным Программы Развития ООН, неурегулированные проблемы эксплуатации водных ресурсов в Центральной Азии ежегодно приводят к потерям 1,7 млрд. долл. из-за неэффективного управления водными ресурсами 2.

В долгосрочной перспективе проблема водопользования в Центральноазиатском регионе будет обостряться из-за высоких темпов прироста населения. Согласно данным ООН, численность населения Казахстана к 2025 г. составит 16,1 млн. чел., Киргизии - 6,5 млн., Узбекистана - 34,2 млн., Таджикистана - 8,1 млн., Туркмении - 6,8 млн. чел. По оценкам специалистов, демографический рост в указанных странах неизбежно увеличит потребность в воде в предстоящие 20 лет на 40% 3. Дополнительные проблемы может создать экономический рост в Афганистане, в результате чего увеличится потребление воды в этой стране, расположенной в верховьях Амударьи. Планы Китая по отводу воды от рек Иртыш и Или также способны существенно обострить проблему водопользования в регионе.

По оценкам специалистов Всемирного банка, совместные выгоды Узбекистана и Казахстана от использования водных ресурсов в ирригационных целях составляют 67,3 млрд. долл., что существенно выше, чем потери Киргизии, которые составляют около 32,2 млрд. долл. в год 4. Поэтому создание компенсационного механизма в рамках режима сотрудничества в использовании водно-энергетических ресурсов в регионе является экономически возможным и более выгодным сценарием, чем политика обеспечения энергетической и водной самодостаточности каждой отдельной страны.

Кроме того, государства Центральной Азии заинтересованы в минимизации конфликтов при освоении гидроэнергетического потенциала, устойчивом и справедливом регулировании режима трансграничных рек. При этом сами они, по всей вероятности, не могут выработать новый подход к совместному освоению энергетического потенциала региона и механизм управления водно-энергетическими ресурсами, который отвечал бы политическим, экономическим и экологическим целям каждого государства.

Однако в настоящее время каждая из стран центральноазиатского региона стремится решить водную проблему в одностороннем порядке, выгодном только ей.

Основное противоречие заключается в том, что интересы стран-пользователей водными ресурсами не совпадают. Одни страны хотят использовать воду в ирригационном режиме, другие - в энергетическом. В результате этого и возникает конфликтная ситуация.

Необходимо напомнить, что в ирригационном режиме водные ресурсы необходимо расходовать летом, а в энергетическом режиме работы основное потребление воды приходится на зиму.

Поскольку на территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении расположены в основном земли для сельского хозяйства, то эти страны, находящиеся в низовьях, заинтересованы использовать водные ресурсы в ирригационном режиме.

А в интересы Киргизии и Таджикистана, расположенных в высокогорьях и имеющих только ограниченные резервы нефти и газа, входит работа в энергетическом режиме 5.

При этом противоречия возникают и из-за режима работы самого большого в Центральной Азии Токтогульского водохранилища. Поскольку Киргизия зимой испытывает большую потребность в электроэнергии и вынуждена сливать воду, то Ферганская долина подвергается наводнению. А летом наоборот возникает засуха, т.к. воды сбрасывается меньше. Чтобы решить данную проблему, в свое время депутаты Киргизского парламента предложили построить еще две ГЭС (возле Камбаратинской ГЭС). По их словам, это обеспечило бы жителей Казахстана и Узбекистана водой летом, а жителей Киргизии электроэнергией зимой 6.

Тем временем, Казахстан и Узбекистан, расположенные в низовьях, не хотят больше зависеть от электроэнергии и воды Киргизии. Для этого они активно разрабатывают идеи строительства собственных водохранилищ. Однако все это может привести к тому, что в итоге Киргизии некуда будет продавать остатки электроэнергии, что повлечет за собой еще ряд некоторых причин для споров 7.

В этой связи особое внимание необходимо уделить гидроэнергетическим ресурсам Таджикистана и Киргизии.

Таджикистан обладает огромными их запасами. По их общим потенциальным запасам страна занимает 8-е место в мире - на ее долю приходится около 4% гидроэнергопотенциала Земли. В общей структуре энергоресурсов Таджикистана доля гидроэнергии составляет более 95% 8.

Что же касается Киргизии, то она - единственная страна Центральной Азии, водные ресурсы которой почти полностью формируются на собственной территории, и в этом ее гидрологическая особенность и преимущество 9. Республика располагает значительными водными и гидроэнергетическими ресурсами, и это - одно из главных её богатств. На ее территории насчитывается около 30 тыс. рек и ручьев, в т.ч. около 20 тыс. длиной более 10 км. С гор в окружающие долины стекает в среднем около 49 куб. км воды в год, используемой самой республикой только на 25%. Гидроэнергетический потенциал рек составляет около 174 млрд. кВт/час, а мощность - 19,8 млн. кВт 10.

В гидрологическом аспекте на территории Киргизии выделяются две области - формирования и рассеивания стока. К первой относится горная часть республики с высотными отметками более 2000 м. Здесь осадков выпадает гораздо больше, чем испаряется, что способствует формированию поверхностного речного стока. Гидрографический облик этой зоны определяют ледники, озёра многочисленные реки, ручьи.

По типу питания большинство этой зоны относится к ледниково-снеговому, снегово-ледниковому, что говорит о значительной роли ледников, "вечных" снежников сезонных осадков, накопившихся в горах в течение холодного периода.

Дождевые воды в общем объеме питания рек играют незначительную роль, но она возрастает и доминирует в формировании максимальных расходов и дождевых паводков, часто носящих селевой, разрушительный характер 11.

Такова ситуация с водными проблемами в Центральной Азии. Что же касается её разрешения, то с очень интересными, заслуживающими внимания и тщательной проработки предложениями выступили видные ученые Александр Князев и Аза Мигранян. Они сводятся к следующему:

- необходимо создание совместного, с участием компетентных специалистов всех заинтересованных сторон, экспертного совета по совместной оценке водных и энергетических проектов;

- на основе объективной оценки ситуации должно быть разработано и заключено общерегиональное соглашение о совместном использовании водных и энергетических объектов (по регулированию их деятельности). Необходима также разработка системы взаимной компенсации (дотации) экономических потерь при использовании водных и энергетических ресурсов;

- настоятельной необходимостью является создание наднационального координирующего и управленческого органа в рамках СНГ (ЕврАзЭС) по этим проектам. Возможно, необходимо вернуться к давно обсуждаемой идее создания водно-энергетического консорциума.

- в перспективе же необходимо возвращение к идее единой энергосистемы в регионе 12.

Гусев Леонид Юрьевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Аналитического центра Института Международных Исследований МГИМО (У) МИД России, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение"

1 http://www.paruskg.info/2009/02/12/6090

2 "Central Asia and Human Development", UNDP 2005, p. 30

3 http://www.fundeh.org/publications/articles/48/

4 "Central Asia and Human Development", UNDP 2005, p. 91

5 http://asia-pr.org/index.php?option=com_content&task=view&id=340

6 http://asia-pr.org/index.php?option=com_content&task=view&id=340

7 http://www.relga.ru/

8 http://www.ia-centr.ru/archive/public_detailsac0b.html?id=213

9 http://www.caresd.net/img/docs/3552.txt

10 http://www.ref.by/refs/97/37413/1.html

11 http://www.ref.by/refs/97/37413/1.html

12 http://www.ferghana.ru/article.php?id=6063

По информации - Новое Восточное Обозрение

17.05.2011