Сергей Расов

ЧТО ЖДЁТ БАЙКОНУР?

Визитную карточку Казахстана, всемирный бренд - Байконур, вероятно, ждут нелегкие времена, а между стратегическими партнерами и членами Таможенного союза Россией и Казахстаном уже сейчас развернулась нешуточная борьба за космическое наследие.

Напомним, что накануне Дня космонавтики, а ныне, по решению ООН, - Всемирного Дня полета первого человека в космос - глава Роскосмоса Анатолий Перминов, выступая перед сенаторами Совета Федерации, заявил, что объекты космодрома Байконур следует акционировать и использовать для коммерческих запусков. При этом доля России должна составить 70%, а Казахстану, США и другим партнерам отойдут оставшиеся 30% акций космодрома. Далее глава Роскосмоса сказал: "Руководители космических агентств Украины, США, Казахстана согласны с таким подходом, что бросать ничего не надо, нужно бережно относиться". Затем появилась другая трактовка выступления А. Перминова. По словам пресс-секретаря Роскосмоса Александра Воробьева, речь идет не об акционировании всего комплекса Байконур, а об отдельных объектах, которые были построены россиянами уже после того, как Казахстан сдал России в аренду космодром.

В ответ председатель Национального космического агентства Казахстана Талгат Мусабаев сначала уклончиво назвал предложение россиян "новой мыслью", а на днях дал жесткий ответ, что "комплекс Байконур - это суверенная территория республики Казахстан и собственность республики Казахстан. Она сдана в аренду". Посему ни о каком акционировании речи быть не может.

Весь сыр-бор вокруг комплекса Байконур возник летом прошлого года, когда премьер РФ Владимир Путин во время своего визита на Сахалин посетил место строительства нового российского космодрома "Восточный". Он будет построен на территории бывшей военной базы недалеко от Углегорска и призван стать альтернативой Байконуру, находящемуся в Казахстане. Полностью все работы по строительству нового космодрома планируется завершить к 2016 г., а на 2018 г. намечены старты кораблей с космонавтами. По его словам, "России необходимо иметь свой собственный современный космодром", т.к. "после развала Советского Союза космодром остался на территории дружественного нам Казахстана". И хотя Нурсултан Назарбаев - друг, и подписано соглашение о сотрудничестве с Байконуром до 2050 г., но российские интересы в приоритете. Как заявил Путин, аэрокосмический объект должен быть построен по новым самым современным технологиям "на своей собственной российской территории".

Отметим, что на территории Казахстана остаются самые крупные в ближнем зарубежье военные объекты бывшего СССР, которые продолжают иметь стратегическое значение для обеспечения обороноспособности России. Из них самый известный это 5 й Государственный испытательный полигон МО России или космодром Байконур. Расположен он в Кызылординской области Казахстана. В различных районах республики также находятся поля падения первых ступеней ракет носителей. На данный момент это единственный космодром для реализации российских пилотируемых программ - запуска крупных ракет типа "Союз" и "Протон" для вывода на орбиту орбитальных комплексов. При этом на долю Байконура приходится 70% всех космических запусков России. Однако, по словам главы Роскосмоса А.Перминова, к 2020 г. на "Восточный" будет переведено 40% задач. В т.ч. пилотируемые полёты, метеонаблюдение, связь, телевещание, навигация, дистанционное зондирование Земли. Доля пусков ракет-носителей с "Восточного" должна составить 45%, с Плесецка - 44%, а с Байконура - всего 11%...

Перед этим всплеск интереса к Байконуру между Россией и Казахстаном был в 2008 г. Так, выступая на заседании Комитета по международным делам и обороне нижней палаты парламента, глава Казкосмоса Т. Мусабаев заявил, что Казахстану "надо готовиться к тому, чтобы космодром Байконур начинать самим нормально эксплуатировать". Тогда, выступая по "Эху Москвы", премьер Казахстана Карим Масимов заметил, что проблемы возникают в том, что "периодически ракеты падают и гептил падает на территорию Казахстана, заражая землю. Естественно, возникают вопросы. Но я думаю, мы найдем решение", - сказал Масимов. В том же 2008 г. тема Байконура всплывала во время первого визита в Казахстан президента Дмитрия Медведева. "Хочу сказать в присутствии руководителя Роскосмоса, что наши два парня в Звездном городке готовы к полету в космос, и мы говорили с президентом России о том, что они будут в списке тех, кто полетит в космос", - с нескрываемым удовлетворением отмечал Нурсултан Назарбаев. Однако это так и осталось не более чем пожеланием президента Казахстана.

Много шума наделало в свое время и заявление министра туризма и спорта Казахстана Темирхана Досмухамбетова о проекте строительства в Байконуре центра международного космического туризма. "Индустрия развлечений в городе Байконуре будет построена с использованием новейших технологий, будет предусмотрено строительство планетария, музея, мини-центра управления полетами, торгового центра. Планируются гостиничный комплекс мирового стандарта, оранжерея, каскадный фонтан, небольшой этногородок, где можно будет попробовать блюда национальной кухни и приобрести сувениры", - расписывал грандиозные планы министр. На что россияне ответили, что "Байконур - режимный объект" и делать из него "лоскутное одеяло" не позволят. Можно вспомнить и взаимные обвинения по первому казахстанскому спутнику "Казсат". Так, казахская сторона уверяла, что спутник был потерян по вине россиян, а россияне, соответственно, заявляли, что спутник был потерян из-за того, что "казахстанские ученые попробовали управлять "Казсатом" самостоятельно". И хотя президент Назарбаев в интервью украинскому изданию "Сегодня" рисовал радужные перспективы сотрудничества с Роскосмосом и заявлял, что "создаем совершенно уникальную пусковую установку и новый ракетоноситель "Ангара", что "наша молодежь обучается в российских космических институтах" и "со временем, может, и не надо будет брать эти $115 млн. (аренды за использование Байконура), а лучше будет инвестировать их в совместные проекты", вероятно, в будущем Байконур ждут серьезные проблемы. Тот же глава Казкосмоса Т.Мусабаев в апреле прошлого года предрекал, что "через 10-12 лет ресурсы Байконура будут полностью израсходованы". Мол, Казахстану нужно готовиться к тому, чтобы "подхватить в случае ухода России эту огромную космическую инфраструктуру". Поэтому заявления В. Путина о строительстве "Восточного" вызвали резкую активизацию казахстанской стороны по спасению космодрома в отдаленной перспективе.

Так, по мнению депутата парламента РК Уалихана Калижанова, "Россия, конечно, в будущем не хочет платить большую аренду, когда есть своя огромная территория" и пока строится российский космодром "хотим мы этого или нет, мы будем развивать эту отрасль", - резюмировал парламентарий.

В сентябре прошлого года президент Н.Назарбаев на встрече со своим коллегой Виктором Януковичем анонсировал создание трехстороннего АО с Россией по запускам украинских ракет-носителей "Днепр", "Зенит", "Циклон" с Байконура. Впрочем, это пока не более чем проекты, но Назарбаев продолжает искать варианты сохранения космодрома. Например, использование Байконура совместно с европейцами.

По словам президента АО "Национальная компания "Казахстан Гарыш Сапары" (Нацкомпания занимается реализацией проектов в рамках государственной космической программы) Габдуллатифа Мурзакулова, в Казахстане будет построен сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов и создана космическая система дистанционного зондирования Земли совместно со стратегическим партнером - европейской компанией "EADS Astrium". Планы грандиозные - создать "первое в СНГ высокотехнологическое предприятие по проектированию, сборке и испытанию космических аппаратов". Отметим, что между Нацкомпанией "Казахстан Гарыш Сапары" и "EADS Astrium" был подписан меморандум, по которому французы учредили совместное предприятие в Астане, обучают казахстанских специалистов и должны изготовить по заказу Казахстана два спутника дистанционного зондирования Земли.

Недавно подписан контракт между Нацкомпанией и казахстанско-французским совместным предприятием "?алам" на оказание услуг по технологическому сопровождению работ по поставке оборудования испытательных участков и работ по подготовке сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов к вводу в эксплуатацию.

Суждено ли Казахстану стать полноценной космической державой, покажет время. Понятно, что сам Казахстан, в силу отсутствия космической отрасли, Байконур не вытянет. И пока, презентуя свою глобальную программу "Казахстан-2020", президент Нурсултан Назарбаев о развитии космической отрасли в республике деликатно умалчивает. Однако время не ждет и будет большой ошибкой, если лет через двадцать, Байконур постигнет участь Арала, который безуспешно пытаются реанимировать после того, как он фактически умер.

Сергей Расов, аналитик, политический обозреватель по странам Центральной Азии и Казахстану, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

27.04.2011