Никита Мендкович

РОЛЬ ЦРУ В АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИКЕ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Проблема роли американских спецслужб в развитии политической ситуации в тех или иных регионах всегда невольно напоминает о шпионских романах и разоблачениях желтой прессы. Однако деятельность разведок и в реальности является фактором, влияющим на региональную политику, который нужно анализировать и обсуждать. В рамках этой заметки я хотел бы очертить самые общие контуры деятельности ЦРУ в Средней Азии.

Работа ЦРУ в данном регионе сравнительно новое явление. Средняя Азия рассматривалась в эпоху "холодной войны" исключительно как часть СССР, и находилась в сфере интересов "советологов" всех ведомств, без учета национальной специфики региона. Попытки формирования отдельного "среднеазиатского направления" в американских спецслужбах, видимо, относились к 1984-1985 гг., и были связаны контекстом Афганской войны. ЦРУ предполагало с помощью пакистанской ISI перенести пропаганду радикального ислама на территорию республик СССР, с целью нанести противнику "большой вред" i.

Реальное формирование собственной агентурной сети относится уже к 1990 гг., когда в регион стали проникать американские дипломаты, бизнесмены и гуманитарные работники. Наиболее успешным из раскрытых на текущий момент американских агентов был бизнесмен Джеймс Гиффен (известный в ЦРУ как "господин Казахстан"), которому удалось получить статус советника президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Его связи с ЦРУ открылись уже в 2000-е, когда он был арестован в США за участие в коррупционных схемах и был вынужден сообщить о своем агентурном прошлом, чтобы доказать собственную невиновность ii.

Если судить по этому примеру, то можно предположить, что на начальном этапе многие агенты выполняли разведывательную работу как второстепенную относительно основной деятельности, которая в случае Гиффена заключалась в экономическом лоббизме. Но есть все основания полагать, что к 2000-м сеть ЦРУ в регионе значительно "профессионализировалась". По мнению местных экспертов, большинство штатных сотрудников агентства работают в регионе под видом представителей различных гуманитарных организаций. Для нелегального проникновения в ряд стран можно использовать территорию Афганистана, где работает одна из наиболее обширных резидентур Управления в мире.

В деятельности любой спецслужбы можно условно выделить две задачи: сбор информации и оказание влияния на ситуацию в стране и регионе. Последнее направление является особо болезненной темой при обсуждении работы ЦРУ в Средней Азии, т.к. есть основания предполагать причастность американской стороны к "цветным революциям" в регионе. Не берусь назвать эти факты доказанными, однако они представляются достаточно вероятными, чтобы обсудить причины, которые могли бы вызвать их к жизни.

Американское экспертное сообщество традиционно воспринимает ситуацию в южных республиках Средней Азии как политически опасную. Постоянная деградация советской инфраструктуры, коррупция и низкий уровень жизни воспринимались в первой половине 2000-х как почва для радикальных исламских революций, которые могут быть по сути антиамериканскими iii. На фоне операции НАТО в Афганистане этот вариант развития событий становился угрозой для безопасности США.

Если рассматривать события в Средней Азии в рамках этой модели, то можно счесть неизбежными революции против существующих правительств. Учитывая же их опасность для США, логичны попытки их "возглавить, если нельзя предотвратить". Мы предполагаем, что Соединенные Штаты хотя бы рассматривали подобный путь.

Недавно были опубликованы воспоминания бывшего сотрудника спецслужб Турции Османа Нури Гюндеша о совместной работе агентов ЦРУ и их турецких коллег по созданию в Средней Азии опорной сети экстремистской организации "Нурчулар" Мухаммеда Фетхуллаха Гюлена, штаб-квартира которой находится в Пенсильвании. По утверждению Гюндеша, в лицеях "Нурчулара" только на территории Киргизии и Узбекистана работали 130 сотрудников ЦРУ. "Хотя внешне эти люди и воспринимались как преподаватели, на самом деле они работали под руководством американских спецслужб", - пишет Гюндеш. Все они - граждане США, которые числились в этих лицеях "преподавателями английского языка и при этом обладали дипломатическими паспортами" iv.

Хотя ряд бывших сотрудников ЦРУ скептически отозвались об этой информации, которая действительно может быть преувеличенной, хотя бы в части численности американцев, связи Гюлена с ЦРУ действительно имели место. В процессе получения им американского гражданства в кампании в его защиту активно участвовали бывшие сотрудники Центрального Разведывательного Управления, а турецкая пресса опубликовала ряд материалов о финансировании американскими и иными спецслужбами деятельности "Нурчулара" v.

Нельзя исключать, что в случае реальных попыток сторонников Гюлена взять власть США повели бы себя так же как в случае Андижанского мятежа, действия властей по подавлению которого были осуждены официальными представителями Вашингтона vi, хотя ранее спецслужбы и американские разведчики всячески поддерживали жесткий подход узбекских коллег к афганским террористам vii. Автор сталкивался с мнением, что за событиями в Андижане как раз стояли спецслужбы США и Великобритании. Утверждается даже, что этот мятеж и "цветные революции" в Кыргызстане вписывались в некую региональную стратегию "Freedom Squall", включающую в себя поддержку местной оппозиции и провоцирование конфликтов с целью привести ее к власти viii.

За отсутствием доказательств мы не можем говорить о подлинности или подложности этого документа, а также утверждать, насколько активно ЦРУ участвовало в жизни оппозиции в странах Средней Азии и в какой мере действия этой организации повлияли на революционные события в Узбекистане и Кыргызстане. Нельзя исключать, что разведывательная сеть использовалась исключительно для негласных контактов представителей США с радикалами, чтобы просто наладить отношения на случай их прихода к власти.

Однако этот вопрос со временем стал терять актуальность, ведь практика "цветных революций" показала всю ограниченность их политического потенциала. Череда смен власти в Кыргызстане так и не позволила установить стабильный проамериканский режим и вела лишь к локальным усилениям позиций США, которые вскоре исчезали в круговороте "многовекторной политики". Опыт Узбекистана и Белоруссии вовсе показал, что национальные власти могут успешно сопротивляться подобной тактике оппозиции, если та не будет поддержана извне (см. пример Ливии).

Наконец, время показало достаточно большую прочность политических систем в Средней Азии, которые сохраняют за собой власть и, так или иначе, удерживают страны от окончательного системного коллапса. Видимо, поэтому среди американской политической элиты может преобладать убежденность, что революции нужно не инициировать, а сдерживать, вкладывая деньги не в оппозиционные партии и религиозные секты, а в экономику стран региона. Поэтому есть все основания надеяться, что США откажется от применения разведки как главного механизма влияния в регионе и перейдет от "политики плаща и кинжала" к более цивилизованной "политике доллара".

Ее, в частности, США сейчас начинают проводить в Таджикистане, пытаясь экономическими средствами отвоевывать влияние у Китая и России ix. Правда, следует учитывать, что прошлая склонность к широкому применению разведывательных механизмов в политике могла вызвать негативное отношение к США и закономерную настороженность среднеазиатских партнеров, которые могут опасаться очередных попыток насильственной "демократизации". Возможно, - по ливийскому сценарию.

i "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote1anc" S. Coll Ghost Wars: The Secret History of the CIA, Afghanistan, and bin Laden, from the Soviet Invasion to September 10, 2001. New York: The Penguin Press, 2004. P. 104.

ii "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote2anc" См. А. Дубнов "Казахгейт" на финише // Время новостей, 9 августа 2010.

iii "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote3anc" Например, J. K. Davis, M. J. Sweeney Central Asia in U.S. Strategy and Operational Planning: Where Do We Go From Here? Washington, D.C.: The Institute for Foreign Policy Analysis, 2004. P. II-III.

iv "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote4anc" Цит. Гулустан, 31 марта 2011 "http://gulustan.ws/2011/03/%D0%BD%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B6% D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%80-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0% B2%D1%83%D1%8E%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D0%BE%D0%BD% D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BC-%D1%86%D1%80/".

v "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote5anc" Milliyet, 19 Nisan 2011 "http://www.milliyet.com.tr/default.aspx?aType= HaberDetay&Kategori=guncel&ArticleID=883012&Date=27.06.2008&ver=67". Также подборка отрывков переводов турецких статей о связях Гюлена с ЦРУ опубликована здесь "http://rinf.com/alt-news/contributions/court-documents-shed- light-on-cia-illegal-operations/4103/%D1%8A", все материалы относятся к 2008 г.

vi "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote6anc" Bloomberg, June 15, 2005 "http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid= a1XwAuEIOmVA&refer=us".

vii "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote7anc" Подробнее о сотрудничестве спецслужб в борьбе с терроризмом и антигуманных аспектах этой деятельности рассказывает в своем интервью бывший посол США в Узбекистане К. Мюррей "http://www.informationclearinghouse.info/article23906.htm" (видеозапись).

viii "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote8anc" Т. Болтаев ЦРУ в Центральной Азии "http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1118468520".

ix "http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/6017#sdendnote9anc" А. Шустов США усиливают позиции в Таджикистане "http://www.fondsk.ru/news/2011/04/15/ssha-usilivajut-pozicii- v-tadzhikistane.html".

Мендкович Никита, историк, экономист, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

25.04.2011