Сергей Расов

КАРИМОВ РЕФОРМИРОВАЛ ВЛАСТЬ

Президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон о внесении поправок в Конституцию, направленный на дальнейшую демократизацию государственной власти и управления. Суть поправок сводится к обеспечению сбалансированного распределения полномочий между субъектами государственной власти: президентом, законодательной и исполнительной властью, а также усилению роли политических партий в осуществлении реформ и модернизации страны.

Напомним, что в конце 2010 г. президент Узбекистана Ислам Каримов выступил на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (парламента) Узбекистана с развернутой концепцией проведения реформ.

Доклад главы государства так и назывался: "Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране". В частности, Ислам Каримов предложил политическим партиям выдвигать кандидатуру премьер-министра страны и тем самым президент добровольно отдавал часть своих полномочий народным избранникам. Ибо, согласно действующей Конституции (до внесенных поправок), состав Кабмина РУ формируется президентом. Кандидатура премьера рассматривается и утверждается палатами Олий Мажлиса по представлению главы государства. Министров также ранее утверждал президент по представлению премьер-министра. Также напомним, что в последний раз Кабмин складывал свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом в январе 2010 г. Затем, 27 января Законодательной палатой и Сенатом по представлению Ислама Каримова в должности премьер-министра был утвержден Шавкат Мирзияев. А 12 марта 2010 г. президент Узбекистана подписал указ, которым утверждал новый состав Кабмина страны. Нынешний премьер-министр Шавкат Мирзияев впервые был предложен парламенту в качестве премьер-министра республики в далеком 2003 г. С тех пор его еще дважды утверждали в этой должности депутаты очередного созыва.

Теперь все меняется. Согласно подписанным поправкам в статью 98 Конституции республики, отныне кандидатуру главы исполнительной власти в республике будет предлагать политическая партия, набравшая большинство голосов на выборах, или в случае равного количества депутатских мандатов у нескольких партий - согласованным решением парламентариев.

"Кандидатура считается утвержденной, если за кандидатуру премьер-министра проголосовали более 50% депутатов нижней палаты и членов Сената. Это, по сути, новый этап в демократизации страны", - подчеркнул тогда Каримов, выступая перед депутатским корпусом. Соответственно, депутаты получают право объявить вотум недоверия премьер-министру страны в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. Ранее таким правом обладал только президент. В случае выражения вотума недоверия президент принимает решение об освобождении премьер-министра от должности, что одновременно ведет к отставке всего правительства. Новая кандидатура премьера для представления на рассмотрение и утверждение обеими палатами парламента предлагается президентом после консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате. В случае двукратного отклонения Олий Мажлисом кандидатуры на должность премьера президент назначает исполняющего обязанности премьер-министра и распускает Олий Мажлис. Соответственно, члены Кабмина будут утверждаться президентом по представлению премьер-министра. Главная суть поправок в Конституцию страны - это предоставление парламенту права выражения вотума недоверия премьеру, а также отстранения президента от вопросов, отнесенных к компетенции Кабмина.

Еще более интригующей выглядела поправка, предложенная Исламом Каримовым, о порядке исполнения обязанностей президента, если глава государства не сможет выполнять свои обязанности в силу, например, болезни. Была предложена поправка в Основной закон страны, что в этом случае обязанности и полномочия временно возлагаются на спикера Сената Олий Мажлиса, с проведением в течение 3 месяцев выборов президента страны. (С 2006 г. председателем Сената РУ является Ильгизар Сабиров). До подписания поправок в Конституцию, Основной закон предписывал, что если президент республики по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, не может исполнять свои обязанности, то временно исполнять обязанности президента назначается некий депутат нижней или верхней палаты парламента, которого определяют на совместном заседании палат Олий Мажлиса. Действительно, весьма запутанная и непрозрачная схема. Отметим, что этот вопрос, вероятно, возник не случайно, учитывая возраст Ислама Каримова.

Новая редакция статьи 96 Конституции гласит, что при невозможности исполнения действующим президентом своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на председателя Сената, с проведением в течение 3 месяцев выборов президента.

Учитывая, какую роль теперь в жизни страны будут иметь политические партии, коротко расскажем о нынешнем партийно-политическом балансе в узбекском парламенте.

В последний раз выборы в парламент страны проходили на рубеже 2009-2010 гг.

27 декабря 2009 г. граждане республики голосовали за кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а 10 января 2010 г. прошло повторное голосование в тех избирательных округах, где не был объявлен победитель. Затем с 18 по 23 января в Узбекистане прошли выборы членов Сената Олий Мажлиса из числа депутатов местных представительных органов государственной власти. Кроме этого, 16 сенаторов из общей сотни назначались президентом Исламом Каримовым. Нынешний состав депутатского корпуса был увеличен со 120 до 135 депутатов (всего 150 парламентариев). При этом 135 депутатов избирались на многопартийной основе. Избранным считался кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вне зависимости от итогов выборов 15 депутатских мандатов в парламенте получило "Экологическое движение Узбекистана". В результате Либерально-демократическая партия Узбекистана, которая является местной партией власти, в итоге получила 53 депутатских кресла. Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ), придерживающаяся "левой" ориентации, завоевала 32 "корочки" депутата. Национально-демократическая партия "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение") смогла провести в Законодательную палату 31 своего представителя. Социал-демократическая партия "Адолат" ("Справедливость") получила 19 депутатских кресел. И замыкает список депутатов - Экологическое движение Узбекистана (ЭДУ). Это совсем новое объединение появилось на политической сцене республики летом 2008 г., хотя и не является формально политическим движением.

Зарегистрированных радикальных оппозиционных партий в Узбекистане нет, а те, что есть, все поддерживают политику Ислама Каримова и полностью контролируются исполнительной властью. Отметим, что ОБСЕ отклонила приглашение Узбекистана принять участие в наблюдении за голосованием, т.к. предыдущие рекомендации не были приняты во внимание, и отсутствовало продвижение в сторону демократических прав и свобод.

На наш взгляд, подписанные изменения в Конституцию, предложенные президентом Исламом Каримовым, ничего кардинально не поменяли и рассчитаны исключительно для критиков на Западе. Теперь с чистой совестью Ислам Каримов может заявить, что в Узбекистане налицо демократические изменения в управлении государством.

Сергей Расов, аналитик, политический обозреватель по странам Центральной Азии и Казахстану, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

20.04.2011