Владимир Парамонов, Алексей Строков

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В СТРАТЕГИЧЕСКОМ СОЮЗЕ С РОССИЕЙ

Несмотря на сохраняющийся комплекс сложных проблем, связанных, прежде всего, с устойчивой тенденцией роста сырьевой ориентации ряда стран Центральной Азии, у государств центральноазиатского региона все же есть достаточно широкие возможности по кардинальному повышению эффективности использования природных ресурсов в интересах друг друга. Однако, как представляется, главным и непреложным условием этого является форсирование процесса экономической реинтеграции в системе "Россия - Центральная Азия". Очевидно, что в пределах постсоветского пространства только Российская Федерация, учитывая масштабы ее геоэкономического и геополитического потенциала, способна взять на себя роль локомотива региональной экономической интеграции, и, что не менее важно, - защиты и обороны совместных интеграционных проектов.

Однако для этого России необходимо отказаться от стереотипа восприятия остальных постсоветских стран как "убыточных" и "дотационных" и осознать, что при грамотной экономической политике те же страны ЦА способны стать объектами наиболее эффективного приложения российского капитала и сыграть принципиально важную роль в возрождении экономической мощи России и постсоветского пространства в целом. Причем необходимо четкое понимание того, что процесс экономической интеграции на постсоветском пространстве, в т.ч. в системе "РФ-ЦА" следует сделать управляемым на межгосударственном уровне. Для этого нужен системный и комплексный подход, предполагающий наличие высокой политической воли всех государств-участников процесса, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза.

В рамках вышеуказанного подхода предлагается следующий комплекс взаимосвязанных друг с другом рекомендаций:

- рекомендация №1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества;

- рекомендация №2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества;

- рекомендация № 3: реализация локомотивных проектов в рамках Программы экономического сотрудничества.

Рекомендация №1: разработка долгосрочной Программы экономического сотрудничества

Разработка данной Программы продиктована необходимостью создания более прочного фундамента для развития полноценного экономического сотрудничества (а не деформированного как сейчас с упором на добычу и вывоз углеводородов и др. ресурсов) между РФ и странами ЦА, что в перспективе должно привести к формированию более эффективного, нежели бывший СССР, Евразийского экономического блока. Залогом этого является более чем 100-летний опыт России и ЦА совместного развития в рамках единых государственных систем (Российской империи и затем СССР) и более того - взаимная дополняемость национальных экономик.

С одной стороны, Программа должна предусматривать в качестве главной цели создание эффективных механизмов межгосударственного взаимодействия, которые могли бы обеспечить взаимовыгодный обмен всеми возможными национальными ресурсами (политическими, экономическими и др.) для скорейшего формирования эффективной системы управления межгосударственными экономическими отношениями на многостороннем уровне.

С другой стороны, Программа должна быть нацелена на стимулирование взаимовыгодного экономического (в первую очередь инновационно-промышленного) межгосударственного взаимодействия, которое обеспечивало бы эффективную модернизацию и рост национальных экономик всех стран-участниц процесса интеграции.

Рекомендация №2: аналитическое обеспечение/сопровождение Программы экономического сотрудничества

Необходимо регулярное (а не как сейчас - эпизодичное) проведение крупных междисциплинарных научно-прикладных и аналитических исследований по вопросам межгосударственного экономического сотрудничества. Важно привлекать к данным исследованиям ведущих ученых-экономистов и системных аналитиков РФ и стран ЦА, высококвалифицированных менеджеров крупных государственных корпораций, в целом задействовать кадровый потенциал министерств и ведомств, имеющих непосредственное отношение к экономической сфере.

Главное направление вышеуказанных исследований - выбор локомотивных экономических проектов, в которых важным принципом их поиска и реализации должно стать подчинение краткосрочных целей и задач экономического сотрудничества долгосрочным, стратегическим целям формирования действенного экономического блока - как в экономической сфере, так и в целом.

Организацию исследований, их финансовую поддержку, техническое, кадровое и иное обеспечение можно осуществлять в рамках уже подписанных межгосударственных документов (например, между странами-членами ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС). Общую координацию (не путать с руководством) исследований следует возложить на представителей аппаратов администраций президентов стран или правительств.

Результаты исследований предполагается использовать высшим политическим руководством РФ и стран ЦА для выработки комплексов мер по стимулированию экономической интеграции. Прежде всего, речь идет о постановке конкретных задач перед ведущими госструктурами данных государств со стороны национальных правительств.

Рекомендация №3: реализация локомотивных проектов в рамках Программы экономического сотрудничества

На основании общих концепций, целей, задач и принципов реализации долгосрочной Программы экономического сотрудничества представляется целесообразным поиск конкретных локомотивных проектов. На начальном этапе в качестве ключевых направлений предлагается рассмотреть следующие:

- глубокая переработка углеводородного сырья;

- развитие агропромышленного комплекса;

- развитие гидроэнергетического комплекса.

Проекты в рамках направления "Глубокая переработка углеводородного сырья"

Приоритетность данного направления обусловлена необходимостью развития химической отрасли, нефтегазовых отраслей ТЭК (как поставщиков сырья для химической отрасли) и многих других отраслей экономик РФ и стран ЦА, являющихся потребителями продукции химической отрасли. Тем более, сегодня уже есть все необходимые условия для реализации проектов в данном направлении, учитывая наличие хорошо развитой правовой базы и достаточно тесного сотрудничества между нефтегазовыми компаниями. Сегодня данное сотрудничество ориентировано главным образом на добычу и экспорт углеводородов, а его целесообразно переориентировать преимущественно на глубокую переработку данных ресурсов.

Предлагается создать сеть совместных предприятий (СП), нацеленных на глубокую переработку углеводородного сырья на территории стран ЦА и РФ с последующей реализацией готовой продукции на внутренних и внешних рынках. Причем, наряду с использованием уже существующих производственных мощностей, предлагается рассмотреть вопрос о совместном строительстве новых предприятий вблизи углеводородных месторождений, чтобы избежать высоких затрат на транспортировку. Например, ту же центральноазиатскую нефть, содержащую высокую долю тяжелых фракций (а в Центральной Азии большинство месторождений дают именно такую нефть), экономически более целесообразно не экспортировать, а перерабатывать на месте с применением крекинг-процессов. В частности, путем крекинг-процессов из мазута эффективнее получать высокооктановый бензин, авиационный керосин, другие виды топлива.

Одновременно с этим следует развивать и глубокую переработку газа путем создания сети газохимических производств вблизи газовых месторождений.

При этом необходимо всемерно поощрять национальные нефтегазовые компании увеличивать объемы и степень переработки углеводородов внутри системы "РФ-ЦА", наращивать выпуск продукции с высокой нормой добавочной стоимости и одновременно уменьшать объемы экспорта углеводородного сырья на внешние рынки.

Для этого целесообразно давать экономические преференции компаниям, занимающимся глубокой переработкой углеводородов (снижение налогов, арендных платежей, отсрочки по тем или иным видам налоговых выплат и т.п.), и одновременно повышать экспортные пошлины на углеводородное сырье.

Глубокая переработка углеводородного сырья могла бы дать мощный импульс к развитию реальной экономической интеграции на постсоветском пространстве. Представляется, что развитие глубокой переработки углеводородов станет взаимовыгодной для РФ и всех стран ЦА. Это будет означать подъем химической и целого ряда других отраслей промышленности, в целом преодоление экспортно-сырьевой ориентации экономик РФ и стран ЦА, а также начало процесса формирования общего энергетического рынка и создание новых рабочих мест, проникновение на внешние рынки с продукцией высокой степени передела.

Проекты в рамках направления "Развитие агропромышленного комплекса"

Огромные возможности в плане многостороннего экономического сотрудничества Российской Федерации и стран Центральной Азии заложены в агропромышленном комплексе. Сегодня Россия заинтересована в трудовых ресурсах для освоения новых и восстановления заброшенных пахотных земель, особенно на востоке страны (в Сибири и на Дальнем Востоке). В свою очередь, страны ЦА заинтересованы в трудоустройстве избыточной рабочей силы, уменьшении демографической нагрузки на экономику, а также в российских инвестициях в свои агропромышленные комплексы.

В этой связи представляется перспективным создание агропромышленных холдингов в Центральной Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке (с масштабным привлечением избыточных трудовых ресурсов из стран региона). Данные холдинги могли бы осуществлять выращивание в промышленных масштабах различных видов продовольственных и технических культур, а также их глубокую переработку на местах. Помимо стимулирования интеграционных процессов, это могло бы обеспечить продовольственную безопасность, резко увеличить объемы и расширить ассортимент продовольственных товаров, снизив при этом зависимость от импорта продовольствия.

С одной стороны, климат стран Центральной Азии позволяет выращивать в промышленных масштабах те культуры, которые в российских условиях выращивать невозможно или нерентабельно. С другой стороны, привлечение центральноазиатских трудовых ресурсов на огромные площади Сибири и Дальнего Востока позволит нарастить объемы производства продовольствия в самой РФ и одновременно решить достаточно острую проблему скрытой безработицы в государствах региона.

Все это также будет способствовать формированию общего рынка, а готовая продукция совместных агропромышленных холдингов будет пользоваться широким спросом на внутренних и внешних рынках. Очевидно, что совместные проекты в рамках развития агропромышленного комплекса будут сопровождаться и масштабными работами по строительству современного сельского жилья, инфраструктуры, производства стройматериалов и т.п., что повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест в смежных отраслях промышленности.

Проекты в рамках направления "Кооперация в гидроэнергетике"

Данное направление могло бы способствовать наращиванию объемов производства экологически чистой электроэнергии, а главное - способствовать восстановлению общей системы электроснабжения России и Центральной Азии, существовавшей в советское время. Единая система электроснабжения - важное условие для восстановления технологических связей между промышленными комплексами. В принципе, единая система электроснабжения северных областей Казахстана и приграничных областей России уже восстановлена, но крайне желательно расширить данную систему на весь регион. Это позволило бы экономить дорогостоящие невозобновляемые ресурсы (углеводороды) и значительно повысить свою энергетическую безопасность, снизить вероятность конфликта энергетических интересов, стимулировать экономический рост в целом.

Теоретически, в рамках сотрудничества в гидроэнергетике было бы перспективным именно совместное (!) освоение гидроэнергетических энергоресурсов Таджикистана и Кыргызстана. Данные страны обладают огромным гидроэнергетическим потенциалом, который даже в советское время использовался менее чем на 10%. Так гидроэнергетический потенциал Кыргызстана составляет порядка 142,5 млрд. киловатт-часов в год, а реальное производство электроэнергии - около 10 млрд. киловатт-часов. В свою очередь, гидроэнергетический потенциал Таджикистана составляет 527 млрд. киловатт-часов в год, в то время как реальное производство электроэнергии - 16 млрд. киловатт-часов в год. Тем не менее, на практике главным препятствием является проводимая данными странами политика, которая ведет к их неминуемой дестабилизации со всеми вытекающими отсюда последствиями для региональной интеграции.

Помимо вышеизложенных направлений, перспективными могли бы стать следующие:

- текстильная и легкая промышленность, учитывая то, что около 90% текстильного сырья в бывшем СССР производилось в Центральной Азии. Центральноазиатский регион (в особенности, Узбекистан) всегда был и потенциально остается стратегической базой текстильной промышленности России. Очевидно, что климатические условия не позволят России создать собственную сырьевую базу текстильной индустрии, аналогичную той, что была в советские времена. Кстати, и в досоветский период российская текстильная промышленность подобной базы не имела, а функционировала в основном на американском и центральноазиатском хлопке. И в перспективе у России вряд ли будет возможность осуществлять массированные закупки хлопко-волокна в странах "дальнего зарубежья", т.к. практически все крупные хлопкосеющие страны уже не продают, а полностью перерабатывают выращенный хлопок (Китай, Индия, Турция, Пакистан и др.). А хлопок США, Африки и Австралии находится под контролем ТНК, которые его также не продают, а сами перерабатывают. Следовательно, у России должна быть прямая заинтересованность в тесной интеграции с государствами Центральной Азии в целях возрождения совместными усилиями текстильной промышленности.

- ряд машиностроительных производств, преимущественно сельскохозяйственное, текстильное машиностроение, а также авиастроение и электроника, учитывая то, что в странах ЦА есть соответствующие производственные мощности и инфраструктура;

- цветная металлургия, учитывая то, что основные запасы цветных металлов СНГ, имеющих важнейшее промышленное значение, залегают в Центральной Азии, включая и те, которых в России практически нет, например, хром, марганец и некоторые другие.

- атомная энергетика, учитывая то, что почти все залежи урановых руд СНГ, потенциально рентабельных для промышленного освоения, находятся в Казахстане и Узбекистане. В принципе, процесс российско-казахстанской кооперации по восстановлению технологической цепочки производства ядерного топлива уже начался, но желательно включение в данный процесс Узбекистана.

В целом интенсификация многостороннего и разнопланового экономического сотрудничества между РФ и ЦА, ориентированного на инновационно-промышленное развитие, даст существенный экономический эффект. Более того, учитывая, что все эти страны (за исключением Кыргызстана) не являются членами Всемирной торговой организации, то их совместным отраслевым холдингам на период их становления может быть легко обеспечена защита от конкуренции с продукцией, производимой на мировом рынке посредством различного рода преференций (льготное налогообложение, таможенная защита и т.п.).

В результате все это привело бы к формированию и кардинальному усилению регионального экономического блока между РФ и ЦА, что создало бы условия для становления общего рынка и единой валюты, заложило бы основу для последующего выстраивания взаимовыгодных отношений с другими партнерами. Поэтому только тогда, когда совместные отраслевые холдинги окрепнут и обретут конкурентоспособность на мировом рынке, можно будет ставить вопрос об ослаблении (но не о снятии!) протекционистских мер защиты.

Как представляется, сегодня у РФ, стран ЦА, других постсоветских государств нет разумной альтернативы восстановлению единого экономического пространства. Только этот путь позволит им с максимальной эффективностью использовать свои природные ресурсы в интересах поступательного развития своих экономик, стать единым и одним из влиятельных центров силы в продолжающем формироваться новом мировом порядке.

Если всего этого не произойдет, то РФ и странам ЦА не кого будет винить, кроме самих себя в том, что основные сценарии и перспективы их будущего развития, скорее всего, будут крайне негативными.

Во-первых , наиболее вероятно, что природные (и иные) ресурсы ЦА и РФ, так и не задействованные ими для целей своего же комплексного экономического развития и, соответственно, обеспечения долгосрочной социальной стабильности и безопасности, со временем будут "поглощены" другими более грамотными глобальными игроками. В принципе, это уже постепенно происходит.

Во-вторых, возможно и то, что если РФ и в дальнейшем будет игнорировать принципиальные условия своего развития и по-прежнему не будет извлекать уроки из своей истории, то к власти в этой стране рано или поздно (возможно даже революционным путем) придут совсем другие политические силы, скорее всего, радикального толка. И очевидно, что в отличие от прежних элит эти силы будут готовы к более решительным - даже революционным действиям по переформатированию Евразии. Такое уже было в российской и центральноазиатской истории ХХ в. Сейчас этот сценарий может показаться утопией, но кто точно знает, что произойдет с РФ даже в ближайшие несколько лет?

В-третьих, как бы там ни было, но и для самой Центральной Азии скоро уже не останется "ни времени, ни пространства, ни сил" для продолжения своей многовекторной политики - этого многосложного геополитического и геоэкономического маневра между Россией и другими основными глобальными игроками. Иначе страны ЦА могут быть просто "разорваны" (даже на национальном уровне) на сферы и сектора внешнего влияния. Поэтому уже в ближайшее время Центральной Азии все же придется определяться на предмет того, с кем строить совместное будущее (или, по крайней мере, магистральный вектор развития): с Россией или с другими игроками? А если с Россией, то с какой именно?

Владимир Владимирович Парамонов и Алексей Владимирович Строков, узбекские аналитики, руководители группы "Центральная Евразия", специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

По информации - Новое Восточное Обозрение

05.04.2011