Александр Шустов

ПРЕЗИДЕНТ ИГРАЕТ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Эпопея с идеей проведения референдума о продлении полномочий президента Казахстана Н. Назарбаева завершилась довольно неожиданно. 31 января глава государства заявил об отказе от проведения такого референдума и принятом им решении провести вместо этого досрочные президентские выборы. Поскольку до очередных выборов президента еще два года, а положению Н.Назарбаева вроде бы ничто не угрожает, это решение поставило в тупик большинство аналитиков.

Предложение провести референдум о продлении полномочий Н. Назарбаева и внести для этого необходимые изменения в Конституцию в конце декабря прошлого года выдвинул парламент Казахстана. Президент с этим предложением не согласился. Однако к середине января в поддержку проведения референдума было собрано 5 млн. 12 тыс. подписей, что составляет 55,2% от общего числа избирателей в республике. Поэтому 14 января парламент единогласно преодолел вето президента и принял поправки в Конституцию, предусматривающие проведение референдума о продлении его полномочий до 2020 г. Президент направил поправки на рассмотрение Конституционного совета, который 31 января признал их незаконными по причине "неясности формулировок".

В тот же день президент выступил с обращением к народу Казахстана, в котором заявил, что "саму возможность проведения республиканского референдума по данному вопросу Конституционный Совет не отвергает", и предложил провести досрочные выборы президента. Особо в выступлении президента было отмечено то, что его полномочия в случае проведения досрочных выборов сократятся на два года и составят пять, а не семь лет.

По продолжительности пребывания на вершине власти Н. Назарбаев является абсолютным лидером среди глав государств бывшего СССР. Конкуренцию ему, пожалуй, может составить лишь президент Узбекистана И. Каримов, но и тот выдвинулся в число первых лиц республиканского руководства несколько позже. С 1984 г. Н. Назарбаев занимал пост председателя Совета министров Казахской ССР, в июне 1989 г. стал первым секретарем республиканской компартии, а в марте 1990 г. - председателем Верховного совета. В апреле 1990 г. он был избран президентом Казахстана депутатами Верховного совета, а 1 декабря 1991 г. одержал победу на прямых президентских выборах, которые тогда проходили на безальтернативной основе.

В апреле 1995 г. на референдуме президентские полномочия Н. Назарбаева были продлены до декабря 2000 г., а принятие в августе 1995 г. новой Конституции, по которой все предыдущие сроки были признаны недействительными, дало ему возможность занимать пост главы государства еще полтора десятилетия. В сентябре 1998 г. Н. Назарбаев предложил провести досрочные президентские выборы и внести ряд поправок в Конституцию, что, по его словам, должно было способствовать демократизации общественной жизни. На практике изменение Конституции привело к дальнейшему усилению власти президента. В частности, срок его полномочий был увеличен до семи лет, а верхний возрастной предел для занятия должности исключен, что позволило Н.А. Назарбаеву в январе 1999 г. и декабре 2005 г. вновь избраться главой государства.

Следующие президентские выборы должны были состояться только в 2012 г. и никаких видимых причин форсировать их проведение у Н. Назарбаева не было. Потому-то предложение продлить полномочия президента с помощью референдума, как и принятое им решение о проведении досрочных президентских выборов, повергло аналитиков в недоумение. Выдвинутые версии можно свести к нескольким основным. Первая версия заключается в том, что после завершения председательства Казахстана в ОБСЕ и декабрьского саммита этой организации в Астане Н. Назарбаев находится на пике популярности и хочет использовать этот момент, чтобы продлить свои полномочия с наименьшими усилиями. Оптимальным решением проблемы было бы проведение референдума, но данная идея вызвала резкое неприятие в Вашингтоне, Брюсселе и у некоторых международных структур.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ заявило, что референдум ограничивает возможность граждан пользоваться своими избирательными правами и не может заменить собой регулярные выборы, так как в случае подтверждения полномочий Н. Назарбаева выборы президента не будут проводиться как минимум 15 лет. С предостережениями против проведения референдума выступили США и Германия, причем посольство США в Астане даже призвало казахского президента не подрывать его собственное "историческое наследие". Возможно, Н. Назарбаев решил, что ему нельзя игнорировать столь твёрдо выраженное мнение Запада.

Вторая версия связана с тем, что руководство Казахстана опасается повторения событий, имевших место в Киргизии, Тунисе и Египте. Киргизия, до сих пор расхлебывающая последствия "апрельской революции" 2010 года, близка к Казахстану в территориальном, этническом, конфессиональном, социальном и историческом планах, а массовые беспорядки в Тунисе и Египте слишком уж близки по дате к объявлению решения о проведении досрочных выборов. Возможность переноса на Казахстан "туниcско-египетского" сценария, которая многим кажется невероятной, постоянно затрагивается в последнее время в комментариях экспертов и даже в заявлениях официальных лиц в Астане. Например, советнику президента Ермухамету Ертысбаеву пришлось отвечать на вопрос газеты "Литер" о вероятности повторения в Казахстане египетских событий. По его мнению, это "абсолютно исключено" - в Египте, мол, "половина населения страны живет на 2 доллара в день", в Казахстане же "похожая ситуация была в середине 90-х годов", но с тех пор уровень жизни в республике многократно вырос.

Между тем причиной событий в Египте и Тунисе был отнюдь не только низкий уровень жизни населения. Тунис по уровню жизни населения и темпам экономического роста в последние десятилетия вообще был лидером среди стран Африки. И внешнее спокойствие в Казахстане может оказаться обманчивым, как и поддержка, оказываемая Н. Назарбаеву Западом. В не столь отдалённом будущем Казахстану всё равно придется пройти через смену главы государства. Приближение этого рубежа само по себе создаёт условия для внешнего вмешательства и обостряет борьбу между группировками в казахстанской элите.

И, наконец, есть третья версия: назначив внеочередные президентские выборы, Н. Назарбаев провёл хорошо продуманную многоходовую комбинацию. Вовремя переизбравшись на пост главы государства, он, видимо, надеется, что будет лучше защищён от наката волны "цветных революций" нового типа.

По информации - Фонд стратегической культуры

03.02.2011