Александр Шустов

КАЗАХСТАН: ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ КЛАНОВ

Начало нового политического сезона в Казахстане ознаменовалось заметным обострением межклановой борьбы. В числе пострадавших на этот раз оказалась могущественная группировка "южан", долго занимавших доминирующие позиции во властных структурах страны. Не исключено, что внешние проявления этой борьбы являются лишь отголоском куда более ожесточенной схватки за пост преемника Н.А. Назарбаева.

Первым аккордом этой борьбы стала отставка в конце августа с поста председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Адиля Шаякхметова, место которого занял экс-глава этого ведомства, возглавлявший его в 1990-е гг., Нуртай Абыкаев. Его главной задачей аналитики считают охлаждение пыла слишком зарвавшихся "южан", позиции которых во властных структурах в последнее время заметно усилились. Послужной список Н. Абыкаева помимо руководства КНБ включает работу руководителем администрации президента, председателем сената, межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС и послом Казахстана в России. Но главное - он пользуется большим доверием президента, который с его помощью решил укрепить пошатнувшееся положение казахстанских чекистов.

Главным объектом атаки против "южан" стала генеральная прокуратура, возглавляемая "политическим тяжеловесом" Кайратом Мами. Поводом для начала кампании стало появление в сети Интернет анонимного письма "группы сотрудников КНБ", в котором утверждалось, что представители "южан" якобы готовили государственный переворот. В этих целях они будто бы пытались завербовать личного врача Н. Назарбаева, но информация об этом стала известна спецслужбам. Первой жертвой очередного витка борьбы кланов стал начальник департамента по надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности генеральной прокуратуры Мурат Мусабеков, арестованный по обвинению в незаконном прослушивании телефонных разговоров высокопоставленных чиновников. По данным казахстанской газеты "Республика", операцию по его задержанию провели сотрудники КНБ совместно со Службой охраны президента. Причем санкция на арест Мурата Мусабекова давалась "с самого верха", чтобы показать "южанам", "кто в Казахстане хозяин".

2 сентября генеральная прокуратура факт задержания Мусабекова подтвердила, однако информацию о заговоре категорические опровергла. По ее данным, Мусабеков был арестован за разглашение секретной информации. Однако этим дело не ограничилось. Ответным шагом "южан" стало возбуждение уголовного дела против министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева, который считается ставленником главы президентской администрации Аслана Мусина. Последний вместе с акимом Астаны Имангали Тасмагамбетовым является лидером западных казахских кланов. Уголовное дело против министра здравоохранения было возбуждено агентством по борьбе с коррупционными преступлениями (финансовой полицией), покровителем которой считается неформальный лидер "южан", управляющий делами президента Сарыбай Калмурзаев. Возбуждение дела против главы казахстанского минздрава привело к тому, что он оказался в коме, однако уголовное преследование так и не было прекращено.

По мнению аналитиков, дело Ж. Доскалиева явилось контратакой "южан", попытавшихся "развернуть" скандал с заговором против западных кланов. Однако эффект получился, скорее, обратный. Новый руководитель КНБ Нуртай Абыкаев вызвал на допрос управделами президента Сарыбая Калмурзаева, после чего тот с инсультом был госпитализирован в поликлинику КНБ, а затем - в одну из клиник Германии или Швейцарии. Вскоре появился слух о том, что генеральный прокурор Кайрат Мами подал в отставку и дает "некие разъяснения" сотрудникам КНБ, по итогам которых может быть возбуждено уголовное дело. 8 октября информационное агентство "Регнум" сообщило, что Кайрат Мами и другой видный представитель "южан", вице-премьер Умирзак Шукеев, в настоящее время освобождены от своих должностей и находятся под домашним арестом. При этом в генеральной прокуратуре прокомментировать информацию об отставке Кайрата Мами отказались, а в пресс-службе правительства сообщили, что Умирзака Шукеева "никто в отставку его не отправлял, сам он тоже не уходил".

Казахстанские аналитики предпочитают не называть очередной раунд межклановой борьбы "обострением", отмечая, что он является обычным для республики делом, причем куда менее громким, чем дело бывшего премьера А. Кажегельдина или президентского тестя Р. Алиева. "Борьба элитных групп - неотъемлемая характеристика казахстанской бюрократии, процесс, вполне типичный для страны", - заявил в интервью "Регнуму" аналитик Института политических решений Максим Казначеев. Более того, Нурсултан Назарбаев, по его словам, выстроил такую систему сдержек и противовесов, которая делает его малоуязвимым для подобных атак. Появление анонимного письма о заговоре против президента он связывает с попыткой давления на "группу южан", контролирующих значительную часть ключевых постов в госаппарате. Результатом этой попытки стала отставка бывшего главы казахстанских чекистов А. Шаяхметова, которого сменил Н. Абыкаев, и переориентация ведомства на вопросы внутренней политики.

Схожей точки зрения придерживается исполнительный директор алматинского "Института экономических исследований - Центральная Азия" Айтолкын Курманова. По ее словам, состояние постоянного противоборства групп власти в последние годы стало для Казахстана нормой. А. Курманова рассматривает это как "обычные спады и подъемы политической активности".

И всё же обострение внутриэлитных противоречий в Казахстане налицо. Его признаком является информация о планах Н. Назарбаева выставить свою кандидатуру на предстоящих в 2012 г. президентских выборах. Об этом в интервью оппозиционной газете "Свобода слова" заявил советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. Учитывая, что срок президентских полномочий составляет теперь пять лет, Н. Назарбаев будет возглавлять Казахстан как минимум до 2017 г. Более того, в соответствии с недавно принятым законом "О лидере нации", действующий президент, которому исполнилось 70 лет, не ограничен по числу сроков и теоретически может выставить свою кандидатуру и на выборах 2017 г. Причиной появления интервью Е. Ертысбаева аналитики считают стремление президента охладить накал борьбы между кланами за место назарбаевского преемника, ставшей главной причиной последних событий.

Неясность с тем, кто же в итоге займет пост президента после ухода Н. Назарбаева, сохраняется, что неизбежно будет провоцировать новые вспышки межклановой борьбы. Любопытно, что вместо привычного для 90-х годов деления на Старший, Средний и Младший жузы, на этот раз речь идет о региональных группировках. Последние в основе своей также имеют жузовую (родоплеменную) природу, но до сих пор региональный принцип образования политических кланов был больше характерен для государств с традиционно оседлым населением - Узбекистана и Таджикистана. Является ли это свидетельством неких структурных сдвигов в казахском обществе, пока неясно. Возможно, мы имеем дело с процессом видоизменения родоплеменной структуры, которая постепенно трансформируется в этнорегиональную.

По информации - Фонд стратегической культуры

21.10.2010