Андрей Арешев

АРМЕНИЯ И РОССИЯ НА КАВКАЗЕ: К ИТОГАМ ДНЕЙ РУССКОГО СЛОВА

В Республике Армения состоялись Дни русского слова. Организаторами этого масштабного мероприятия, знакового для российско-армянского взаимодействия в самых различных областях, стали Россотрудничество, Российское общество дружбы и сотрудничества с Арменией, Министерство культуры Армении при активном участии различных творческих и журналистских объединений. Состоялись поездки членов делегации по городам Армении и НКР, в российские воинские части, дислоцированные на территории Республики Армения, с успехом прошли встречи со студенческими коллективами ведущих ереванских вузов, гастроли московского экспериментального молодежного театра под руководством В. Спесивцева. В рамках Дней русского слова состоялся визит в Ереван руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Фарита Мухаметшина и его переговоры с Президентом Армении Сержем Саргсяном.

Конечно, Дни русского слова в Армении не являются политическим мероприятием, однако они, вне всякого сомнения, сыграют определенную роль и на пути к достижению более тесной координации действий политического руководства двух стран. Ни для кого не является секретом, что после "пятидневной войны" и разрыва дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси взоры заинтересованных сторон, нацеленных на полное и окончательное выдавливание России с Южного (а значит, неминуемо - и с Северного) Кавказа, устремились на Армению и Азербайджан. Усилия иных посольств, занимающих огромные, хорошо охраняемые территории практически в центре армянской столицы и способных в случае чего передоверить отдельные проекты своим британским, польским или прибалтийским партнерам, носят внешне незаметный, но от того не менее системный, изощренный и упорно-последовательный характер. В качестве рычага давления на армянское руководство используется и "подвешенный в воздухе" карабахский конфликт, и острые социально-экономические проблемы, существенно усиленные финансово-экономическим кризисом, и незалеченные до конца раны внутриполитического противостояния марта 2008 года, и разнонаправленные интересы основных групп политически активного населения. В общем, весь традиционный набор факторов, успешно используемых в разных странах бывшего СССР для создания нужной Западу ситуации вялотекущего управляемого кризиса. При этом напрочь блокируются любые шаги, направленные на развитие за пределами псевдолиберальных схем, давно отвергнутых в странах так называемого "золотого миллиарда", однако упорно навязываемых странам "третьего мира".

Скажем, при анализе нынешнего состояния культурно-образовательной сферы, медицины и сельского хозяйства Армении возникают устойчивые ассоциации с происходящим в России, на Украине и в некоторых других бывших советских республиках. Карабахская проблема и ведущиеся вокруг нее не совсем понятные игры (особенно после прошлогоднего признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии) усиливает внутриполитическое напряжение, являясь примерно таким же рычагом давления на Ереван, каким для российского руководства является перманентная, подогреваемая извне нестабильность на Северном Кавказе.

Как известно, армяно-турецкие контакты, оказавшиеся в центре внимания прессы и экспертного сообщества в последние месяцы, ведутся уже не один год, и не исключено, что возможности сильной турецкой дипломатии и тех, кто инициировал контакты с Ереваном, не были оценены должным образом. Только один пример: возникшая в последние недели как бы "ниоткуда" напряженность на армяно-грузинской границе, "урегулировать" которую уже смело берутся различные посольства, вряд ли является простой случайностью. Случайностей, как известно, в политике мало, и в Армении это прекрасно сознают, будучи в то же время вынужденными действовать в рамках довольно узкого коридора возможностей.

Запланированное открытие границы с Турцией (для армянской экономики акт очень неоднозначный, у которого будут как позитивные, так и не менее существенные негативные последствия) позволит оторвать Армению от России - такова трактовка происходящего на армяно-турецком "треке" некоторыми видными западными политологами. Эти же политологи прямо связывают возможное подписание протоколов об установлении дипломатических отношений между Анкарой и Ереваном с "прогрессом" в урегулировании карабахского конфликта. Под таким "прогрессом" понимаются, очевидно, все те же пресловутые "мадридские принципы", а если говорить более конкретно - сдача части территорий, находящихся между Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой (в границах 1991 года) в Кельбаджарском, Лачинском, Кубатлинском и Зангеланском районах.

Существует мнение, что в случае развития событий по неблагоприятному сценарию возникнут серьезные проблемы не только для карабахской, но и для армянской государственности на Кавказе. А это, в свою очередь, чревато серьезными проблемами для России как самостоятельного игрока в регионе Ближнего и Среднего Востока и естественного партнера Ирана, Китая, арабских государств и государств Центральной Азии. И не исключено, что есть охотники реализовать подобный сценарий (в духе небезызвестного Пола Гоббла), используя блеф якобы неминуемой в случае возобновления военных действий победы азербайджанской армии. Вероятность гуманитарной катастрофы в регионе резко возрастет именно по причине попыток слома, а не сохранения нынешнего статус-кво с его линией соприкосновения сторон, наиболее оптимальной в военно-стратегическом отношении. Разумеется, подобный поворот событий не может не беспокоить соседний Иран, имеющий протяженную границу с Кавказом и внимательно наблюдающий за происходящими там процессами. Интересы Ирана и России в регионе в большинстве случаев совпадают, но, к сожалению, этот фактор учитывается пока недостаточно.

Возможные кадровые перестановки в российском сопредседательстве в рамках Минской группы ОБСЕ, видимо, смогут придать процессу карабахского урегулирования на компромиссных условиях нужную динамику, активизировав российское посредничество. Приоритетом является необходимость сохранения и укрепления влияния России на Южном Кавказе, и "карабахский фактор" здесь - если не основной, то один из ключевых. К каким колоссальным политико-дипломатическим, материальным, репутационным и иным издержкам приводит утрата такого влияния - мы уже убедились (и, видимо, еще не раз убедимся) на примере Грузии и Украины.

Со стороны руководства Армении не будет предпринято никаких шагов, направленных на отдаление от России. Это важно понимать всем, в том числе и тем, кто, тенденциозно интерпретируя изолированные факты, пытается делать выводы, не соответствующие реальному положению дел.

Дни русского слова сыграли важную роль в укреплении доверия между Россией и Арменией. Кстати, интересное совпадение, которое было отмечено неуемными сторонниками "теории российского заговора" в западной прессе: с 8 по 10 сентября в Армении состоялось очередное совместное совещание делегаций Службы национальной безопасности Республики Армения под руководством генерал-лейтенанта Г.Акопяна и Федеральной службы безопасности Российской Федерации под руководством А.Бортникова. Кроме того, все основные проблемы российско-армянских отношений станут предметом рассмотрения в ходе очередного раунда армяно-российских политических консультаций на высшем уровне, которые состоятся в ближайшее время, до очередного раунда "футбольной дипломатии".

В современном мире Россия и Армения сталкиваются со схожими вызовами. И отвечать на них необходимо вместе. Иначе последствия для обоих наших государств будут драматическими.

По информации "Фонд стратегической культуры"

16.09.2009