Анатолий Цыганок

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АБХАЗИИ ДЛЯ РОССИИ

С точки зрения геостратегической важности территории, Абхазия расположена на побережье Черного моря и имеет плодородные земли, запасы угля, на ее территории находятся популярные курорты. Автомагистраль военного назначения М-27 и железная дорога, проходящая через территорию Абхазии, являются важными транспортными коммуникациями для тылового обеспечения российских войск в Закавказье и в Армении. Через Абхазию Россия получает выход в западные районы Грузии. Сурамский перевал делит Грузию на западную и восточную части, проходя далее через Аджарию к Турции. Южная Осетия играет для Россию такую же роль связующего коридора, но ведущего к центральной части Закавказья, - через нее проходит Военно-грузинская дорога, соединяющая Россию и Грузию.

В стратегическом отношении территория нового кавказского государства, Республики Абхазия, занимает узкую полоску черноморского побережья, защищенного труднопроходимыми горами Большого Кавказского хребта. Его разрезает Кодорское ущелье, которое спускается прямо к Сухуму. Лишь Колхидская низменность на севере оставляет простор для маневра. И то с известными оговорками - ее пересекает множество бурных рек, берущих свои истоки на высокогорье. Главная из них - полноводная Ингури, по которой и проходит сейчас основная разделительная линия с Грузией. В отличие от Южной Осетии Абхазия отделена от остальной территории Грузии природными барьерами, которые становятся естественными рубежами обороны, способными разделить противостоящие стороны. Даже в том случае, если они обладают значительным наступательным потенциалом, в том числе тяжелым вооружением - танками, самоходными установками, бронетранспортерами. Абхазия имеет границу с Россией и связана с ней железнодорожной веткой и Черноморским шоссе. Вдоль этих коммуникаций, в отличие от Транскавказской магистрали в Южной Осетии, нет сел с компактным проживанием грузинского населения.

Территория Абхазии уже становилась регионом крупномасштабного вооруженного конфликта, переросшего в реальную локальную войну и завершившуюся полным поражением одной из сторон. Здесь накоплен реальный опыт организации ведения боевых действий "полного цикла" практически во всех районах республики - горных, равнинных, городских.

Признание Абхазии и Южной Осетии создало в зонах конфликтов совершенно новую ситуацию. Старые механизмы поддержания мира нуждаются в корректировке. Однако признанные государства располагают гораздо большим арсеналом законных средств для обеспечения своей безопасности. Оборудованная по всем правилам госграница - одно из таких средств. Граница слабо контролируется, особенно в нижней части Гальского района. Там болотистые места. Броды в устье Ингури закрыть проблематично. Часть грузинского населения района поддерживает действия властей Грузии, является опорой диверсионно-террористических групп. Грузинская разведка чувствует там себя вольготно.

Есть проблемы с контролем участка границы от моста на Ингури до Кодорского ущелья. Рельеф местности не позволяет создать там надежную систему охраны границы. Для этого нужны огромные финансовые вложения и многолетнее строительство объектов инфраструктуры охраны границы.

До сих пор граница Абхазии и Грузии, проходящая по реке Ингури, не была оборудована. Не было пограничных столбов, контрольно-следовой полосы, проволочных ограждений. Приграничная территория входила в зону безопасности, установленную в соответствии с Московским соглашением от 1994 года, которую контролировали российские миротворцы. Во сколько обойдется Сухуму укрепление границы, сказать трудно. Но если учесть, что обустройство 1 метра российско-казахстанского рубежа обошлось Москве в 2005 году в 6500 рублей, и помножить это на абхазский периметр, можно составить приблизительное представление об общей сумме пограничных издержек.

Намерение оборудовать вдоль границы по реке Ингури погранзаставы подтвердил президент Абхазии Сергей Багапш: "Конечно, мы будем укреплять границу, - заявил он. - В зоне безопасности будут пограничные заставы: Мы не могли там строить пограничные заставы, потому что соблюдали договоренности, это была зона ответственности миротворческих сил. Сейчас граница будет обустраиваться, как положено. Тем более что у нас есть намерения выстраивать отношения с Россией в области таможенной политики, сейчас готовится ряд договоров по безопасности. Ситуация требует безотлагательного решения именно этого вопроса". Погранзаставы будут оборудоваться и на грузинско-югоосетинской границе. И.о. премьер-министра Южной Осетии Борис Чочиев сообщил, что "граница пройдет точно по границе бывшей югоосетинской автономной области". Чочиев подтвердил, что "намерение руководства республики подписать военный договор с Москвой, на основании которого российские войска могли бы остаться в Южной Осетии на постоянной основе, остается непреклонным".

Наиболее важным в стратегическом отношении является Гальский район Абхазии, где расположена единственная в этом регионе Ингурская ГЭС, питающая электричеством почти треть Грузии и всю Абхазию. Пульт управления этой ГЭС, построенной еще в советские времена, находится на абхазской стороне. В систему ГЭС входит канал, идущий по абхазской территории вдоль Ингури на расстоянии 12-16 км от реки. Если ранее пространство между рекой и каналом плюс такая же территория на грузинской стороне была зоной миротворческих сил СНГ и по четырехстороннему договору (между Абхазией, Грузией, Россией и ОБСЕ) туда не должны были вводиться ни абхазские, ни грузинские войска, то после признания Россией Абхазии, в этой зоне будут находиться только пограничные войска Абхазии.

Признанный статус Абхазии позволит также России использовать военный аэродром в Гудауте, где ранее базировался полк истребителей СУ-27, и два аэропорта - Бабышера и Бамбоура. Абхазия в свою очередь сможет разместить на своей территории пункты контроля вдоль черноморского побережья. Если откроют Сухумский аэропорт, "Россия будет использовать в своих интересах одну из лучших взлетно-посадочных полос в мире на этой широте, где могут садиться "Русланы"". Полоса сухумского аэропорта уникальна тем, что на нее можно садиться с обеих сторон.

Россия вряд ли откажется от 220-километровой береговой полосы, поскольку расчленением СССР ее фактически отрезали от Черного моря, а ее Новороссийский порт крайне неудобен и опасен для стоянки судов (в отличие от уютных бухт и портов Абхазии - Сухум, Очамчира и др.) ВМФ РФ могут интенсивно использовать абхазские порты, как американцы тайваньские. Наиболее подходящим является порт Очамчира, где раньше базировались советские пограничники - 6-я отдельная бригада пограничных кораблей. В порту Сухум была хорошая ремонтная база, которой пользовались сейнеры со всех портов Черноморского бассейна СССР.

По состоянию на 29 августа в 150 км от российских берегов находились 10 кораблей стран-членов НАТО, ожидалось прибытие еще 8-ми. Из состава этой группировки можно сделать некоторые выводы о характере ее задач и дальнейших действиях, не слишком дружественных по отношению к России. Самыми мощными кораблями группировки являются американский эсминец McFall, на вооружении которого имеются 48 крылатых ракет "Томагавк", предназначенных для поражения наземных целей, противокорабельный комплекс "Гарпун" и зенитный "Стандарт". Ракетные комплексы корабля объединены боевой информационной системой Ageis. В 2001 году этот корабль несколько раз выпустил свои "Томагавки": он участвовал в военных операциях против афганских талибов.

Эсминец прибыл в сопровождении корабля береговой охраны Dallas, который предполагается использовать как судно снабжения. Третий корабль, который США послали к берегам Грузии, - флагман 6-го флота ВМС США. Корабль управления Mount Whitney покинул итальянский порт Гаэта, где дислоцированы корабли американского 6-го флота, и "готов к походу" в Черное море. Среди крупных боевых кораблей в акватории находятся три фрегата - испанский Almirante Juan de Borbon, польский General K. Pulaski и немецкий Kholn. Малые союзники представлены кораблями поменьше - корветами. Румыния прислала свой Contraamiral Eustatiu Sebastian, а Болгария - "Смели".

В связи с отсутствием у Грузии на сегодняшний день флота как такового (в результате военного противодействия со стороны России), задачу по прикрытию грузинских морских рубежей отныне возьмут на себя военно-морские силы НАТО. Из этого следует, что группировка фактически будет находиться у российских берегов на постоянной основе.

Однако российскому Черноморскому флоту есть что противопоставить этой силе. Есть ракетный крейсер "Москва", прозванный в свое время "улыбкой социализма" за характерные изломанные наклонными пусковыми контейнерами ПКР П-500 "Базальт" обводы бортов. Однако эти ракеты изрядно устарели, и, как полагают многие специалисты, "Иджисы" если не справятся с ними полностью, то ущерб от "Базальтов" минимизируют. Модернизировать корабль такой размерности просто негде (вряд ли Украина согласится предоставить для этого верфи в Николаеве) и заменить его нечем. Крейсеров проекта 1164 "Атлант" у России осталось три. "В условиях сравнительно небольшой акватории Черного моря, ракетные катера представляют собой реальную силу в бою с кораблями первого ранга": по могуществу противокорабельного вооружения они не уступают последним, а большой запас хода и мощные средства ПВО им не особенно нужны - спасают скорость и малые размеры. Вполне возможно, что часть ракетных кораблей будут дислоцироваться в портах Абхазии.

При обороне портов в Абхазии стоят батареи береговой обороны, оснащенные дальнобойной артиллерией и средствами ПВО, которые могут поражать цели на расстоянии в 10 миль от берега.

После признания Абхазии возможен запуск радиолокационной станции. В зоне ее наблюдения окажется не только вся территория Абхазии, но и Азербайджан с Арменией, а также юг России. Установка российской РЛС в Сухуме является необходимой мерой еще по одной причине. Вопрос о вступлении Грузии в НАТО практически решен, и, соответственно, надо ожидать размещения американского воинского контингента на ближайших подступах к российской границе. Наиболее эффективным ответом в этих условиях является дислокация на абхазской земле, а точнее - в Сухуме, российской РЛС.

Стратегически важным для России является наличие на территории Абхазии месторождения нефти. И есть данные о немалых залежах углеводородного сырья на Черноморском шельфе.

В Абхазии достаточно хорошо развит наземный и железнодорожной транспорт. В приморской полосе Абхазии проходит электрифицированная железнодорожная магистраль Туапсе - Сухум - Самтредиа и автомагистраль Новороссийск - Сухум - Батуми. Глубинные горные районы обслуживаются железнодорожной веткой Очамчира - Ткварчели и автодорогами Бзыбь - Авадхара, Сухум - Клухорский перевал и др. Морские перевозки осуществляются через порт Сухум и портопункты Гагра, Гудаута, Новый Афон, Очамчира.

С признанием Россией Республики Абхазия для последней открыт путь к участию в олимпийском строительстве. Уже разрабатываются варианты строительства объездной дороги из Абхазии на Красную Поляну. В республике много строительных материалов, включая мрамор и гранит, щебень, песок, минеральной воды, радоновых и грязевых лечебных источников. Здесь была хорошо развита курортологическая сеть. Расположенная в благословенном краю с живописным ландшафтом и мягким субтропическим климатом, Абхазия всегда была излюбленным местом отдыха для множества людей.

* * *

Таким образом, стратегическое значение Абхазии состоит для России в том, что позволяет контролировать восточную часть Черного моря, сузить до 40-50 км государственную границу с Грузией, держать под контролем Ингурскую ГЭС, использовать в качестве баз Черноморского флота абхазские порты Сухум, Очамчира, взять под радиолокационный контроль территорию Грузии, Азербайджана, Армении, а также юг России, сократить пути доставки до портов Турции. Ракетоносная авиация может использовать военный аэродром в Гудауте; дальняя авиация может использовать Сухумский аэропорт как площадку подскока.

По информации "Фонд стратегической культуры"

01.09.2008