Александр Шустов

СКОЛЬКО РУССКИХ ОСТАЛОСЬ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ?

Начало реализации в 2006 г. государственной программы по переселению соотечественников из стран ближнего зарубежья в РФ ставит вопрос о том, на какое число переселенцев следует рассчитывать России.

Среди стран и регионов, где сконцентрирована основная масса "заграничных" русских, особую роль играет Центральная Азия, на территории которой к моменту распада Советского Союза проживала вторая по численности после Украины русская община. Из 25 млн. этнических русских, оказавшихся после распада СССР за пределами России, 9,5 млн. проживали в Центральной Азии, в том числе 2/3 - в Казахстане (6,2 млн.), и 1/3 - в республиках Средней Азии (3,3 млн.).

История заселения русскими этого региона, получившего в начале 1990-х гг. название Центральной Азии, насчитывает несколько веков. В Северном Казахстане, именовавшемся до революции 1917 г. Степным краем, русские впервые появились в конце XVI в., в Средней Азии - в середине XIX в. Массовый приток русского населения на территорию региона наблюдался во второй половине XIX - начале XX вв., особенно во время столыпинской аграрной реформы. В 1920-е гг. переселение русских в Среднюю Азия и Казахстан было вызвано гражданской войной и голодом, наиболее сильно затронувших европейские районы России. В 1930-е гг. приток некоренного, главным образом, русского населения был следствием оргнабора в промышленность, в годы Великой Отечественной войны - эвакуации персонала промышленных предприятий и учреждений, а в 1950-1960-е гг. - кампании по освоению целины.

В последние десятилетия советской власти динамика численности русских меняется. В 1968 г. начался их отток из Казахстана, а в 1970-е г. - из Средней Азии. Его причинами стали демографический "взрыв" среди коренного населения, вызвавший усиление напряженности на рынках труда, снижение темпов экономического развития, сократившее спрос на квалифицированных специалистов из "славянских" республик, а также нарастание традиционалистских, этнократических тенденций в общественной жизни региона. В 1980-е гг. рост общественно-политической нестабильности, проявлений национализма со стороны коренного населения и общее ухудшение экономической ситуации привели к тому, что миграционный отток значительно возрос. На рубеже 1980-1990-х гг. рост эмиграции русских вызвало принятие законов о государственных языках, а также межэтнические конфликты в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. При этом в Казахстане, где не было крупных межэтнических конфликтов, всплеска эмиграции в этот период не произошло, а в Туркменистане она даже несколько снизилась.

В условиях образования в границах бывших советских национальных республик новых независимых государств эмиграция русского населения приобрела лавинообразный характер. Первоначально ее главной причиной явилось обострение межэтнических отношений, вызванное ростом националистических настроений среди коренного населения, и необходимость определиться с гражданством и страной проживания. В дальнейшем на первое место вышли экономические проблемы. Важнейшим, хотя и скрытым от внешнего наблюдателя фактором выталкивания русских из Центральной Азии была и остается их выключенность из системы кланово-клиентельных связей и как следствие - дискриминация по этническому признаку при приеме на работу в сфере государственного управления и других престижных сферах деятельности. Другой тревожный фактор, действующий в том же направлении, - сокращение русскоязычного образовательного, культурного, информационного пространства и связанное с этим отсутствие социальных перспектив у детей.

Рост эмиграции русских и других некоренных этносов продолжался до середины 1990-х гг., после чего начался постепенный спад эмиграционной волны. С одной стороны, это было вызвано исчерпанием миграционного потенциала (большинство желающих уже уехали), с другой - относительной стабилизацией экономической и политической ситуации. В 1991-1999 гг. миграционная убыль Центральной Азии в обмене с Россией составила 2,6 млн. чел., 3/4 которых были славяне, в том числе 2/3 - русские. Население России в этот период за счет миграции из стран ЦАР увеличилось на 3 млн. русских, 243 тыс. украинцев и 30,4 тыс. белорусов. Почти 2/3 из них принадлежали к трудоспособным возрастным группам, более половины имели высшее или среднее специальное образование.

Ухудшение социальных перспектив, а также отток наиболее активной и трудоспособной части населения привели к тому, что уровень смертности у русских в странах Центральной Азии существенно превысил уровень рождаемости. По данным на 1995 г., в Киргизии рождаемость среди киргизов составляла 30,6, смертность - 6,4, а естественный прирост - 24,2 случая на 1000 населения (промилле), у узбеков, соответственно, - 32,1 6,0 и 26,1, а у русских - 9,2, 14,6 и - 5,26. То есть, если коренные этносы демонстрировали высокий прирост, то среди русских началось вымирание, официально именуемое "естественной убылью" населения. Аналогичные процессы происходили и в остальных республиках.

В 1989-1999 гг. численность русских в Казахстане уменьшилась с 6,1 до 4,5 млн. (на 26%), в Узбекистане - с 1,6 до 1,2 млн. (на 27%), в Киргизии - с 917 до 603 тыс. (на 34,2%.), а в пережившем гражданскую войну Таджикистане - с 388,5 до 68,2 тыс. (в 5,7 раза). Особый случай - Туркменистан, где в условиях крайне авторитарного политического режима практически отсутствует достоверная демографическая статистика. По официальным данным, к 1995 г. количество русских здесь сократилось с 334 до 299 тыс., а к началу 2001 г., - до 100-120 тыс. чел. (в 2,5-3,0 раза). Удельный вес русских в населении Казахстана за тот же период сократился с 37,4% до 30%, Киргизии - с 21,5 до 12,5%., Узбекистана - с 8,3 до 5%, Таджикистана - с 7,6 до 1,1%, а Туркменистана - с 9,5 до 2%.

В 2000-е гг. исход русских из Центральной Азии замедлился (этому способствовала стабилизация экономической ситуации в большинстве стран региона), однако численность русского населения продолжала сокращаться. В Казахстане на начало 2006 г. она составила 3 979,3 тыс., в Киргизии (на начало 2007 г.) - около 470 тыс., в Узбекистане - около 1 млн.. В Туркменистане, по всей видимости, осталось не более 90-100 тыс., а в Таджикистане - около 45-50 тыс. русских. В целом численность русского населения Центральной Азии по состоянию на 2007 г. можно оценить в 5,5 - 5,7 млн. чел.

На сегодняшний день в Центральной Азии осталось около 60% русских, проживавших на ее территории к моменту распада СССР. Несмотря на всю сложность ситуации, связанной с дезинтеграцией единого союзного государства, отток русских в РФ, будучи массовым явлением, пока не принял характера всеобщего бегства. После Украины, где проживает, по оценкам, около 11 млн. этнических русских, Центральная Азия остается вторым по значимости "ближнезарубежным" демографическим резервуаром русского населения. Абсолютное большинство русских сконцентрировано в трех республиках - Казахстане, Узбекистане и Киргизии. В Таджикистане и Туркмении численность русских в последние годы сократилась до минимума, причем значительную часть их составляют лица пенсионного и предпенсионного возраста.

Планируя переселение русских и других "европейских" этносов из Центральной Азии в Россию, следует учитывать, что большинство из тех, кто остались, к настоящему времени адаптировались к сложившимся условиям и нередко имеют довольно высокий социальный статус и уровень жизни. Сегодня многие из русских занимают сравнительно высокооплачиваемые по сравнению с коренным населением рабочие места в промышленности и других технически сложных сферах деятельности, часть имеет свой бизнес. Будучи наиболее активной частью русского этноса, длительное время жившей в иноэтничном окружении, они заметно отличаются по менталитету от русских в России, причем нередко - отнюдь не в худшую сторону. Их переселение и адаптация в России потребовали бы довольно значительных финансовых и организационных усилий; в противном случае выполнение самой программы переселения окажется проблематичным.

Год, прошедший с начала реализации в декабре 2006 г. государственной программы по переселению в Россию соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, позволяет подвести ее первые итоги. По данным Федеральной миграционной службы, оглашенным 14 ноября на международном информационном форуме "Интеграция соотечественников - 2007" в Москве, в рамках программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию переселилось в течение года всего 130 человек (планировалось - 50 тысяч человек). Прямо скажем, несоответствие между задуманным и исполненным - громадное. При этом в ФМС поступило 4500 анкет от соотечественников, желающих переселиться в Россию, и по 1500 из них уже принято положительное решение.

В выступлениях участников форума "Интеграция соотечественников - 2007" вскрылся целый спектр нерешенных проблем. Самым критичным оказался доклад губернатора Калининградской области Г. Бооса, по словам которого главной проблемой переселенцев является жилищная: не имея того, что называется налоговой и кредитной историей, они не могут получить кредит на покупку жилья. Очень плохо, по его оценке, работают российские посольства и консульства - в Калининградскую область поступило 13 000 обращений от проживающих в Казахстане соотечественников, и в каждом содержалась жалоба на работу посольства. Представители МИД и ФМС, в свою очередь, стремятся переложить ответственность на регионы, обвиняя их в недостаточных усилиях по поиску работы для переселенцев.

Отсутствие необходимого числа переселенцев (в 2007 г., как уже сказано, планировалось переселить 50 тыс., а до 2012 г. - 300 тыс. чел., не считая членов их семей) заставляет взглянуть на саму программу переселения более внимательно. Куда, собственно, предлагают переселяться соотечественникам? Пока для переселения можно выбрать один из 12 регионов - Приморский, Хабаровский и Красноярский края, Иркутская, Амурская, Тверская, Тюменская, Липецкая, Калининградская, Тамбовская, Новосибирская и Калужская области. Из 12 регионов 7 расположены на Дальнем Востоке и в Сибири, где в условиях отсутствия рабочих мест и деградации инфраструктуры до последнего времени наблюдался миграционный отток населения. Области, расположенные в Центральной России, также не относятся к числу высокоразвитых. Неудивительно, что переселенцы не горят желанием ехать в регионы, где они вполне могут оказаться без работы.

В итоге большинство переселенцев выбрали наиболее развитую и "европейскую", на их взгляд, Калининградскую область. Более половины всех анкет, принятых посольством РФ в Казахстане, направлено в этот регион, и по 50% из них дано положительное заключение. На 15 ноября 2007 г. в республике было выдано 81 свидетельство переселенцев в Калининградскую область. Помимо нее соотечественники начали переселяться в Липецкую, Тамбовскую и Иркутскую области. В отличие от других регионов Липецкая область располагает подготовленной экономической базой. По словам начальника управления труда и занятости областной администрации П. Яицкого, в регионе открыто пять особых экономических зон, построено 4 новых завода, что в течение ближайших 5-6 лет обеспечит около 20 тысяч новых рабочих мест. На реализацию программы переселения из областного бюджета выделено 250 млн. руб., из которых оплачиваются стипендии, переобучение репатриантов и пособия безработным. В область уже прибыли 11 семей переселенцев, еще 146 анкет находятся на рассмотрении. Всего о желании переселиться в Липецкую область заявили около 1000 соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе - Германии, Израиля, Канады, США и Аргентины.

Коллективный (общинный) тип миграции отмечен в Тамбовской области, куда переселяются духоборы из Грузии. По словам начальника областного управления занятости населения С. Дрокова, общая численность русской духоборческой общины этой республики оценивается в 387 чел., 56 из которых уже прибыли на новое место жительства и занимаются строительством специального микрорайона. Первые семь семей переехали в Иркутскую область, о желании переселиться в которую также заявили 46 семей из Казахстана, Молдовы, Украины, Киргизии и Узбекистана.

Причины неудачной реализации переселенческой программы чаще всего кажутся лежащими на поверхности. По мнению заместителя директора Института стран СНГ В. Жарихина, реальное количество тех, кто намерен переехать в Россию, составляет тысячи, максимум - десятки тысяч человек, так как все желавшие уехать уже уехали. Те же, кто остался, адаптировались к условиям жизни в новых независимых государствах, и резкого увеличения их притока ожидать не стоит. Однако, информация о положении русского населения в странах Центральной Азии такие мнения не подтверждает. В Казахстане, где проживает около 4 млн. русских и еще 1 млн. представителей других "некоренных" народов, значительная их часть, по словам руководителя общества "Светоч", члена Всемирного координационного совета российских соотечественников А. Лобанова, настроена на эмиграцию. Более того, в ближайшие годы произойдет ее усиление. Основная причина - сужение культурного, информационного и образовательного пространства русского языка. На практике это выражается в реализации программы перевода всего делопроизводства на казахский язык, сокращении русскоязычной системы образования всех уровней, все большем расхождении с российской школой и в плане программ обучения, и в ментальном плане, что вызывает у "некоренных" озабоченность по поводу социальных перспектив их детей.

Схожая ситуация сложилась и в других государствах Центральной Азии. По словам члена Координационного совета российских соотечественников в Киргизии А. Фаттаховой, некоренным жителям "в нынешнее время труднее подняться по карьерной лестнице, получить доступ к принятию решений на высоком уровне по наиболее актуальным проблемам и вопросам (экономическим, социальным, политическим и так далее)". А так как ничего кардинального в республике, скорее всего, не произойдет, значительная часть русских и "русскоязычных", не видящих для себя перспектив, настроена на эмиграцию. Яркий пример - рассказ одного из посетителей посольства России в Узбекистане, узбека по национальности. Его жене - русской, работающей в бухгалтерии одного из республиканских министерств, - на работе "открытым текстом сказали, что здесь не останется ни одного русского". То, что для коренных этносов выглядит "нормальным" процессом становления их новой государственности, для "некоренных" (объявленных таковыми после распада СССР) выливается в мало приемлемые условия жизни. В ближне и среднесрочной перспективе факторы выталкивания значительной части русского населения, по-видимому, сохранятся.

В этих условиях РФ, конечно, получает шанс привлечь население, которого "не хватает" в условиях не преодоленного демографического кризиса. Возрастной, этнический и социально-профессиональный состав потенциальных переселенцев с точки зрения потребностей рынка труда в РФ исключительно благоприятен. По данным ФМС, основную массу переселяющихся людей составляют рабочие 40-50 лет, более трети которых получили высшее и среднее специальное, а еще треть - среднее техническое образование. Большинство переселенцев имеют рабочие и хозяйственные специальности, а среди получивших высшее образование преобладают специалисты инженерно-технического профиля. Более 60% потенциальных переселенцев из стран Центральной Азии составляют русские, много украинцев и белорусов, около 10% подавших анкеты - представители титульных этносов региона.

Вопрос в том, насколько существенны стимулы, предлагаемые переселенцам. Оплаты стоимости переезда до нового места жительства, небольших в сравнении со стоимостью жилья "подъемных" и шестимесячного пособия в случае отсутствия работы, безусловно, недостаточно. Такими мерами не стимулируют. Более того, переселенцы, по отзывам на интернет-форумах Узбекистана, "хотят не льгот, не денег, жилья и работы. Они всего лишь хотят получить гражданство, хотят жить и трудиться в России".

В этих условиях полезным может оказаться дореволюционный опыт. До 1917 г. славянская колонизация Средней Азии осуществлялась путем создания целых поселений, имевших собственную инфраструктуру (школы, церкви, дороги и т.п.) и комплексное хозяйство, что обеспечивало их устойчивость и независимость от местного населения. В наше время переселение соотечественников в РФ целесообразнее осуществлять путем привлечения рабочих на существующие или вновь создаваемые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, выдавая им льготные кредиты на строительство жилья в отдельных поселениях или кварталах. Эти меры (если, конечно, правительство, видит в них смысл) обеспечат мигрантам более прочную социальную и экономическую основу, сделав саму программу переселения более реалистичной и успешной.

По информации "Фонд стратегической культуры"

20.11.2007