С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Петр Искендеров

КОНСТИТУЦИЯ РАСКОЛА

В административном центре самопровозглашенной "Республики Косово" городе Приштина несколько дней назад прошли торжества, посвященные трехлетию краевой конституции. Она вступила в действие 15 июня 2008 года. Документ объявлял Косово "свободной, демократической и миролюбивой страной", которая "станет Отечеством для всех своих граждан" и "гарантирует права каждого гражданина, гражданские свободы и равенство всех граждан перед законом". В статье первой подчеркивалось, что "Республика Косово является независимым, суверенным, демократическим, единым и неделимым государством". [1]

Документ готовился при активном участии Европейского союза. Как подчеркивала пресс-служба косовской Конституционной комиссии, "проект документа был изучен в Евросоюзе и одобрен специальным представителем ЕС в Косово Питером Фейтом". [2] Конституция Косово была принята в апреле 2008 года при отсутствии в зале заседаний сербских депутатов косовской Ассамблеи, изначально не веривших, что осененное основным законом государство "станет Отечеством для всех своих граждан".

Данный документ - наглядный пример того, как искусственно насаждаемые извне нормы способны дискредитировать и сами себя, и весь политический процесс. За минувшие годы Косово прославилось не укреплением свободы и демократии, а чередой скандалов - кульминацией которых стал доклад ПАСЕ о причастности лидеров косовских албанцев к подпольной торговле человеческими органами и другим преступлениям.

Более того, сохраняющаяся неурегулированность проблемы статуса Косово служит дестабилизирующим фактором для всего балканского региона. А США, ЕС и другие международные игроки, навязывая свой "косовский проект" другим странам и международным институтам, создали опасный прецедент игнорирования основополагающих норм ООН, касающихся национально-государственного строительства.

Говоря о нелегитимности конституционных основ косовской независимости, стоит напомнить, что в отношении края сохраняет свою полную силу резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года. Она постановила "развернуть в Косово, под эгидой ООН, международное гражданское присутствие и международное присутствие по безопасности". Их целью провозглашалось создание "временной администрации для Косово, под управлением которой население Косово сможет пользоваться существенной автономией в рамках Союзной Республики Югославии; эта временная администрация будет обеспечивать переходную администрацию, одновременно создавая и контролируя развитие временных демократических органов самоуправления в целях обеспечения условий для налаживания мирной и нормальной жизни для всех жителей Косово" [3]

На основе данного документа краевая Миссия ООН - действующая и сегодня - приняла целый ряд документов, касающихся функционирования косовских органов власти. Главным из них стали утвержденные в 2000 году "Конституционные рамки временного самоуправления" в Косово, приведшие все ключевые сферы жизни в крае в соответствие с основополагающими нормами ООН, включая обеспечение демократических прав и свобод. Этот документ получил поддержку Совбеза ООН, и в нем Косово определяется не как независимое государство, а как территория под временной администрацией ООН. Кроме того, глава Миссии ООН по делам временной администрации в Косово получил право отменять все решения местных органов власти - включая постановления парламента и указы президента - если они противоречат резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 и другим основополагающим международно-правовым документам. "Специальный представитель Генерального секретаря сохраняет за собой законодательную и исполнительную власть", - гласил соответствующий пункт "конституционных рамок". [4]

Однако самопровозглашение независимости Косово в феврале 2008 года и ее немедленное признание ведущими западными державами ввергло косовскую проблему в международно-правовой тупик. В настоящее время на территории края фактически действуют два конституционных документа - нормы, сформулированные по линии ООН, и конституция, разработанная Евросоюзом. Первые отрицают независимость Косово, вторая - ее закрепляет. Характерно, что сами лидеры албанских сепаратистов и разработчики конституции из брюссельских кабинетов Европейского союза не скрывали истинных целей своего документа. Речь шла о том, чтобы подобным образом "проложить путь к освобождению Косово от присутствия Миссии ООН". [5]

К слову, применительно к Косово, его статусу и механизму функционирования краевых властных структур существует еще и третий документ - так называемый "план Ахтисаари". Он был подготовлен экс-президентом Финляндии в 2007 году в бытность спецпосланником генсека ООН по Косово. Этот документ не был поддержан в Совете Безопасности ООН, однако его нормы о "поднадзорной независимости" Косово легли в основу и краевой конституции, и деятельности Миссии ЕС в Приштине, явочным порядком вытесняющей из края представительство ООН. Да и сама ООН в лице, прежде всего, ее генсека Пан Ги Муна не слишком активно препятствует данному процессу. Не случайно в итоговом докладе ООН за 2010 год, посвященном миротворческим операциям Объединенных Наций, переживаемый Косово момент расплывчато охарактеризован как "время политических перемен". Неудивительно, что задача Миссии ООН по делам временной администрации в Косово сформулирована как "выполнение своего мандата в статусно-нейтральной манере", а отнюдь не как возвращение ситуации вокруг края в международно-правовое русло с отменой всех ранее принятых односторонних решений. Правда, одновременно доклад напоминает, что ооновское представительство в Приштине продолжает функционировать "на основании резолюции Совета Безопасности № 1244 от 1999 года бок о бок с Миссией Европейского союза в области верховенства закона, размещенной в декабре 2008 года и действующей под общими полномочиями ООН". [6]

Стоит отдать должное косовским политикам и средствам массовой информации - их комментарии по поводу трехлетней годовщины конституции носили на сей раз весьма сдержанный характер. Ведущая приштинская албаноязычная газета "Коха диторе" в своей передовой статье подчеркнула, что за прошедшие три года центральные институты власти в Косово так и не смогли реализовать основные положения Конституции - в том числе "сделать государство суверенным и неделимым". [7]

Однако обращает на себя внимание, что основная критика, адресованная властям, связана с неспособностью последних взять под контроль северные районы Косово, где компактно проживает сербское население. Как сообщает в своей передовице газета "Косова сот", спустя три года после принятия конституции, данный документ "так и не был введен действие по всей территории Республики". [8] Аналогичное мнение высказал и спикер Ассамблеи Косово Якуп Красничи, назвавший прогресс в имплементации конституции в северной части Косово "незначительным". [9]

В этом и состоит главная мина, заложенная три года назад архитекторами псевдонезависимости Косово. Косовская конституция по своему определению не могла стать документом, консолидирующим общество. Ей изначально отводилась роль политико-правового обеспечения курса Приштины по насильственной "албанизации" Косово как первого этапа на пути создания "Великой Албании".

Примечания:

[1] Kushtetuta e Republikes se Kosoves. Prishtine, 2008. F.1-3.

[2] Время новостей, 08.04.2008

[3] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/89/PDF/ N9917289.pdf?OpenElement

[4] Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии. Документы. Том третий (2000-2005 гг.). М., 2008. C.21.

[5] http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/7339239.stm

[6] UnitedNationsPeaceOperations. 2010: YearinReview. NewYork, 2011. P.71-72.

[7] Koha Ditore, 15.06.2011

[8] Kosova Sot, 15.06.2011

[9] Zeri, 15.06.2011

По информации - Фонд стратегической культуры

18.06.2011