С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Петр Искендеров

ЛОКОМОТИВ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ДАЛ ЗАДНИЙ ХОД

Еврокомиссар по внутренним делам Сесилия Мальмстрем и президент Франции Николя Саркози добились своего: официально дан "задний ход" одному из локомотивов евроинтеграции - единому шенгенскому пространству: Обнародованные Еврокомиссией предложения по "уточнению" шенгенских норм безвизового пространства ЕС предусматривают временное восстановление контроля в границах Евросоюза в случае дальнейшего обострения проблемы с беженцами и мигрантами. Речь идет, в частности, о праве стран-членов Евросоюза временно восстанавливать пропускной режим на своих границах в случае "утраты контроля над миграционной ситуацией одним из государств сообщества, чьи границы являются внешними границами ЕС".

По словам Сесилии Мальмстрем, разработанные инициативы "служат дополнением к неотложным краткосрочным мерам, уже принятым Комиссией применительно к ситуации с миграцией в Средиземноморье и давлению, оказываемому мигрантами на границы государств-членов" [1]. Речь идет, в частности, о выборочном проведении на восстанавливаемых контрольно-пропускных пунктах визового контроля и досмотра багажа.

Эти предложения будут рассмотрены 12 мая на заседании Совета ЕС на уровне министров внутренних дел в Брюсселе. А 24 июня в игру вступит Совет Европы, намеренный провести всестороннее обсуждение проблемы миграции. Учитывая болезненное пристрастие последней организации к проблемам нарушений прав человека (не только действительных, но и мнимых), данная дискуссия неизбежно перейдет в крайне невыгодное для руководства Европейского союза русло. Встаёт вопрос: насколько ограничения шенгенского режима, пусть даже временные, соответствуют принципам уважения прав человека в "единой Европе"?

Вне зависимости от исхода подобных дискуссий уже могут потирать руки лидеры многочисленных радикальных националистических группировок по всей Европе, и без того все громче требующих от своих правительств плотнее закрыть национальные границы от притока мигрантов - претендентов на социальные пакеты, а также просто преступников и террористов. Не случайно вслед за уже осуществлявшимся по распоряжению французского президента Саркози временным закрытием границы между Францией и Италией на аналогичные заградительные меры собирается пойти Австрия - где подлинный ренессанс переживает националистическая и антииммигрантская Партия свободы. Ведь проблема беженцев и нелегальных иммигрантов возникла не в Тунисе и не в Ливии. В 2009 году в Евросоюз незаконно проникли почти 600 тысяч лиц из третьих стран. И это не только те, кто перебираются во Францию или Италию из Туниса, Египта, Ливии; основные районы проникновения в ЕС - это также границы между Скандинавией и Прибалтикой, польские рубежи, балканский маршрут.

Бьют тревогу и ведущие европейские издания. В частности, влиятельная мюнхенская газета "Зюддойче цайтунг" со ссылкой на источники в ЕС сообщает о более чем 20-ти тысячах беженцев из Туниса, Ливии и других государств Северной Африки, которые с января текущего года не просто прибыли в Италию и другие "пограничные" страны Евросоюза, но "растворились" на шенгенских просторах [2].

Не случайно итальянский эксперт Массимо Мерлино, один из авторов аналитического доклада "Гонка против солидарности", подготовленного по заказу брюссельского Центра европейских политических исследований и обнародованного 29 апреля 2011 года, говорит уже не о проблеме беженцев или шенгенских виз, а о происходящем в Европе общем изменении политического климата. Его проявлениями, помимо нынешнего кризиса с беженцами, являются множащиеся заявления лидеров ведущих стран-членов ЕС (Великобритании, Франции, Германии) о провале "политики мультикультурализма", одобренные французским обществом правительственные меры по высылке цыган в 2010 году, подтвержденный референдумом в Швейцарии запрет на сооружение в стране мечетей.

Кто-то говорит о "волне национализма", захлестнувшей Европу, но можно сказать и по-другому: европейское общество - здоровое, традиционное, а не тлетворно-политкорректное, защищается от разрушительных внешних воздействий, в ряду которых "давление со стороны мигрантов" - лишь частный случай наступления агрессивного глобализма.

Анализируя последствия нынешнего "шенгенского" кризиса, авторы доклада "Гонка против солидарности" называют проблему, возникшую как "франко-итальянское дело", "тестом на соответствие национальных иммиграционных мер и действий общему законодательному корпусу, касающемуся пересечений границ", олицетворяемому шенгенским режимом, - но не только. Речь идет о судьбе "общих правовых принципов, лежащих в основе иммиграционной политики Европы и всей шенгенской системы", подчеркивается в документе [3].

Грустный, по по-своему показательный парадокс. О решении Еврокомиссии относительно дальнейшей судьбы шенгенского режима стало известно 4 мая - накануне отмечаемого по традиции в европейских странах 5 мая Дня Европы. В этот день в 1949 году был создан Совет Европы, который сегодня вынужден заниматься проблемами, не объединяющими, а разделяющими европейское пространство. Да и обещание, данное Евросоюзом Болгарии и Румынии, поспособствовать их вхождению в безвизовое пространство к концу 2011 года - явно повисло в воздухе.

[1] http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/ 11/532&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en

[2] SueddeutscheZeitung, 04.05.2011.

[3] Carrera S., Guild E., Merlino M., Parkin J. A Race against Solidarity. TheSchengenRegimeandtheFranco-ItalianAffair. Brussels, 2011. P.2.

По информации - Фонд стратегической культуры

10.05.2011