С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Анна Филимонова

СЕПАРАТИСТЫ ВОЕВОДИНЫ И ЕС ГОТОВЯТ РАЗДЕЛ СЕРБИИ. НА ОЧЕРЕДИ ДРУГИЕ СТРАНЫ

Докладчик Европарламента по Сербии Елко Кацин ещё в конце октября 2010 г. выразил волю Брюсселя по вопросу о евроинтеграции Сербии и "проблеме Воеводины". Он заявил, что Сербия должна быть готова к выполнению тяжелых домашних заданий, которые задаст ей Еврокомиссия, - реформа системы правосудия, предоставление большей свободы СМИ и решение проблемы Воеводины. По мере продвижения к заветной цели "домашние задания" Евросоюза будут становиться ещё более тяжелыми - и все для того, чтобы "усилить проевропейские силы". Самое трудное, по словам Кацина, предстоит в конце - генеральная проверка готовности Сербии принять евроинтеграцию должна показать наличие "прорыва в сознании".

Как известно, Брюссель выдвигает два основных условия принятия Сербии в члены Евросоюза. Первое и главное условие - выдача на судебную расправу Ратко Младича и Горанана Хаджича; второе, определяемое как "условие всех условий", - раздел Сербии на несколько еврорегионов. Елко Кацин призвал также сербское руководство "улучшить отношения Белграда и Приштины, Белграда и Сараево, Белграда и Нови Сада" (1). Обращает на себя внимание логический ряд, в котором Воеводина противопоставляется Сербии. Создается впечатление, будто речь идет о двух государствах: 25 из 27 государств-членов ЕС признают Косово независимым государством, БиГ таковым является, и присутствие в этом ряду Нови Сада носит характер открытой демонстрации тезиса, что в перспективе (видимо, недалекой) Нови Сад должен, подобно Приштине и Сараево, стать столицей независимого государства.

Обоснование дальнейшего расчленения Сербии воеводинские сепаратисты и их международные покровители выводят из заключений Международной конференции по бывшей Югославии (МКБЮ, конец августа 1992 г., Лондон). Тогда была принята декларация, в которой значилось: "Все участники должны выполнить взятые на себя обязательства. Особенно Сербия и Черногория... Они обязались прекратить интервенцию на границе с Боснией и Герцеговиной: Гражданам Косово и Воеводины вернуть все гражданские и конституционные права и гарантировать соблюдение гражданских прав жителям Санджака". То есть линии разлома Сербии были обозначены в Лондоне еще тогда, в 1992 году. В противном случае, угрожали участники МКБЮ (среди них были Генеральный секретарь ООН, представители пяти постоянных членов СБ ООН, 12 членов Европейского сообщества, СР Югославии и 4 бывших югославских республик, соседних стран, Канады, Японии, Турции, Саудовской Аравии, СБСЕ, ОИК и Международного красного креста), СБ ООН применит жесткие санкции, которые приведут к полной изоляции Сербии и Черногории (2). Таким образом, МКБЮ в обход действующих конституционных норм Сербии постановила, что Косово и Воеводина, так же как и шесть остальных югославских республик, являются конститутивными частями югославского федерализма.

Далее указанные шесть республик стали самостоятельными государствами, Косово при всемерной западной поддержке борется теперь уже за укрепление своей независимости, а на очереди - Воеводина и Санджак.

Общим для сепаратизмов косовского, воеводинского и санджакского типов является насаждаемый Западом метод применения двойных стандартов. Так, другие международные соглашения, в частности даже решения комиссии Бадинтера от 1992 г. (по которым за федеративными республиками бывшей СФРЮ признавался суверенитет, а в качестве международных границ признавались внутренние административные границы на момент распада), отвергаются. Вопрос о Воеводине объявляется до сих пор не решенным. Из возможных вариантов решения предлагаются три: "внутрисербский вариант" - предоставление существенной автономии; раздел - присоединение северной части Воеводины (где в большинстве проживают венгры) к Венгрии; и преобладающий вариант - отделение всей Воеводины как заключительный аккорд в распаде бывшей Югославии. При этом даются обещания "соблюдать права меньшинств" (3).

Апеллируя к формуле "примат прав человека над суверенитетом государства" и отталкиваясь от решений МКБЮ, сепаратисты заявляют: Сербия фактически является федерацией, в которой Воеводина обладает конституционным субъективитетом; гражданам Воеводины следует вернуть их конституционные права (это означает придание Воеводины статуса федеративной единицы, федеральной республики, входящей в состав Республики Сербии). Обратим внимание, что в случае Воеводины, в отличие от Санджака, речь не идет об автономии, а о "праве" Воеводины на самоопределение, отделение и независимость (4).

Сербия, по утверждениям воеводинских сепаратистов, не выполнила "главные договорные условия", обозначенные в декларативный характер формуле Резолюции Воеводинской скупщины "О присоединении к Королевству Сербии" (КСХС) от 25 ноября 1918 г., гарантирующей Воеводине "свободу, равноправие и прогресс". Сербия, мол, дважды нарушила взятые на себя обязательства при Слободане Милошевиче, который в 1988 г. "нарушил Конституцию 1974 г.", отменив автономию Воеводины, и с принятием Конституции 2006 г., по которой Воеводина стала "подчиненным субъектом". Апологетов сепаратизма не удовлетворяет ни принятый в 2009 г. Статут Воеводины, ни даже возможность возвращения к положению 1974 года. Сепаратисты хотят большего и в этом имеют прямую поддержку Евросоюза. Так, во второй половине 2011 года предполагается открытие специальной канцелярии Воеводины в Брюсселе, а "наполнение автономии" содержанием будут контролировать уполномоченные представители Европарламента. Реально это будет означать, как в Санджаке и на юге Сербии, увеличение доли представителей национальных меньшинств в полиции и органах правосудия. Курс на это взял Ш. Егереши, председатель Скупщина Воеводины.

Препятствием к децентрализации и регионализации Сербии является ее Конституция 2006 года, которую призывают как можно скорее ликвидировать, вероятно, после проведения досрочных выборов. Обоснованием выдвигается неясный и далекий от сути вопроса тезис - "забота о гражданах Сербии", "которые в повседневной жизни сталкиваются с трудностями, поскольку действующая Конституция не позволяет им управлять собственной жизнью". Препятствием для "лучшей, качественной, жизни" объявляется наличие централизованной государственной власти. А залогом успеха - появление третьего, регионального, уровня власти наряду с центральной и локальной, которая должна стать альтернативой "столкновению интересов центральной и локальной властей" (5).

Подготовка общественного мнения должна вступить в новую фазу с открытием дебатов по обсуждению проекта Платформы объединенных регионов Сербии, выдвинутого партией Объединенных регионов Сербии (ОРС) во главе с М. Динкичем. Проект предполагает разделение Сербии на семь областей, создание Вече регионов (35 членов), уменьшение числа депутатов сербской Скупщины до 200 человек и переход на комбинированную избирательную систему, которая уже существует в Воеводине. Активную поддержку ОРС получают со стороны официального Белграда, по решению которого 26 марта 2009 г. была создана Канцелярия Национального совета по децентрализации Республики Сербии. В задачи Совета входит выработка "Стратегии децентрализации [читай: расчленения. - А.Ф.]" страны, а главой Совета назначен не кто иной, как Н. Чанак, любящий эпатировать публику "выпуском" венгерских паспортов, лозунгом "Срем-Хорватия" и изданием в Сербии газеты "Децентрализатор".

Венгерские сепаратисты в Воеводине пользуются полной поддержкой своего естественного, "кровного" союзника - Венгрии. Прямо покровительствует им и Брюссель, действуя, в частности, через Фонд "Европейские дела". Фонд финансирует Программу трансграничного сотрудничества Сербия - Венгрия, в которую вложено более 12 миллионов евро. Параллельно лоббируется проект "Дунайская стратегия развития", кульминацией которого должно стать формирование Дунайского макрорегиона. Таковы перспективы эволюции "воеводинского вопроса".

В мае 2010 г. Венгрия приняла закон о двойном гражданстве для венгров из соседних стран. Закон вступает в силу с 1 января 2011 г. Действием закона будут охвачены 3,5 млн. венгров, проживающих в Румынии, Словакии, Сербии, Хорватии, Украине и Австрии.

Лидер Союза венгров Воеводины Иштван Пастор лукаво отрицает политическую значимость данной меры, но одна из соседних с Венгрией стран - Словакия - уже прореагировала на это законотворчество очень резко: закон подвергся жесткой критике вплоть до обещания лишить словацких венгров, принявших венгерское гражданство, словацкого гражданства (6).

В Воеводине уже сформированы группы политических активистов, готовые по сигналу из Будапешта и при поддержке властей ЕС осуществить план выхода этого края из состава Сербии. Однако надеждам на то, что "регионализация" страны, покончив с "атавизмами суверенитета", принесёт сербам кусок "большого европейского пирога", не суждено сбыться. Об этом говорят резкие диспропорции развития стран и регионов в самом Евросоюзе - достаточно взглянуть на примеры Валлонии и Фландрии, Севера и Юга Италии и т.д. В случае Сербии искусственно созданный "еврорегион" будет культивировать столь же искусственную "региональную идентичность" с передачей функций власти и управления наднациональным брюссельским институтам.

______________________________

(1) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option= com_content&view=article&id=680:srbiju-oekuju-sve-tei- zadaci&catid=54:prenosimo&Itemid=67

(2) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option= com_content&view=article&id=660:punoletstvo-neispunjenih- obaveza-prema-vojvodini&catid=54:prenosimo&Itemid=67

(3) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option= com_content&view=article&id=361:pravo-vojvodina-na- samoopredeljenje-i-nezavisnost&catid=41:politika&Itemid=55

(4) http://www.slobodnavojvodina.org/index.php?option= com_content&view=article&id=660:punoletstvo-neispunjenih- obaveza-prema-vojvodini&catid=54:prenosimo&Itemid=67

(5) http://www.nspm.rs/hronika/vladimir-ilic-donosenje- novog-ustava-prvi-zadatak-sledece-vlade.html

(6) http://www.rtv.rs/sr_lat/vojvodina/od-madjarskog-pasosa- samo-emotivna-korist_191803.html

По информации - Фонд стратегической культуры

08.12.2010