Владимир Терехов

"МОЗАИКА" КИТАЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОСТАЕТСЯ СЛОЖНОЙ

Собственно, само использование слова “мозаика” в обобщённой характеристике китайско-европейских отношений уже исключает возможность их схематично-упрощенного (“на пальцах”) толкования. Включение же словосочетания “остаётся сложной” обозначает отсутствие каких-либо трендов в сторону “упрощения” указанной характеристики. Поскольку в отношениях европейцев со второй мировой державой продолжают присутствовать все ранее отмечавшиеся факторы, чаще всего противоположной по отношению к друг другу направленности.

Эти последние нашли подтверждение как в ходе недавней обсуждавшейся НВО поездки в Европу нового премьер-министра КНР Ли Цяна, так и в ряде последующих событий, на которых имеет смысл кратко остановиться.

Во-первых, странным образом продолжает себя вести высшее чиновничество ЕС. Уж не стала ли своеобразным “ответным уколом” на прохладный приём в Пекине в ходе состоявшегося в начале апреля визита в КНР председателя Еврокомиссии У. фон дер Ляйен её же прошедшая в конце июля поездка на Филиппины. Принимая во внимание сложный характер отношений Манилы с тем же Пекином и всё более заметный дрейф внешнеполитического курса первой в сторону геополитических оппонентов второго, каковыми прежде всего являются Вашингтон и Токио.

В состоящем из пяти пунктов обращении гостьи к президенту Филиппин Ф. Маркосу-младшему особое внимание обратили на себя два. В третьем пункте заявлено о намерении “продлить до Юго-Восточной Азии” и конкретно “до Филиппин” (эту страну предполагается превратить в “цифровой хаб”) планируемый подводный коммуникационный кабель из Европы “через Арктику в Японию”.

Пятый пункт посвящён “кооперации в сфере безопасности”. Констатируя “меняющийся характер геополитического ландшафта”, на котором “авторитарные лидеры проявляют намерение действовать с помощью угроз”, гостья ограничилась обозначением России в качестве конкретного примера источника подобного рода угроз.

Второй же “авторитарный лидер” не был обозначен по официальному названию. Но, что называется, легко просматривался из контекста, основу которого составил тезис “о неразделимости” проблематики обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе. И уж совсем всё становится ясным, когда воспроизводится устоявшаяся в последние годы мантра о “Свободе и открытости ИТР”, а также приверженности ЕС известному решению Постоянной палаты третейского суда лета 2016 г. относительно территориальных споров в Южно-Китайском море. Кстати, принятому в ответ на запрос Филиппин ещё 2013-го года.

Все эти едва прикрытые выпады не остались, конечно, незамеченными их адресатом. В прокомментировавшей обозначенные выше высказывания редакционной статье китайской Global Times приводится экспертное мнение о том, что руководитель Еврокомиссии “похоже, превращает ЕС в подчиненную США военную организацию”. И, судя по конкретике деятельности высшего чиновничеств ЕС (прежде всего на Европейском континенте), подобная оценка уже не кажется преувеличением.

Однако и среди этого последнего, видимо, нет единства мнений относительно оптимальной стратегии поведения на внешнеполитической арене. Так, отвечающий в ЕС за внешнюю политику Ж. Боррель отрицает намерение европейцев “поддерживать конфронтацию лагерей”. Об этом он заявил на встрече с вернувшимся на должность руководителя МИД КНР Ван И (сохранившим и более высокий пост в ЦК КПК), состоявшейся в середине июля в Джакарте на полях некоторого мероприятия АСЕАН. Относительно же пресловутого “снижения рисков” тоже было сказано, что оно ни в коем случае не направлено против КНР.

Видимо, с целью если и не “снятия недоразумений” в двусторонних отношениях, то хотя бы уточнения позиций Ж. Боррель засобирался в очередной раз (“осенью с. г.”) посетить КНР. Указанный визит (если он вообще состоится, ибо ранее уже откладывался) будет носить подготовительный характер к намеченному на конец года очередному саммиту КНР-ЕС. Относительно которого, впрочем, тоже пока нет никакой конкретики.

Схожего плана “разброд и шатания в умах” (и чуть ли не “терзания в душах”) наблюдаются в нынешних политических элитах отдельных ведущих европейских стран. Это особенно заметно, когда речь заходит о выборе оптимального поведения в поле сил, которое, наряду с теми же европейцами, формируется другими значимыми мировыми игроками. Решаемая при этом задача выглядит приблизительно следующим образом: не испортить (особо сильно) настроение заокеанскому “старшему брату”, и, одновременно, не разорвать взаимовыгодные отношения с КНР.

Почти наверняка она находилась в фокусе прошедших в конце июля в Вашингтоне переговоров премьер-министра Италии Дж. Мелони и президента США Дж. Байдена. Который на этот раз не только не спал в ходе важного государственного мероприятия, но скорее всего даже понимал, чего от него добивалась сидящая напротив симпатичная женщина.

На авторский же взгляд, помимо прочего, её не могло не интересовать мнение собеседника относительно всё более актуального для Италии вопроса, обусловленного приближающейся датой (в конце с. г.) завершения участия страны в ключевом проекте КНР Belt and Road Initiative. Между прочим, Италия является единственной в группе стран G7 участницей BRI. При том что сама Дж. Мелони отрицает, что когда-либо Дж. Байден просил её прокомментировать сам этот факт.

И действительно, в обширном Совместном заявлении, подписанном по итогам прошедших в Вашингтоне переговоров, “китайская тема” в целом обозначается достаточно косвенным образом. Впрочем, в достаточно насторожённых тонах. Так что правительству Италии предстоит полностью взять на себя ответственность за решение вопроса о продлении участия в BRI. Хотя среди коллег премьер-министра в данном вопросе нет единства, но в той же китайской Global Times не теряют надежды на “правильный” ответ со стороны правительства Италии. Что, полагают в КНР, должно послужить примером как для ЕС в целом, так и другим ведущим европейским странам.

Пока, однако, трудно судить насколько подобные надежды обоснованы. Ибо сигналы, поступающие от этих последних относительно различных аспектов отношений с КНР, носят, повторим, самый противоречивый характер.

В частности, среди них всё более заметными становятся те, которые свидетельствуют о намерении ведущих европейцев обозначить своё военное присутствие в ИТР. В связи с этим ранее в НВО обсуждался факт резкого расширения масштабов, прошедших на территории Австралии международных военных учений Talisman Sabre. На этот раз европейцев в них представляли подразделения СК (второй раз), а также (впервые) Франции и ФРГ. С трудом поддаётся хоть сколь-нибудь рациональному объяснению участие европейцев в бряцании оружием очевидно антикитайской направленности, происходящее на другой стороне глобуса. При всё более очевидных и серьёзных внутренних проблемах.

Но такие попытки делаются, а их инициатором оказался президент Франции Э. Макрон, совершивший в конце июля турне по ряду островных территорий в акватории Тихого океана, некоторые из которых принадлежат его стране. Именно французский президент является автором неологизма “Новый империализм”, родившегося в связи с неудачами Парижа в Африке, который на этот раз был воспроизведен и в ходе данной поездки.

Очевидный же адресат данного (судя по всему, достаточно неожиданного для него) политического выпада не мог, конечно, сделать вид, что ничего не случилось. Тем более, что ранее тот же Э. Макрон демонстрировал некие намёки на фронду по отношению к антикитайскому курсу “старшего брата”.

Глобальное помешательство, сопровождающее глобальный же процесс происходящего сейчас процесса переформатирования мироустройства, не обходит никого и проявляется самым различным образом. В частности, в виде возрастающего грома военных барабанов, инициируемого, что примечательно, публичными пикейными жилетами. То есть, в основном отнюдь не профессиональными военными.

Риторика же на тему “исходящей от кого-то смертельной угрозы” сопровождается резким ростом военных бюджетов. Ранее в НВО данная тема обсуждалась применительно к Японии, где в течение ближайших пяти лет намерены вдвое увеличить военные расходы. Хотя та самая “смертельная угроза” носит чисто внутренний характер и существенным образом увязана с проблематикой возгонки военной истерии.

Теперь по тому же пути последовала Франция. В середине июля через парламент страны прошёл законопроект, согласно которому на военные цели в течение ближайших семи лет будет выделено свыше 450 млрд долл. При нынешнем уровне ежегодных оборонных расходов в районе 50 млрд долл. Это на фоне недавно и очевидным образом проявившихся внутренних проблем.

Которые только усугубляются возгонкой обстановки взаимной враждебности. Прямым следствием лишь недавно принятых мер КНР (в ответ на многолетние уколы со стороны США в сфере двусторонней торговли) стало сообщение о том, что в Японии запасов галлия, крайне необходимого в современных производственных процессах, хватит только на ближайшие полгода.

Схожие проблемы сами себе (в том числе с помощью пресловутых санкций) создали все страны “Запада”, включая европейцев. Судя по всему, поиском тех же редкоземельных металлов занималась на Филиппинах и У. фон дер Ляйен. Хотя их, что называется, “навалом” совсем рядом с Филиппинами, то есть на территории, где её, видимо, обидели “неподобающим приёмом”.

Наверное, людям скучно жить без создания абсолютно излишних проблем.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

17.08.2023