С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Ольга Четверикова

ЕВРОСОЮЗ С ЛИЦОМ САРКОЗИ, ИЛИ КАК РАБОТАЕТ ИЗРАИЛЬСКОЕ ЛОББИ В ЕВРОПЕ

Одним из важнейших итогов войны Израиля против ХАМАС стала актуализация темы "священной войны против терроризма", позволившая Западу под видом послевоенной "нормализации" продолжить последовательное обострение обстановки на Ближнем Востоке, являющееся частью общего плана по дестабилизации положения в ключевых зонах и горячих точках мира.

Агрессия Израиля совпала с "газовой войной" в Европе и проходила на фоне сильнейшего нагнетания обстановки в связи с продолжающимся финансовым и экономическим кризисом, создавшим самые благоприятные условия для того, чтобы западные лидеры с новой силой поставили вопрос об укреплении и ужесточении наднациональных механизмов и рычагов контроля над мировым сообществом.

В середине января 2009 года, в самый разгар агрессии Израиля против палестинцев, Николя Саркози, выступая с изложением основных направлений французской внешней политики перед дипломатическим корпусом, заявил, что 2009 год станет годом "решающим" и "одним из самых трудных за последние десятилетия". Сознательно сгустив краски ("время работает против нас") и подчеркнув опасность грядущих вызовов, Саркози предупредил, что на саммите "Группы 20" (G20), который соберётся в апреле 2009 года в Лондоне, "Европа должна говорить одним голосом". И далее: "Мы пойдём вместе к этому новому мировому порядку, и никто не сможет нам противостоять". Об архитектуре "нового мирового порядка" шла речь и на Давосском форуме, где А. Меркель предложила, в частности, создать новую структуру (Экономический совет при ООН), функционирующую на основе хартии о мировой экономике, разработкой которой займутся Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация. Показательно, что девизом форума стала не "борьба с кризисом", а "формирование посткризисного мира".

Что касается страха перед "международным терроризмом", то его активное нагнетание началось сразу после президентских выборов в США, когда американские политические деятели, указывая на то, что новому президенту Обаме придётся в ближайшем будущем принимать жёсткие и непопулярные меры, обосновывали это тем, что экстремисты готовят новое "11 сентября" с использованием оружия массового поражения. А военный конфликт позволил влить новую жизнь в угасающую идею "столкновения цивилизаций" и "исламистского заговора", что было сделано посредством демонизации ХАМАС и критики Ирана. Европейские лидеры проявили полное единодушие, выразив абсолютную поддержку Израилю и возложив всю ответственность за произошедшее в Секторе Газа, включая страшные человеческие жертвы, на ХАМАС как на террористическое движение, с которым, заявил глава Комитета ЕС по оказанию гуманитарной помощи Луи Мишель, "не может быть никакого диалога, пока оно не откажется от насилия и не признает право Израиля на существование".

Руководство Чехии, к которой с 1 января 2009 года перешло председательство в ЕС, поддержав Израиль с первых часов военных действий, заявило, что рассматривает операцию ЦАХАЛ как оборонительную, а не наступательную и что Израиль имеет полное право защищать своих граждан. О гарантиях для Израиля в первую очередь думал и Н.Саркози, когда вновь напомнил об угрозе, исходящей от Ирана. В Секторе Газа, как и при штурме Цхинвала, интервент был представлен в виде обороняющейся жертвы, а жертва - в виде агрессора.

Углубив противоречия в арабском мире и усугубив их раскол на противников и сторонников ХАМАС и Ирана, вызвав своей жестокостью соответствующую реакцию палестинцев, Израиль проведенной им военной операцией нанёс удар по процессу мирного урегулирования и похоронил с таким трудом налаженный палестино-израильский диалог. Как уже неоднократно указывалось, израильская операция против Сектора Газа была приурочена к вступлению в должность Обамы, чтобы, поставив его перед свершившимся фактом обострения конфликта, привязать новую администрацию к израильским проблемам и обеспечить таким образом преемственность американского курса на поддержку экспансионистской политики Израиля. Однако свою верность Израилю Обама подтвердил ещё до победы на выборах.

Хорошо известно, что политика США на Ближнем Востоке определяется израильским лобби, которое представляет собой широкую коалицию организаций и лиц, активно работающих над формированием произраильского вектора американской внешней политики. Самыми могущественными, ключевыми организациями, придерживающимися жёсткого курса и экспансионистской линии партии Ликуд, являются Американо-Израильский комитет общественных связей (АЙПАК) и Конференция президентов главных еврейских организаций. АЙПАК, по результатам исследования National Journal, занимает второе место среди самых могущественных лоббистских структур после Американской ассоциации пенсионеров1. Хотя входящие в лобби организации имеют различные взгляды по отдельным аспектам израильской политики, все они выступают за всемерное содействие Израилю. После второй мировой войны это государство получило от США более 140 млрд. долларов (по курсу 2004 года), и каждый год на счета Израиля поступает около 3 млрд. долларов прямой помощи - это пятая часть всех средств, предусмотренных в бюджете США на содействие иностранным государствам. При этом Израилю единственному из получателей американской помощи разрешено не давать отчёт о том, на какие цели эта помощь расходуется.

Традиционным аргументом, обосновывающим поддержку Израиля, служит тезис о том, что это "маленькое слабое государство", окружённое со всех сторон врагами, является единственной демократией на Ближнем Востоке, нуждающейся в защите Запада. И хотя сегодня Израиль представляет собой крупнейшую военную державу Ближнего Востока, продолжающую увеличивать качественный отрыв от своих соседей по военному потенциалу и являющуюся единственным обладателем ядерного оружия в регионе (на наличие которого западные державы смотрят сквозь пальцы, блокируя все усилия арабских стран поставить израильский ядерный потенциал под контроль МАГАТЭ), лживый и комичный образ "маленького слабого государства" успешно поддерживается и распространяется. И чем более непримиримо ведут себя соседи Израиля, тем с большим основанием Израиль может требовать безусловной солидарности и помощи со стороны союзников.

Бараку Обаме чужда правофундаменталистская риторика, но в выражении своих произраильских чувств он оставил позади даже Дж. Буша. Выступая 4 июня 2008 г. на ежегодной конференции АЙПАК в качестве кандидата в президенты, Обама, назвав себя "настоящим другом Израиля", полностью подтвердил своё понимание сионистской идеи и приверженность политике защиты Израиля. Подчеркнув, что Израиль - это крошечная страна, находящаяся в кольце врагов - ХАМАС, "Хезболлы" и Ирана - и что подразделение "Аль-Кудс" Революционной гвардии Ирана рассматривается как террористическая организация, Обама заявил: "Мы не можем позволить себе размякнуть, мы не можем опустить руки, и как президент я никогда не пойду на компромисс в вопросах безопасности Израиля: Безопасность Израиля является неприкосновенной. Она не подлежит обсуждению".

Ещё будучи кандидатом в президенты, Обама пообещал усилить военную помощь Израилю, потратив в ближайшие 10 лет 30 млрд. долларов на его безопасность. Обама также заверил, что Иерусалим останется единой и неделимой столицей израильского государства, подтвердив своё согласие с законом, принятым Конгрессом США в 1995 г., объявляющим этот город израильской столицей и требующим перевода туда американского посольства (в июне 2007 г. конгрессмены США вновь единогласно проголосовали за признание Иерусалима официальной столицей Израиля и обратились к другим государствам с требованием последовать их примеру).

Выступая перед мировым сообществом в качестве носителя идеи "глобального добра"2 и "Америки с человеческим лицом", Обама сдержанно отреагировал на военную операцию Израиля, но как раз она и стала увертюрой к его политическому выходу в новом спектакле под названием "Строим посткризисный мир", в котором чернокожий американский президент будет выступать как "добрый проповедник и гипнотизёр, способный захватить и удерживать доверие мировой аудитории в то время, пока другие исполнители, не маяча на виду, спешно завершают постройку системы глобального полицейского контроля и прочих непопулярных мер для "неконструктивных" стран, народов и персоналий"3.

Первые кадровые решения новой администрации США вызвали приток оптимизма в израильских правящих кругах, а Эхуд Ольмерт выразил надежду, что израильско-американские отношения станут ещё крепче. Особенно многообещающим стало назначение на должность главы аппарата Белого Дома (третий по значимости пост в правительственной иерархии США) Рама Эмануэля, убеждённого сиониста, отец которого состоял в еврейской террористической группировке Иргун. Ответственную роль должен сыграть и советник госсекретаря Денис Росс, оказывающий полную поддержку сионистскому режиму. Сразу после вступления в должность Обамы израильское лобби в США издало множество "рабочих документов" с рекомендациями, предусматривающими меры, направленные на поддержание "специальных отношений" между США и Израилем и оказание давления на те арабские государства, которые рассматриваются Израилем как опасные. Особое внимание при этом уделяется необходимости "реформирования изнутри" арабских соседей Израиля.

Если о деятельности израильского лобби в США достаточно хорошо известно, то механизмы его влияния в Европе являются более скрытыми: необходимость поддерживать добрососедские отношения с арабскими государствами и учитывать наличие значительного мусульманского населения в европейских государствах делает невозможным открытое участие израильского лобби в политических дискуссиях в странах Европы. Тем более ответственной оказалась миссия Н. Саркози, на которого была возложена задача в период французского президентства в ЕС обеспечить качественные перемены в европейско-израильских отношениях.

С уходом Тони Блэра Николя Саркози заменил британского премьера в роли человека, гарантирующего проведение европейской политики в интересах американо-израильского альянса. Среди лидеров ЕС Саркози - самый верный проводник произраильского курса.

Ещё в декабре 2004 г., прибыв вслед за сенатором Х. Клинтон в Израиль в качестве председателя партии СНД (UMP), Саркози, тогда только мечтавший о Елисейском дворце, был встречен премьер министром А.Шароном так, как встречают исключительно глав государств. Саркози заверил лидеров Израиля, что если он будет избран президентом, то положит конец голлистской догме особой "арабской политики Франции", после чего Шарон публично заявил своему французскому гостю: "Я уверен, что вы хорошо осознаёте, что относитесь к нашим друзьям". Этим Шарон дал понять, что Саркози в его глазах - олицетворение разрыва с линией Ширака. А летом 2006 г., когда Израиль начал военную операцию против Ливана, Саркози, назвавший "Хезболлу" "агрессором, ведущим себя немыслимым образом", выразил полную поддержку Израилю, заявив, что тот "имеет не только право, но и обязанность защищаться".

Произраильская позиция Саркози была изначально столь широко известна, что во французских общественных кругах мало кого удивила анонимно переданная руководителям служб безопасности Франции ещё в марте 2007 г. информация о том, что наряду с тремя другими французскими политическими деятелями (Патриком Балкани, Патриком Деведжаном и Пьером Леллушем) Саркози был завербован в начале 80-х гг. израильской разведкой Моссад, а ранее, в 1978 г., правительство Менахема Бегина профинансировало операцию по внедрению в голлистскую партию своих агентов для превращения её в партнёра Израиля4.

__________________

1 См.: Дж.Миршаймер, С.Уолт. Израильское лобби и внешняя политика США. // http://www.kavkazcenter. com/russ/content/2007/10/08/53570.shtml

2 http://www.fondsk.ru/article.php?id=1891

3 Обама: диктатура меньшинств, как следующий этап Нового Мирового Порядка//СНД-Союз Народных Движений // http://www.snd-su.ru/cgi-bin/rg.pl?param=div2&page=4&type=2268&what=1001

4 Exclusif : les supposes < cinq du Mossade, dont le gouvernement Sarkozy.19.10.07// http://www.toutsaufsarkozy.com/cc/article04/EEAklpFEyAHNwoLMJa.shtml

* * *

Приход к власти Н.Саркози в мае 2007 г. воодушевил израильскую прессу, которая в самых тёплых выражениях отозвалась об этом событии. "Yediot Aharonot" назвала его началом "новой эры в отношениях с Францией", а для "Maariv" речь шла о "французской революции, благодаря которой впервые в истории пятой республики в Елисейский дворец пришёл явный друг Израиля". Б. Нетаньяху сказал, что он считает себя "личным другом" Саркози уже в течение 5-6 лет, поскольку они тесно общались, когда занимали посты министров финансов. Показательны были и результаты голосования во Франции во время выборов президента: в первом туре Саркози получил 82,18% голосов французов, проживающих в Израиле и 31,18% - проживающих во Франции, во втором туре - 89,65% и 53,06% соответственно.

Уже вечером того дня, когда он был избран президентом, Саркози изложил идею Средиземноморского союза, названного им Союзом за Средиземноморье - UPM (по созвучию с названием его партии - UMP). Хотя проект был представлен как шаг начала объединения Европы и Северной Африки, настоящей целью инициированного Н. Саркози Средиземноморского союза является реорганизация ЕС вокруг британско-французского тандема с последующей интеграцией в него Израиля.

Избрание Саркози сыграло роль катализатора франко-израильской дружбы. В телеграмме Шимону Пересу новый французский лидер заявил, что Франция всегда ощущала себя ответственной за безопасность израильского государства. После осеннего визита Э. Ольмерта во Францию израильская пресса писала: "Похоже, впервые за сорок лет Париж превратился в такого же важного союзника, как Лондон".

В ноябре 2007 года стало известно, что Франция будет инвестировать в военную промышленность Израиля: об этом шла речь на 6-ой Конференции в пользу экспорта и международного сотрудничества, организованной службами премьер-министра Израиля в Тель-Авиве. В ней участвовали французский госсекретарь по внешней торговле Э.Нервелли (один из немногих политических деятелей Франции, поддержавших вторжение США в Ирак и операцию Израиля против Ливана), президент Торговой палаты Франция - Израиль и уполномоченный при президенте Франции, сообщивший о создании Общего инвестиционного фонда в поддержку инноваций с капиталом в 100 млн. евро.

Для оправдания в глазах французской общественности таких откровенных перемен Саркози предпринял чуждый европейской политике пропагандистский шаг. Копируя американского президента, он поднял на щит идею "столкновения цивилизаций", которую изложил в апокалиптических тонах в речи перед дипломатическим корпусом в августе 2007 г. - тогда же, когда был спровоцирован второй "карикатурный скандал" (на этот раз в Швеции), вызвавший резкую реакцию Тегерана. Саркози заявил, что первый вызов, которому должна противостоять Франция, заключается в том, "как предотвратить столкновение между Исламом и Западом". Позже, принимая вначале ирландского, а затем шведского премьер-министров, французский лидер разразился резкой антимусульманской тирадой. Как передали некоторые источники, Саркози произнёс 20-минутный монолог, направленный против присутствия мусульман в Европе, напирая на трудности их ассимиляции, свидетельствующие о "противостоянии цивилизаций". Он говорил настолько жёстко, что это шокировало даже его коллег1.

В декабре 2007 г., когда во Франции находился с визитом Муаммар Каддафи, Н. Саркози принял Б. Нетаньяху, в беседе с которым подчеркнул, что полностью разделяет оценки израильской разведки относительно ядерной угрозы Ирана, хотя тогда уже были опубликованы выводы официальных представителей США, признающие эту угрозу недействительной.

2008 год, год 60-летия Израиля, стал периодом невиданного прежде сближения между Парижем и Тель-Авивом. Демонстрацией сближения стало присутствие Саркози в феврале 2008 г. на 23-м ежегодном обеде одной из влиятельнейших французских организаций - Совета представителей еврейских учреждений Франции (CRIF). С 2001 г., после прихода к руководству CRIF банкира Роже Кюкирмана, президента финансовой компании Эдмона Ротшильда, эта организация стала занимать всё более жёсткие позиции, превратившись в проводника израильских интересов. CRIF действует по аналогии с израильским лобби в США, поддерживая крепкие связи с АЙПАК. Нынешний ее президент Ришар Праскье, сопровождавший Саркози во время его визита в США, также связан с династией Ротшильдов.

23-й ежегодный обед Совета представителей еврейских учреждений Франции транслировался по многим французским и зарубежным телеканалам. Помимо Саркози на нём присутствовали почти все члены правительства во главе с Франсуа Фийоном и мэром Парижа Бертраном Деланэ, многочисленные политические и религиозные деятели, дипломаты. Речь, с которой выступил Саркози, подтвердила глубокие перемены во внешней политике Франции и новую линию в отношении Израиля. Французский лидер пообещал полную поддержку израильскому государству, заявив, что он не пожмёт больше руку тем, кто отказывается признать Израиль.

После перехода к Франции председательства в ЕС (вторая половина 2008 г.), Саркози полностью изменил стиль поведения председательствовавшей до этого в Евросоюзе Германии. В первую очередь это касалось создания Средиземноморского союза, официально учреждённого в Париже 13 июля 2008 г. на саммите 43 государств, включая Израиль и Палестинскую автономию. В декларации Средиземноморского союза утверждалось, что "стороны обязуются создать на Ближнем Востоке зону свободную от оружия массового поражения, ядерного, химического и биологического, а также их носителей, и создать эффективную систему взаимного контроля выполнения этих обязательств". Данное положение имело исключительно антииранскую направленность и было откровенно вызывающим: "зона свободная от оружия массового поражения" на Ближнем Востоке в трактовке инициаторов Средиземноморского союза подразумевает: "право" Израиля на обладание этим оружием и средствами его доставки.

Следующим важнейшим шагом Саркози стало продвижение проекта интеграции Израиля в ЕС.

Израиль стал партнёром ЕС в 1995 г. после принятия Барселонской декларации, учредившей Евро-Средиземноморское партнерство (15 стран ЕС и 11 стран Средиземноморья). 20 ноября этого года страны ЕС в Брюсселе подписали соглашение о принятии Израиля в Евросоюз в качестве ассоциированного члена, которое Шимон Перес назвал "историческим шагом". Соглашение вступило в силу в июне 2000 г. К тому времени Израиль нарушил около 25 Резолюций СБ ООН, не считая все требования прекратить строительство еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях и открыть ядерные объекты для инспекций МАГАТЭ (что было сделано Ираном).

В 2004 г. Израиль стал партнёром ЕС в рамках Европейской политики соседства (ЕПС), охватывающей средиземноморские и восточноевропейские страны и предполагающей углублённые политические отношения и экономическую интеграцию. Но и на этот раз ЕС, вырабатывая план действия для Израиля, закрыл глаза на явные нарушения собственных принципов (права человека, верховенство закона, порядок в управлении и пр.), дискриминацию палестинцев, внесудебные убийства и т.д.

Одновременно происходило быстрое расширение торговых отношений между ЕС и Израилем: за 13 лет объём израильской торговли с Европой утроился, и сегодня на ЕС приходится около 40% импорта и 30% экспорта Израиля. Кроме улучшения торгового статуса Израиль получил также доступ к научным и техническим программам Евросоюза, став первой неевропейской страной, допущенной к участию в Рамочной программе научно-технического развития (участие в 600 научных проектах с европейцами).

В последние годы произошли принципиальные изменения и в сфере политического диалога. Этому способствовали: во-первых, проамериканский и произраильский курс таких стран Восточной Европы, как Чехия, Словакия, Польша и других, содействовавших изменению курса ЕС по отношению к Израилю; во-вторых, теракты в Мадриде и Лондоне, усилившие антиисламские настроения европейцев; в-третьих, приход к власти новых лидеров, определявших политику Евроблока - А. Меркель и С. Берлускони. В сентябре 2006 г. для укрепления своего авторитета в Европе, пошатнувшегося после конфликта между Израилем и "Хезболлой", израильтяне создали в Брюсселе новую панъевропейскую организацию "Европейские друзья Израиля", ставшую, по сути, первым "израильским лобби" в ЕС, включающем 150 депутатов Европарламента2. По сообщению "Why Net News", крупнейшего СМИ Израиля, эта структура идентична АЙПАК.

Израиль всё чаще стал заявлять о своём стремлении стать членом Европейского союза, полагая, что у Европы не может быть возражений против этого. В марте 2007 г. министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни предложила проект, предусматривающий более тесную интеграцию Израиля в общий рынок и европейские институты. К 2008 году отношения между Израилем и ЕС достигли наивысшей точки, количество визитов европейских лидеров в эту страну превысило все рекорды, а посол Евросоюза в Израиле Сибриан-Узал Раимро заявил: "Мы считаем наши взаимоотношения с Израилем уникальными. Для нас Израиль - на первом месте". И всё это происходило тогда, когда Израиль, в нарушение обязательств перед населением Сектора Газа, открыто проводил политику "коллективного наказания", занимаясь экономическим удушением региона. О многочисленных нарушениях, допущенных Израилем уже после подписания соглашений в Аннаполисе, предупреждал лидеров ЕС палестинский премьер Салам Файяд, подчёркивавший, что "если ЕС укрепит свои отношения с Израилем, он лишится важного инструмента для продвижения миротворческого процесса и поставит под опасность свою способность сыграть активную политическую роль, в которой нуждается регион".

Тем не менее 16 июня 2008 г. Ассоциативный совет Израиль - ЕС принял долгожданный документ об усиленном партнёрстве, который Ципи Ливни расценила как большую победу. Документ предусматривает углубление диалога на всех уровнях, изучение возможности интеграции Израиля в европейский общий рынок и участие его в европейских программах в сфере конкуренции, инноваций и исследований. В документе ни слова не говорится о ядерном оружии Израиля, но при этом вновь выражается "глубокая озабоченность" ядерной программой Ирана3.

Н. Саркози и Б. Кушнер сыграли решающую роль в том, что 8 декабря 2008 г. в Брюсселе был принят документ об углублении отношений Еросоюза с Израилем и замене ныне действующего плана совместных действий. За этим должно последовать изменение статуса Израильского государства в отношениях с ЕС и превращение Израиля в привилегированного партнёра Евросоюза4. Как писала пресса, "с помощью французской дипломатии израильская дипломатия выиграла, наконец, битву у своих оппонентов в Европе".

Через три недели Израиль начал военную операцию в Секторе Газа с уверенностью в том, что его действия будут полностью одобрены европейскими лидерами Европы.

Теперь французскому президенту и его израильским союзникам предстоит главное - борьба за дальнейшее повышение уровня европейско-израильских отношений и запланированное на апрель 2009 г. создание новых инструментов, которые заменят ныне существующий план совместных действий ЕС и Израиля. Израильское руководство уверено, что у него достаточно каналов влияния на Европу, чтобы успешно решить эту задачу.

__________________

1 Quatremer. Coulisses de Bruxelles, UE. Sarkozy et les musulmans. 14/11/2007// bruxelles. blogs. liberation.fr/ coulisses/2007/11/sarkozy-et-les-.html

2 В Европе создано открытое сионистское лобби//http://www. kavkazcenter.net/ russ/ content/ 2006/09/09/ 46933.shtml

3 www.israelvalley.com/news/2008/06/16/17898/israel-europe

4 Выводы Совета министров стран-членов ЕС "Об укреплении взаимоотношений со странами Средиземноморья - и о расширении сотрудничества с Израилем". По итогам встречи в Брюсселе 8-9 декабря 2008 // http://www.delisr.ec.europa.eu/Russian/whatsnew.asp?id=1049; UE-Israel : nouveau chapitre.Par Ray Archeld pour Guysen International News.Lundi, 22 decembre. 2008// http://www. guysen.com/ articles.php? sid=8724

По информации "Фонд стратегической культуры"

13.02.2009