Алексей Балиев

БЕЗ "ДРУЖБЫ" НЕ ОБОЙТИСЬ

Восточная Европа: российской нефти нет альтернативы

Истерическая кампания в ЕС против российской нефти оборачивается для него бумерангом. Нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) почти всей Восточной Европы нечем заменить российское сырье.

И дело не только в устоявшейся — уже свыше 60-ти лет — географии этих поставок. Но и в том, что те же заводы технологически могут работать только на российской нефти. Это обстоятельство не могут, и не смогут, изменить никакие пресловутые «потолки» цен на нефть из РФ и никакие антироссийские санкции.

Подтверждается нефтяная зависимость Восточной Европы от РФ и тем, что евроазиатская трубопроводная система «Дружба», созданная еще в середине 60-х - начале 70-х, остаётся ВНЕ западных санкций. Она поставляет российскую нефть — через Белоруссию и Украину — в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию и Германию. И эти страны в конце декабря 2022 г. чуть ли не коллективно подтвердили, что будут получать сырье по «Дружбе» и в 2023 году. Причем объемы поставок сохраняются на уровне прошлого года.

Об этом заявил телеканалу «Россия 24» в конце декабря 2022 г. Николай Токарев, глава российской нефтепроводной компании «Транснефть. При этом он уточнил, что «ранее они же объявляли, что не будут получать из России нефть», но эти планы оказались, что называется, себе дороже. О сохранении поставок по «Дружбе» в 5 стран Восточной Европы заявил в конце декабря 2022 г. и замминистра иностранных дел РФ Михаил Галузин.

Так, польская заявка на текущей год, с учетом поставок по тому же трубопроводу в декабре 2022-го, составляет почти 4 млн тонн. Что касается перекачки в Восточную Германию, ее объем официально пока не разглашается, но по данным ряда профильных источников, германская заявка на эти поставки составляет, как минимум, 5 млн тонн. В Венгрию, Словакию и Чехию (через Украину), её объем в 2023 г. сохранится на уровне прошлого года — в целом, на уровне 12 млн тонн. Потому что для этих стран, как отметил Н. Токарев, «Евросоюзом сделаны исключения из антироссийских нефтяных санкций», в дополнение к тому, что их НПЗ, по словам главы «Транснефти», издавна работают на российском сырье.

Подстраивание же их технологии под нефть из других стран приведет к тому, что конечная цена нефтепродуктов окажется для них минимум вдвое дороже, в сравнении с нефтепродуктами из российского сырья. Да и технологическая переналадка заводов под новое сырье займёт, в лучшем случае, года два.

А, по оценке гендиректора венгерской нефтегазовой компании МOL Жолта Хернади, «для перестройки производственного процесса нашего НПЗ в Сазхалломбате (крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Восточной Европе. — Прим. А.Б.) при переходе на другое сырье потребуется от двух до четырех лет. Что обойдётся в несколько сотен миллионов долларов».

В этой связи правительство Венгрии еще осенью 2022 г. выступило не только против планировавшихся тогда в Евросоюзе запретов на морские перевозки российской нефти, но и против распространения «нефтяных» санкций на трубопроводную систему «Дружба». Поскольку в Венгрии, получающей это сырье по «Дружбе», не намерены переориентировать собственную нефтепереработку на другое сырье. Вскоре эту позицию Будапешта поддержали в Братиславе и Праге, ибо Чехия со Словакией получают российскую нефть в основном по той же трубопроводной системе.

Более того, Чехии, Словакии и Венгрии, в случае каких-либо проблем с перекачкой по «Дружбе» через Украину, ЕС в середине 2022-го разрешил поставки российской нефти морским и речным транспортом по Дунаю и Эльбе.

Так что вполне можно согласиться с аналитиком финансовой группы «Финам» (РФ) Андреем Масловым: «Восточноевропейские страны, подав заявки в "Транснефть" на 2023 год, пытаются. в том числе, подстраховаться на случай перебоев с поставками из других стран». Схожее мнение у Лукаша Кованды, чешского эксперта по вопросам энергетики: «Если Россия прекратит поставки по "Дружбе" Чехия столкнется с серьезными проблемами. По-прежнему около половины всей нефти поступает к нам именно по "Дружбе"». По которой, напоминает эксперт, нефть из РФ поставляется также в Венгрию и Словакию, «так что эти страны тоже могут столкнуться с трудностями».

Уточним: система «Дружба» издавна обеспечивает сырьем 6 высокомощных нефтеперерабатывающих заводов в Восточной Европе: 2 — в бывшей ГДР, по одному — в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии. А нефтепродукты, изготовленные из российского сырья, эти страны поставляют более чем в 15 стран, в том числе, в Австрию, Сербию, Хорватию, Словению, Болгарию, Грецию, Черногорию, страны Балтии.

Примечательно, в этой связи, что правительства Сербии и Венгрии в октябре 2022 г. договорились о строительстве в 2023-м ответвления «Дружбы» примерно в 150 км из южной Венгрии для поставок российского сырья на сербский НПЗ в Панчево (невдалеке от Белграда). Стоимость проекта — около 100 млн евро (в текущих ценах), финансирование будет обеспечено обеими сторонами в равных пропорциях. Другие детали проекта официально пока не раскрываются, но по имеющейся информации, не исключены поставки из РФ нефтяных труб и сопутствующей комплектации для этой артерии.

А тот факт, что данный проект — тоже, как и сама «Дружба», вне антироссийских санкций ЕС – опять-таки подтверждает, что нефть России и евроазиатская система «Дружба» остаются стратегическим фактором в нефтепереработке и, стало быть, в экономике почти всех стран Восточной Европы.

Специально для «Столетия»

Источник: https://www.stoletie.ru

13.01.2023