Владимир Платов

ФРАНЦИЯ ПЫТАЕТСЯ "ПЕРЕЗАПУСТИТЬ" ОТНОШЕНИЯ С АФРИКОЙ

Франция, на фоне провала своей политики в Африке в последние годы, едва заняв по ротации пост председателя Евросоюза, пытается «перезапустить» отношения с Черным континентом, в частности через укрепление связи ЕС с Африканским Союзом. В этих целях президент Франции, еще представляя в декабре программу своего председательства в ЕС, назвал отношения с Африкой приоритетными, заявив о намерении Парижа наладить «новый экономический и финансовый курс с Африкой». При этом глава французского государства назвал нынешние отношения между двумя континентами «несколько утомленными».

В своих усилиях Париж откровенно рассчитывает на поддержку Брюсселя. В начале января вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис уже подтвердил это, указав, что необходимо «стремиться к усилению экономической интеграции, быть впереди в области климата и перехода к цифровым технологиям в наших экономиках».

Глава Франции Эммануэль Макрон явно боится, что зависимые от него африканские лидеры присоединятся к новому освободительному от Франции движению на Черном континенте, по примеру ЦАР, Мали, Гвинеи, Буркина-Фасо, и откажутся лоббировать хищнические интересы бывшей метрополии. И это подтверждает состоявшаяся 16 февраля встреча президента Пятой республики и представителей государств «G5 Сахель», на которую прибыли только политики из Нигера, Чада и Мавритании. Из пяти стран региона две не получили приглашения Елисейского дворца, а именно не были приглашены лидеры Мали и Буркина-Фасо. Как представляется, президент Франции, таким образом, пригласил только лояльных политиков, чтобы обезопасить себя и само мероприятие от неудобных вопросов и заявлений, ведь Макрону отрицательная реакции на его политику сейчас совершенно невыгодна в преддверии приближающихся президентских выборов во Франции. В указанных обстоятельствах политический эффект от проведения указанного мероприятия оказался смазанным и африканские СМИ предпочли в основном не комментировать его.

Тем не менее, президент Франции Эммануэль Макрон написал в Twitter о своем призыве европейских партнеров к равноправному партнерству со странами Африки: «Теперь давайте вовлечем наших европейских партнеров в равноправное партнерство с Африкой не только во время кризисов, но и для того, чтобы делать новые и инновационные вещи. Мы вместе будем двигаться в этом направлении в Брюсселе».

Потерпев, таким образом, откровенное фиаско в перезагрузке отношений с государствами «G5 Сахель», Макрон организовал в Брюсселе 17 февраля двухдневный VI саммит Европейского и Африканского союзов. Он открылся через четыре года и три месяца после предыдущего аналогичного мероприятия, так как первоначальная дата его проведения в ноябре 2020 года была перенесена из-за ситуации с коронавирусом. При этом рядом аналитиков отмечается, что перенос этого саммита из-за пандемии COVID-19 оказался весьма удачным предлогом на фоне многочисленных разногласий между Европой и Африкой. Ситуацию значительно усугубила и сама пандемия, из-за чего одной из центральных тем саммита стала система здравоохранения и производство вакцин.

И это подтвердили выступления ряда африканских лидеров на саммите, выразивших возмущение тем, как распределялись вакцины в разгар пандемии. Так, еще в декабре президент ЮАР Сирил Рамафоса обвинил Европу в том, что она копила вакцины, заказывала больше препаратов для себя, чем требуется европейскому населению, продемонстрировав неприкрытую жадность, которая разочаровала Африку на фоне европейских деклараций о том, что якобы «ЕС является партнером Африканского Союза». Обвинили ЕС в «предательстве Африки» в преддверии саммита и почти 100 гуманитарных и правозащитных организаций, включая Human Rights Watch и Oxfam. Эти обвинения в адрес Европы подтверждают и сведения ВОЗ, согласно которым только 11% населения Африки вакцинированы. Речь, в частности, идет о нежелании фармкомпаний на время отказаться от своей интеллектуальной собственности, чтобы позволить производить жизненно важные вакцины против COVID-19 в большем числе стран. По подсчетам Reuters, только чуть более 5% лекарств и 1% вакцин, потребляемых населением Африки (оно насчитывает 1,2 млрд человек), производятся на месте.

В указанных условиях ЕС не оставалось ничего, кроме как заявить о своем желании «изменить ситуацию» и сообщить о выделении около 145 млн доз вакцин с целью достичь к лету целевого показателя — не менее 450 млн прививок. Европейский инвестиционный банк со своей стороны пообещал предоставить африканским странам €500 млн в виде дешевых кредитов для укрепления систем здравоохранения, а Европейская комиссия объявила о выделении ЕС и Фондом Билла и Мелинды Гейтс более €100 млн в течение пяти лет, чтобы способствовать увеличению производства лекарств и вакцин на континенте.

В своем выступлении президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен сказала, что, «поскольку Африка идет в ногу со временем, Европейский союз хочет быть предпочтительным партнером Африки». При этом она добавила, что Африка богата возобновляемыми источниками энергии, такими как гидроэнергия, солнечная энергия и энергия ветра, и поэтому «мир нуждается в Африке».

Правда, где президент ЕК смогла увидеть «богатство Африки в гидроэнергетике»!? Когда из-за нехватки воды Африканскому Рогу грозит массовый голод из-за сильнейшей  засухи с 1981 года и 13 миллионам человек в Кении, Сомали и Эфиопии уже угрожают серьезные бедствия. Да и по поводу строительства Эфиопией новой гидроэлектростанции на Ниле в любой момент может вспыхнуть серьезный региональный конфликт…

Тем не менее, ЕС заявил о планируемом инвестировании в течение семи лет €150 млрд в проекты в африканских странах в рамках европейской инициативы Global Gateway, которая была анонсирована как альтернатива китайскому проекту «Пояс и путь». Предполагается, что инвестиции будут направлены на развитие интернета, образования, возобновляемых источников энергии. Правда, конкретные проекты и условия выделения денег еще не согласованы и пока не ясно, удовлетворит ли это предложение африканских лидеров, учитывая имеющиеся у них альтернативы. Сегодня Африка не торопится верить обещаниям ЕС, особенно Франции, так как зачастую в обмен на помощь европейцы выставляют политические требования. И это наглядно подтвердило заявление Елисейского дворца накануне саммита об уходе европейских и канадских военных из Мали, бездоказательно обвинив власти этой африканской страны в якобы попустительстве насилию и раскритиковав их за выстраивание делового сотрудничества с Россией, в том числе и в вопросах региональной безопасности.

«ЕС важный партнер, но уже не главный и не самый важный, и в то же время связь Европы с Африкой значительна»,— заявила на брифинге 15 февраля представитель Европейского центра управления политикой развития Лидет Тадессе. Сегодня Франция и ЕС вынуждены признать, что не Европа, а Китай, Турция и Россия — наиболее успешны в Африке в последние десять лет. Китай инвестирует значительные средства в этот континент, одалживает, но, естественно, небескорыстно. Он — главный конкурент ЕС и уже встретился с лидерами африканских стран в 2021 году, хотя Африканский союз также провел встречи на высшем уровне с США, Японией и Турцией, а в конце 2022 года планируется второй саммит Россия—Африка. Преимущество России в том, что российские интересы совпадают с интересами африканских стран, Москва откровенно заинтересована в становлении их суверенитета, укреплении государственных институтов и росте рынков, а значит, и росте российского экспорта, который по многим позициям замещает европейский. И эта позиция Москвы уже неоднократно в течение предыдущего столетия была востребована в Африке и в последние годы она получила дополнительный импульс.

Но все эти успехи вызывают растущую зависть и опасения в Париже и Брюсселе, поэтому Европа и активно способствует Франции восстановить ее отношения и влияние в Африке. Правда, из-за уже показавшей себя провальной политики Франции в Африке, это не находит поддержки у самих африканских стран.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

23.02.2022