Русстрат

РОЖДЕНИЕ В ЕВРОПЕ ФРАНКО-ИТАЛЬЯНСКОГО АЛЬЯНСА: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

Москва хотела бы вместе с европейскими партнерами разработать новую архитектуру безопасности в Европе. Если Париж и Рим пойдут на это, это станет плюсом

МОСКВА, 28 ноября 2021, Институт РУССТРАТ. Важное событие для будущего Европы: в пятницу, 26 ноября, в Риме президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Марио Драги подписали Квиринальский договор об углублении двустороннего сотрудничества по широкому кругу вопросов. До сих пор Париж соглашение подобного типа заключал с Германией (2019 год, Ахенский договор).

Как сообщает Международное французское радио (RFI), Квиринальский договор предусматривает усиление сотрудничества на самых разных уровнях и в максимально широком спектре областей. В частности, соглашением предусмотрены ежегодные совместные заседания правительств, а также регулярное участие министров каждой страны в правительственных заседаниях страны-партнера.

Во внешней политике акцент сделан на «общих инициативах» по «продвижению демократии, устойчивого развития, стабильности и безопасности на Африканском континенте», а также на укреплении связей ЕС со странами Африки.

В сфере обороны и безопасности – на усилении сотрудничества вооруженных сил двух стран, их взаимодействия «везде, где совпадают стратегические интересы» Франции и Италии. Укреплении партнерства между оборонными предприятиями в рамках «двусторонних и многосторонних проектов». Сотрудничество в космосе «в целях безопасности и обороны».

Обе страны «обязуются работать вместе для проведения глубокой реформы (…) европейской политики в области миграции и предоставления убежища». Франция и Италия подтверждают договором решимость развивать сотрудничество силовых структур – по охране границ (смешанная франко-итальянская пограничная бригада), борьбе с организованной преступностью, участию в международных полицейских операциях, отмечает RFI.

Это на поверхности. Однако у Квиринальского договора есть серьезный политический подтекст. «Страны-основательницы Европейского союза, подписавшие первые (европейские) соглашения (...), мы выступаем за более интегрированную, более демократическую и более суверенную Европу», – заявил в ходе церемонии подписания соглашения Макрон.

Обращает на себя внимание тот факт, что заключение договора произошло практически сразу после того, как победившие на недавних выборах в Бундестаг Германии участники переговоров о формировании правительства в лице СДПГ, «Зеленых» и СвДП заявили о согласовании коалиционного соглашения. Одно из его положений гласит, что Берлин будет стремиться к федерализации ЕС и созданию федеративного государства – своего рода Соединенных Штатов Европы.

Вопрос в том, кто и на каких условиях возглавит этот процесс – франко-итальянский альянс или немцы. Поэтому в Германии обратили самое пристальное внимание на Квиринальский договор. Как отмечает в связи с его заключением немецкая газета Die Zeit, «эксперты призывают Германию подписать аналогичный договор с Италией». Глава представительства в Риме германского Фонда имени Фридриха Эберта Тобиас Мёршель заявляет, что «если мы хотим продвинуть европейскую интеграцию вперед, эти три страны – Германия, Италия и Франция – должны сотрудничать более тесно».

Однако у французов может быть иное мнение по данному вопросу. «Новая державная ось Париж – Рим способна на значительно большее: она вполне может изменить динамику лидерства внутри всего Евросоюза», – подчеркивает почетный профессор экономики Нью-Йоркского университета Мелвин Краусс. По его мнению, Квиринальский договор – это конкретный результат нового сотрудничества Макрона и Драги, призванного заполнить пробел, который создается уходом немецкого канцлера Ангелы Меркель.

«Если они добьются в этом успеха, тогда центр влияния в Евросоюзе сдвинется на юг и в сторону усиления европейской интеграции, – считает Краусс. – В этом Драги и Макрон демонстрируют полное согласие, в том числе по критически важному вопросу европейской обороны. Оба уверены в способности Евросоюза действовать независимо в качестве военной силы, в полной мере сохраняя при этом обязательства перед НАТО».

А что франко-итальянский альянс означает для России, какие вызовы и возможности он может принести Москве? Во-первых, Макрон и Драги – это люди, хорошо известные российскому руководству. В условиях пандемии коронавируса, когда возможности физических контактов ограничены, фактор личного знакомства на основе долгого опыта взаимоотношений играет важную роль. Чем пока не могут похвастаться новые немецкие власти. Если претендующий на пост председателя правительства Германии Олаф Шольц хотя бы ранее занимал пост вице-канцлера в правительстве Меркель, то вероятный будущий глава МИД Анналена Бербок – темная лошадка.

Во-вторых, усиление в Европе южного направления потенциально способно принести определенные выгоды России. Отношения с южными европейскими странами в целом можно назвать позитивными. Однако в ЕС они до сих пор проигрывали северным странам. В этой связи обращает на себя внимание недавний телефонный разговор между итальянским премьером и президентом России Владимиром Путиным. Как сообщалось, стороны обсуждали актуальные вопросы: миграционный кризис на белорусско-польской границе, Украину и поставки газа.

Но можно предположить, что речь также шла о формировании франко-итальянского альянса. Это затрагивает бассейны Средиземного и Черного моря. Черноморский регион сегодня беспокоит Москву в силу активизации там атлантических сил в лице США и Великобритании. Как говорил Путин на заседании расширенной коллегии МИД России, состоявшемся 18 ноября, «что касается Черного моря, то это вообще выходит за определенные рамки: на расстоянии 20 километров от нашей государственной границы летают стратегические бомбардировщики, а они, как известно, несут очень серьезное оружие». И далее:

«Надо ставить вопрос о том, чтобы добиваться предоставления России серьезных долгосрочных гарантий обеспечения нашей безопасности на этом направлении, потому что так существовать и постоянно думать о том, что там завтра может произойти, Россия не может».

Москва хотела бы вместе с европейскими партнерами разработать новую архитектуру безопасности в Европе. Если Париж и Рим пойдут на это, это станет плюсом. Однако прежде франко-итальянский альянс должен пройти проверку временем, а с этим непросто. Итальянская оппозиция уже возмущается, тем, что правительство Драги по поводу заключения Квиринальского договора не консультировалось с парламентом, а Макрону предстоит сложная избирательная президентская кампания весной следующего года.

Источник: https://russtrat.ru/

28.11.2021