Владимир Платов

ВАШИНГТОН И ПАРИЖ ФОРМИРУЮТ В ГРЕЦИИ ФРОНТ ПРОТИВ ТУРЦИИ

Приход новой администрации США вызвал в 2021 году усиление разногласий с  Турцией, что привело к еще большему расколу в отношениях Анкары и Вашингтона. В этой связи, а также на фоне откровенно растущего пренебрежения Вашингтоном Анкары, сегодня с особой остротой встает вопрос: Что произойдет раньше – свержение Вашингтоном Эрдогана или же окончательный разрыв отношений Анкары с нынешней администрацией Белого дома и в целом с политикой США?

Особо отчетливо это противостояние и стремление США нивелировать роль Турции на южном фланге НАТО проявилось в последнее время в усилении американского военного присутствия в Греции, куда перебрасывается часть военного контингента США из Германии. Указанные действия США происходят в рамках специально обновленного 14 октября в этих целях Вашингтоном оборонного соглашения с Афинами, согласно которому Греция предоставила США для военного использования ряд баз. В частности, согласно опубликованному тексту обновленного соглашения, Греция предоставляет США, помимо авиабаз в Ларисе и Стефановикио, также лагеря Георгула в Волосе и Яннули в Александруполисе, полигон в Литохоро и морскую базу в Суде на Крите, включая порт в Александруполисе недалеко от турецкой границы. Одновременно с этим стороны договорились, что соглашение будет действовать не один год, а пять лет с возможностью автоматического продления, подразумевается также значительное увеличение инвестиций ВС США в указанные базы, одновременно сохраняя возможность со временем расширить географию американского присутствия. Однако предоставленный Грецией в этот раз под американские базы район находится близко к турецкой границе и входит в 30-километровую зону, которая, согласно Лозанскому договору 1923 года, должна оставаться демилитаризованной. Чтобы снизить в этой связи накал противоречий с Анкарой, Вашингтону, с подключением Парижа на личных встречах в кулуарах с лидерами Франции и США, удалось убедить президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в том, что речь идет только о нейтрализации «усиливающегося влияния» России в Черном море.

Тем не менее, в Анкаре достаточно быстро поняли, что военная база в Александруполисе на самом деле призвана обеспечивать контроль над проливами Дарданеллы и Босфор, выводя Турцию за скобки создаваемого Вашингтоном нового баланса сил в Восточном Средиземноморье.

Справедливость указанного вывода подтверждают и последние публикации г реческих СМИ. Так, греческая газета «Protothema» опубликовала недавно статью под заголовком «Александруполис: крупнейшая американская высадка на Балканы». В ней подтверждается намерение США отправить в Александруполис в ближайшие дни более 120 вертолетов и тысячу единиц военной техники «для усиления военного присутствия США на Балканах и в Черном море» и превращения этого греческого района в важнейшую военную обсерваторию региона. Сообщается, что впоследствии часть этой техники будет якобы отправлена в Румынию и другие европейские страны.

Обращает на себя внимание реакция в Греции на стремление США усилить свои военные позиции в этой стране. Так, греческий министр национальной обороны Никос Панайотопулос явно вошел в эйфорию от переключения внимания Вашингтона с Турции на Грецию и даже позволил себе открытые антироссийские высказывания, вызвавшие откровенное удивление. В частности, посол в отставке, опытный греческий дипломат Леонид Хризантопулос указал на их недопустимость, особенно в преддверии визита премьер-министра Кириакоса Мицотакиса в Москву.

Во время недавней совместной пресс-конференции с премьер-министром Венгрии президент Турции затронул события, происходящие в Александруполисе, подчеркнув, что «на самом деле не только Александруполис, сама Греция уже стала своего рода американской базой. На данный момент количество американских баз на территории Греции не сосчитать. Их столько, что Греция сама уже почти как американская база. Одного взгляда на карту достаточно, чтобы понять, что с Грецией сделали американцы».

На этом фоне Франция стала демонстрировать свою готовность вступить в случае возникновения военного конфликта с Турцией на стороне Греции. В частности, в соответствии с соглашением, подписанным премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом и президентом Франции Эммануэлем Макроном, Париж и Афины стали декларировать возможность оказания друг другу немедленной военной помощи в случае нападения третьей силы, даже если эта страна состоит в одном с ними альянсе (например, Турции, которая является членом НАТО). Об этом 29 сентября сообщил греческий информационно-аналитический портал Orthodox Times.

Как известно, в последние годы главным противником Греции является член НАТО — Турция, которая уже не раз устраивала военные провокации у греческих границ. Обе страны имеют спорные территории и соперничают за богатые ресурсами регионы в море и на суше. В этой связи обращает на себя внимание возможное получение Грецией в кратчайшие сроки четырех французских фрегатов «Belharra» с новейшим вооружением противоракетной обороны и борьбы с подводными лодками. Эти фрегаты с высокотехнологичными системами вооружения с большим диапазоном действий будут располагаться в Эгейском море и в Восточном Средиземноморье, являясь полностью совместимыми с многоцелевыми истребителями «Рафаль».

Помимо этого, Франция 8 ноября развернула в Восточном Средиземноморье свой новый боевой корабль Auvergne, продемонстрировав военную мощь на фоне нового витка напряжённости в регионе. Капитан этого французского многоцелевого фрегата заявил, что Auvergne с его командой из 150 человек будет находиться в Восточном Средиземноморье до января 2022 года. Франция подобной военной активностью явно стремится послать сдерживающий сигнал Турции, особенно накануне намерения французской энергетической компании Total и её итальянского партнёра Eni провести морское бурение в водах южного побережья Кипра. В этой связи не лишним будет напоминание, что в феврале 2018 года турецкие военные корабли не позволили буровому судну, арендованному Eni, провести разведочное бурение в водах к юго-востоку от острова, подчеркнув, что она и Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК, признана «независимым государством» только со стороны официальной Анкары. — Ред.) имеют «неотъемлемые права» в регионе.

В указанных условиях современная Турция, в которой популярны неоосманизм, панисламизм и пантюркизм, по сути возвращается к своей традиционной враждебной политике в отношении Греции и Кипра и в целом в Восточном Средиземноморье. При активном раззадоривании Анкары со стороны Вашингтона и Парижа и осложнении отношений между членами НАТО.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

18.11.2021