С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Сергей Хелемендик

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД ЕВРОПЫ

После Второй мировой войны мир и рост благосостояния стали главными целями Европы как цивилизации, что нашло свое выражение в идеологии. Европейский Союз начинался как гарантия от новых войн, продолжается как инструмент для достижения общеевропейского процветания, декларированного как реально достижимая цель.

* * *

Ограничусь утверждениями и констатациями, которые для многих очевидны. Европа описана бесчисленное количество раз, я просто назову существенное для своего повествования.

Европа живет скученно, жизненного пространства и ресурсов Европе не хватает уже давно, что и стало мотором колониальной эры. Европа верит в Закон и с помощью Закона решает все основные проблемы общества. Поэтому политическая борьба в Европе разворачивается в парламентах и есть борьба за содержание законов, которые эти парламенты принимают и которые в основном исполняются. Европа последние десятилетия верит в демократию как систему выборной власти. Европа верит в выборы как основополагающую процедуру общественного устройства. Как основу основ. Выборы в Европе реально определяются и регулируются законами.

Европа верит в права и свободы отдельной личности. Эта вера и есть основа так называемых европейских ценностей. Вера основана на реалиях послевоенной Европы.

Народы Европы более четко отличают друг друга по этническому принципу, чем народы России или Америки. Свои национальные интересы, после распада европейских империй, народы Европы понимают не имперски, а этнически, несмотря на мультикультурализм и евроинтеграцию. После Второй мировой войны мир и рост благосостояния стали главными целями Европы как цивилизации, что нашло свое выражение в идеологии. Европейский Союз начинался как гарантия от новых войн, продолжается как инструмент для достижения общеевропейского процветания, декларированного как реально достижимая цель.

Европа - оплот западного христианства, католицизма и протестантизма как основных его видов. Христианство как идеология в Европе, как, впрочем и в Америке, переживает все углубляющийся кризис и находится в прямом противоречии с доминирующей идеологией общества процветания, потребления, комфорта. Каждое новое поколение европейцев становится все более гедонистическим и требует все более высокого стандарта материальных благ и удовольствий. Похожие процессы начались в России, но существенно позже.

Европа медленно, но неуклонно движется по пути создания супергосударства ЕС. Перспектива возникновения неких Соединенных штатов Европы пока неясна, но тенденция очевидна и имеет под собой реальную основу.

Европа реально стара и будет все быстрее стареть даже с чисто демографической точки зрения. Европа стареет духовно, теряет то, что Лев Гумилев называл пассионарностью.

Он звучит так: может ли созданное и развивающееся дальше общественное устройство европейских народов и стран, включая ЕС как возможную суперфедерацию, гарантировать европейцам обещанное процветание? Или хотя бы приличный стандарт жизни. Или в более удаленной перспективе выживание во всемирной войне за ресурсы, первым последствием которой уже стало вторжение в Европу десятков миллионов представителей других цивилизаций.

"Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!" - Так пели дети и взрослые в СССР, но самую большую и надежную личную свободу человеку в нашем мире сегодня предлагает Европа - воплотившая либеральные и гуманистические мечты в большей мере, чем это пока удалось другим цивилизациям, включая Америку.

Человеческая жизнь как действительно высшая ценность, жизнь, ориентированная на покой, комфорт, потребление все новых и новых материальных благ - вот главный магнит Европы в глазах мира, в то числе и в глазах многих в России. Европа стала брэндом, близким по значению к понятию цивилизованность, высокое качество жизни.

Слабые стороны европейского кода

Не интересуясь прошлым, новые поколения европейцев тем не менее унаследовали от своих предков национальный эгоизм, понятый, правда, уже не как войны с соседями за земли и ресурсы, а борьба за лучшее место под солнцем ЕС. "Да, нам всем вместе выгодно и даже неизбежно сойтись в общем европейском доме, но дружба дружбой, а табачок врозь". - Так рассуждают все члены ЕС, и может ли "табачок врозь" перевесить выгоды интеграции пока не совсем ясно.

Переставшая воевать Европа сама себя напрограммировала на слишком светлое будущее, убаюкала себя, сонно нежится под могучим крылом военной мощи США. И может проснуться слишком поздно.

По источнику Независимое Аналитическое Обозрение

02.06.2008