Владимир Одинцов

СПАСЁТ ЛИ ЕВРОПУ СОБСТВЕННАЯ АРМИЯ?

О том, что европейцам нужны собственные объединённые вооружённые силы, можно все чаще слышать в последнее время в Евросоюзе. Число таких заявлений заметно возросло особенно на фоне провала США и НАТО в Афганистане.

«Америка уходит из Афганистана не только побеждённой, но и униженной», — пишет французская Le Figaro. Падение Кабула стало встряской и для всего мира, который собрался вокруг Америки, и сам уход США из Афганистана, и то, как он происходил, лишает Штаты доверия, хоронит идею гарантий безопасности со стороны США, подчеркивает издание. При этом сейчас США находятся в слабой позиции, внутри страны отсутствует единство, в связи с чем Le Figaro предлагает Европе создать новый союз, который помогал бы защищать безопасность и границы континента, но не опирался бы на Штаты.

Несмотря на все заявления президента США Джо Байдена, НАТО на данный момент остаётся расколотым альянсом, пишет The Wall Street Journal. Дело в том, что членам блока до сих пор не удаётся прийти к консенсусу по таким вопросам, как общие угрозы и перевооружение Европы. И если альянсу так и не удастся договориться об общих геостратегических целях, то он останется пустышкой. В то время как Вашингтон считает Китай военной и экономической проблемой для себя, внедряя синофобию в политику НАТО, Европа, хотя и воспринимает Поднебесную как стратегическую проблему, видит в ней и экономические возможности, азиатский рынок считается слишком важным для процветания Европы, которая не хочет рисковать и провоцировать недовольство Пекина. Если Польша, Румыния и страны Балтии видят в России опасность и умышленно идут на обострение отношений с ней, то весьма осторожная Западная Европа откровенно опасается рисковать своим экономическим ростом, ставя его выше благополучия своих соседей, над которыми в своё время доминировал СССР. Что же касается Берлина, то он намеревается работать с Россией, а не противодействовать ей с помощью комплексного подхода из политических и экономических шагов, подчеркивает издание. Для Франции приоритеты в сфере безопасности сосредоточены на юге, в направлении Средиземноморья и Африки, а не на востоке. Эти разрозненные интересы по всей Европе мешают достичь консенсуса по угрозам в масштабах всего НАТО.

Поэтому не удивительно, что после отвода войск из Афганистана министры иностранных дел и обороны ЕС стали обсуждать 2 сентября в городе Брдо в Словении, как им лучше обеспечивать в дальнейшем собственную европейскую безопасность без прежней зависимости от США. Афганистан показал, что Европа была слишком зависима от США, отмечает немецкий телеканал Das Erste, поэтому теперь обсуждаются предложения по созданию общих европейских подразделений быстрого реагирования под совместным командованием. И, чтобы Европе стать более независимой от США, уполномоченный ЕС по внешнеполитическим вопросам Боррель требует создать подобные собственные войска. Точные цифры пока не определены. Речь идёт о численности военных от 5 тысяч до 50 тысяч, но, в любом случае, именно под общим командованием. При этом было напомнено, что в ЕС уже есть так называемые боевые группы, которые были созданы именно с такими целями, они находятся в боеготовности с 2007 года. Однако до сих пор они никогда не использовались. Это, в частности, объясняется тем, что такое решение может быть принято только единогласно, и, конечно, тем, что они не располагают такими же возможностями, как, к примеру, армия США.

Следует также отметить, что идея об европейских объединённых вооружённых силах появилась в Старом Свете более 70 лет назад – с момента создания в 1948 году Западноевропейского союза. Именно он должен был заняться вопросами организации европейской коллективной обороны. Однако эта идея не была реализована, так как Соединённые Штаты, которые никогда не хотели объединения Европы, и уж тем более в военном отношении, навязали ей Североатлантический альянс, позволявший им доминировать на континенте. Да и Британия всегда была против появления евроармии, которая, по мнению Лондона, негативно скажется на роли США в европейских делах.

Обсуждение единой европейской политики в сфере безопасности и обороны были возобновлены после распада СССР, так как в европейских столицах посчитали, что с исчезновением Советского Союза пропала и опасность военного столкновения на континенте. С другой стороны, сам Евросоюз к тому времени окреп и политически, и экономически, а поэтому при наличии собственной военной силы мог бы наряду с Америкой взять на себя ответственность за состояние дел в мире. Дополнительно к этой мысли европейских политиков подтолкнул брекзит, так как не стало одного из основных препятствий для европейских стран на их пути к расширению и углублению сотрудничества в военной сфере.

Если говорить о нынешнем дне, то нельзя не отметить, что именно Германия стала инициатором актуализации этого процесса, испытав в первую очередь на себе давление США. Поэтому не удивительно, что еще на форуме в Давосе Ангела Меркель подвергла острой критике действия США в отношении Европы и призвала Евросоюз взять судьбу в свои руки. При этом она подчеркнула важность формирования Европейского оборонного фонда, поскольку у Европы вошло в привычку «полагаться на США».

Давние планы Брюсселя по созданию европейской армии обрели в 2017 году реальные черты. В декабре этого года лидеры стран ЕС официально запустили программу Постоянного структурированного сотрудничества в сфере безопасности и обороны ((Permanent Structured cooperation — PESCO). При этом многие эксперты не сомневаются, что реальные авторы проекта «европейской армии» и «европейского оборонительного пакта» — это Ангела Меркель и Жан-Клод Юнкер. Стоит в этой связи вспомнить и о том, что Юнкер — давний приверженец идеи по созданию «Соединённых Штатов Европы». А подобная структура, разумеется, должна быть способна полностью самостоятельно обеспечивать собственную безопасность. С появлением PESCO появилась, по оценкам западных экспертов, абсолютно иная картина: расходы Евросоюза на военные нужды могут идти, прежде всего, на развитие собственных вооружённых сил и на производство собственных вооружений.

Что же касается идеи создания общеевропейского корпуса быстрого реагирования, то она тоже не является новой. Ещё весной 14 государств, включая Германию, Францию, Италию и Испанию, опираясь на секретный доклад об угрозах, предложили создать совместное военное подразделение, которое использовалось бы в «сценариях, требующих незамедлительного вмешательства». По озвученным тогда планам политиков, в дальнейшем, помимо сил быстрого реагирования, частью общеевропейской армии должны были стать дивизия ВВС и группа войск боевой поддержки. Тем не менее, из-за существующих разногласий внутри ЕС реализация данной стратегии была приостановлена уже на стадии обсуждений.

В целом же, стремление Европы обезопасить себя от США, уже давно наталкивается на активное противодействие Вашингтона. Так, в 2009–2010 годах Германия, Италия, Бельгия и Нидерланды попытались добиться вывода с их территории американского ядерного оружия. Однако Вашингтону с помощью Польши, стран Балтии удалось на саммите НАТО в Лиссабоне принять новую стратегическую концепцию альянса, в которой подчёркивается необходимость нахождения ядерного оружия США на европейском континенте.

Вот почему можно быть абсолютно уверенным в том, что как только США хотя бы на мгновение почувствуют, что от объединения Европы в военном плане исходит угроза их позициям в Старом Свете, они сделают всё, чтобы не допустить этого. А посему идея отдельных стран Европы спастись от США созданием собственной армии представляется трудно реализуемой.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

09.09.2021