Надежда Арбатова

"Геополитическая Еврокомиссия" 2019 - 2024: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ, СТАРЫЕ ВЫЗОВЫ

Программу квазиправительства ЕС назвали чрезмерно амбициозной и утопичной

1 декабря, на месяц позднее обозначенного срока, приступает к работе новый состав руководства Европейского союза. Эта отсрочка произошла в связи с тем, что мандат Европейской комиссии (ЕК) под руководством Урсулы фон дер Ляйен, бывшего министра обороны ФРГ, был отложен из?за возникших проблем с кандидатурами в еврокомиссары от Венгрии, Румынии и Франции в профильных комитетах Европарламента. 1 декабря также приступит к работе новый президент Европейского совета бельгиец Шарль Мишель, политик, по мнению многих, в совершенстве владеющий искусством компромисса, и испанец Жозеп Боррель, новый глава внешнеполитической службы ЕС, который в 2004–2007 годах был спикером Европарламента.

Однако особое внимание в политическом и экспертном сообществе приковано к ЕК, важнейшему органу Европейского союза, который многие называют квазиправительством ЕС. Не в последнюю очередь это пристальное внимание объясняется интересом к самой фон дер Ляйен, не имеющей опыта работы в структурах ЕС. Ожидается, что новый руководитель ЕК будет в целом привержена курсу своего предшественника, известного евроэнтузиаста Жан-Клода Юнкера.

Программа фон дер Ляйен была представлена и конкретизирована в нескольких выступлениях, прежде всего в Европейском парламенте в день ее избрания в июле, а затем в ее ноябрьском выступлении в Фонде Конрада Аденауэра. 25-страничный документ охватывает ряд вопросов, которые были в повестке дня европейских столиц и Брюсселя в течение многих лет и остаются актуальными и по сей день: борьба с климатическими изменениями, решение социальных проблем, оживление экономики, утверждение верховенства закона и европейских ценностей, проект нового миграционного пакта с целью создания устойчивой и эффективной модели управления миграцией. Кроме того, были обозначены вопросы общей обороны, справедливого налогообложения, образования (утроение бюджета Erasmus+), принятия внешнеполитических решений квалифицированным большинством, продление срока брекзита для обеспечения упорядоченного выхода Великобритании из ЕС.

Выступая в Фонде Конрада Аденауэра, фон дер Ляйнен сделала акцент на повышении политической роли ЕС на международной арене. С ее точки зрения, ЕС должен занять собственное место в мире великих держав, дать толчок новой амбициозной стратегии и показать, что у Европы есть силы, чтобы ее идеи работали в реальном мире. В частности, она заявила о том, что Европа должна «научиться говорить языком силы, сделав ставку на наращивание собственных мускулов» там где долгое время она могла рассчитывать на других, например в политике безопасности. Вместе с тем, в отличие от президента Франции Эмманюэля Макрона, резко раскритиковавшего НАТО, фон дер Ляйен вслед за канцлером ФРГ Ангелой Меркель охарактеризовала НАТО как «выдающийся щит» в сфере безопасности.

Нужно отметить, что во многих начинаниях в Европейском союзе фон дер Ляйен является alter ego Меркель. Это касается в первую очередь идеи создания Совета безопасности ЕС с ротацией стран?членов и отказом от принципа единогласия по вопросам внешней политики, что, по мнению главы ЕК и канцлера ФРГ, сделает ЕС более жизнеспособным механизмом и упростит процедуру принятия санкций, в частности против России. Это предложение находит поддержку и нового главы внешнеполитического ведомства Борреля, считающего, что по важнейшим вопросам внешней политики и политики безопасности решения должны приниматься квалифицированным большинством. Однако существуют большие сомнения, что это предложение будет принято всеми странами – членами ЕС.

Урсула фон дер Ляйнен призвала также «адреснее направлять имеющиеся в наличии силы там, где речь заходит о европейских интересах». Европейцы, по ее мнению, видят в России и Китае соперников, в то время как в США союзника. Проамериканские взгляды главы ЕК находятся в противоречии с критическими взглядами французского президента на роль США в НАТО, что ставит вопрос об эффективности франко-германского тандема, традиционно являвшегося мотором европейской интеграции. С этой точки зрения назначение представителя ФРГ на руководящий пост в ЕК, что активно поддерживалось Францией, неизбежно переносит разногласия между двумя странами с неформального уровня на официальный.

По мнению главы ЕК, Евросоюз должен и дальше продолжать «стратегическую политику расширения»: «Если мы, европейцы, с нашей стороны не предоставим перспективы Западным Балканам, то другие заполнят эти бреши, будь то Китай или Россия, Турция или Саудовская Аравия». В связи с этим фон дер Ляйен выразила неудовольствие отсрочкой переговоров о вступлении в ЕС Северной Македонии и Албании. Список внешнеполитических направлений, целей и задач, обозначенных ею, настолько широк, что новая Комиссия уже получила название «Геополитической комиссии».

Повестка дня Еврокомиссии вызвала неоднозначную реакцию как у политиков, так и у экспертов, многие из которых охарактеризовали ее как чрезмерно амбициозную и утопичную, предложив взамен тактику «малых шагов». Однако вряд ли можно делать правильные малые шаги в отсутствие стратегического видения конечной цели. Важно другое. Необходимо не только иметь стратегию, но и хорошо понимать, какие проблемы и препятствия стоят на пути ее реализации. В противном случае никогда не удастся перейти от правильных слов к конкретным делам. В связи с этим представляется, что реалистичность выполнения поставленных в повестку дня задач будет зависеть от двух факторов – прежде всего от состояния самого Европейского союза и от состояния внешней среды.

По оптимистичным оценкам аналитиков из брюссельского Центра европейских политических исследований (CEPS), новая ЕК унаследовала Европейский союз, который в значительной степени пережил свои многочисленные кризисы. Экономика стабилизировалась, и занятость продолжает расти, несмотря на замедление в мировом хозяйстве.

За исключением колебаний в доходности итальянских государственных облигаций, финансовые рынки в основном не испытывают напряжения. Поток беженцев сокращается по сравнению с прошлыми показателями. Растет доверие к ЕС и его институтам среди большинства стран?членов. Значительно увеличился уровень участия граждан в последних выборах в Европарламент. Иными словами, с точки зрения брюссельских экспертов, общий фон для деятельности институтов Евросоюза является благоприятным, и из главных вызовов европейской интеграции выделяются лишь два. Внутренний вызов – угроза верховенству закона и демократическим ценностям в некоторых государствах-членах. Внешний вызов касается геополитического положения Европы во все более хаотичном мире.

Оставляя за скобками излишне оптимистичный анализ экспертов сегодняшнего состояния ЕС, представляется, что формулировка первого вызова как «угрозы верховенству закона и демократическим ценностям в некоторых государствах-членах» в действительности является лишь верхушкой айсберга. Несмотря на улучшение экономической ситуации и спад миграционной волны в Европу, которые выражаются в статистических данных, но не находят убедительного подтверждения в глазах рядовых граждан, по?прежнему во многих странах ЕС продолжается ренационализация европейской идентичности, а попросту укоренение национализма. Это – главное препятствие всем амбициозным стратегиям европейской интеграции и угроза самому будущему ЕС, который является воплощением самого грандиозного интеграционного проекта ХХ века.

Легитимный политический проект ЕС основан на либеральной демократии. Это не просто проект для достижения общего мира и процветания, а проект сближения интересов, представлений, норм и институтов между странами, имеющими в основе общую либеральную демократию. Однако не кризис либерализма проистекает из национализма, а национализм в сегодняшней Европе является ответом на эксцессы либерализма, которые резко меняют природу демократической политики на национальном уровне. Действительно, неконтролируемая иммиграция в ЕС резко упала с 2015 года, но это не успокаивает людей в отношении того, как сильно их страны уже изменились. И это лишь один аспект кризисных проявлений.

В связи с этим крайне важно понять, что «угроза верховенству закона и демократическим ценностям в некоторых государствах-членах», которую мы наблюдаем сегодня в Европе, – это лишь следствие глубокого кризиса либерализма. Достоинства либеральной демократии, доведенные до абсурда, неизменно превращаются в свою противоположность, порождая откатное движение в обществе. Наша недавняя история знает несколько примеров таких кризисов, наиболее разрушительные из которых по своим последствиям произошли в Германии в 30-х годах прошлого века.

Кризис либерализма не означает его конец. Но чтобы победить национализм, без чего действительно утопичны все самые правильные стратегии, необходимо преодолеть кризис либерализма. Это значит, что политикам в первую очередь придется отказаться от лицемерия и страха прослыть политически некорректными, отдавая сложные и неприятные вопросы на откуп популистам. Без этого Европейский союз не сможет реализовать свою повестку дня, какой бы правильной она ни была, и стать полноценным центром силы в многополярном мире.

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Источник: Независимая газета

24.11.2019