С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Виталий Аверьянов

ЕВРОПА: КРИЗИС NATION-STATE

Доля стран ЕС в российском энергетическом экспорте превысила значение, пороговое для экономической безопасности страны

Усиление интернационализации хозяйственной жизни в последние два-три десятка лет привело к тому, что внешние факторы развития становятся все более важными в выборе экономической стратегии вовлеченных в этот процесс стран. В первую очередь усиление этой тенденции в мировой экономике является последствием возрастания экономической открытости национальных экономик.

После развала СССР новая Россия также стала последовательно проводить линию на внешнеэкономическую открытость своей внутренней экономики, чтобы включиться в систему мирохозяйственных связей в качестве равноправного участника.

Как повлияли внешние факторы развития и возрастание внешнеэкономической открытости на формирование экономической стратегии России с позиции критериев обеспечения национальной экономической безопасности?

Экономическая безопасность в современном мире стала первостепенной составляющей в системе национальной безопасности каждой страны. Среди компонентов экономической безопасности, как свидетельствует практика прогресса передовых держав, начиная с конца XIX века, главенствующую роль играет фактор обеспеченности страны топливно-энергетическими ресурсами. Данный фактор - по сути дела определяет место, степень и возможности участия страны в международном разделении труда, показывает значимость страны в системе мирового хозяйства, ее национальную конкурентоспособность.

Одна из ключевых черт глобализирующегося мира - превращение природных ресурсов из статьи внешнеторгового обмена в эффективный инструмент внешней политики обладателя и распорядителя этих ресурсов. После развала Советского Союза в России стала формироваться национальная экономическая стратегия с упором на максимальную добычу и вывоз топливно-энергетических ресурсов. Энергоносители стали доминировать в российском экспорте, являясь одним из ключевых факторов укрепления геополитических позиций нашей страны в мире.

В 1990-х годах, когда Россия была ослаблена последствиями распада СССР, западных партнеров вполне устраивала такая ситуация, так как наша страна выплачивала огромные суммы по внешним долгам Парижскому и Лондонскому клубам, а сама прощала огромные долги неплатежеспособным, главным образом, развивающимся странам под нажимом управленцев упомянутых клубов. Так продолжалось примерно до 2000-го года, когда в России начался экономический рост (правда, без экономического развития) за счет увеличения валютной выручки от продажи энергоносителей, как результат резкого повышения мировых цен на нефть и природных газ. В Российской Федерации был создан Стабилизационный фонд, и начали быстро расти золотовалютные резервы. Это позволило России осмотреться, осмыслить свое место в мировом хозяйстве, понять значимость отечественных энергоресурсов не только как ключевого наполнителя доходной части федерального бюджета, но и как эффективного инструмента реализации своих национально-государственных интересов.

Как только Россия это поняла, то ей вдруг стали пенять на ее очевидную, естественную роль в глобальной энергетике. Критика в адрес России сегодня слышится особенно из тех стран евро-атлантической зоны, которые не могут пережить осознания своей критической зависимости от внешних источников энергоресурсов, особенно, если эти источники находятся в Российской Федерации. С этим связаны и постоянно раздающиеся в адрес России требовании подписать Энергетическую хартию. Очевидно, однако, что согласие РФ с требованиями этого документа приведет к значительному ослаблению экономической безопасности России, а фактически - к потере ее реального суверенитета.

Правомерны ли эти требования с точки зрения обеспечения экономической безопасности нашей страны? Отвечая на этот вопрос, мы должны подчеркнуть, что энергетическая зависимость ЕС и России носит взаимный характер. Страны Евросоюза даже при физическом росте импорта энергоносителей из России никогда не превысят российскую импортную долю, составляющую, как правило, в общем объеме импорта только одну треть. Эта квота есть критерий или пороговое значение обеспечения экономической безопасности Евросоюза в целом и каждого члена-участника этого интеграционного объединения в отдельности, исходя из экспертных оценок специалистов ООН.

А вот наша страна к сегодняшнему дню нарастила в своем экспорте долю стран Евросоюза до 53 - 54 %, и, таким образом, значительно превысила пороговое для обеспечения национальной экономической безопасности значение, которое, повторим, не должно превышать одну треть от общего экспорта или импорта из одного источника.

Инсинуации по поводу российских энергетических богатств со стороны видных политиков недавно ушедшей эпохи - Маргарет Тэтчер и Мадлен Олбрайт (Россия якобы должна этими богатствами поделиться с "мировым сообществом"), с морально-этической точки зрения не выдерживают критики.

Если говорить об энергетической зависимости, то получается, что Россия намного сильнее зависит от своих западных партнеров, чем они от нее.

Чтобы обеспечить свою экономическую безопасность, мы должны ускорить реализацию провозглашенной Владимиром Путиным новой экономической стратегии с упором на восстановление обрабатывающей и перерабатывающей промышленности и отраслей реального сектора на основе внедрения современных технологий. Достижение этих целей обеспечит нам не только внутренний промышленный подъем, но и даст возможность диверсифицировать структуру экспорта - главного внешнего фактора для стимулирования отечественного хозяйственного прогресса.

В свою очередь, наши европейские партнеры должны помочь РФ в трансформации ее промышленности, в изменении структуры российской экономики. К сожалению, пока мы сталкиваемся с обратным - на нас упрямо продолжают смотреть как на топливно-энергетический придаток ЕС. Однако новое поколение руководителей России вряд ли согласится с такой незавидной ролью, которая отводится Западом нашей стране. С другой стороны, такое распределение ролей может в перспективе привести к геополитическому, геоэкономическому и военно-стратегическому проигрышу перед лицом экспансии набирающих силу цивилизаций Юга и Востока.

В основу статьи положено выступление автора на форуме "К новому мироустройству - потенциал европейских наций" (Греция, Корфу).

По информации RPMonitor

09.12.2007