Виталий Билан

АРАБСКИЕ ВОССТАНИЯ И ПОДЬЕМ ЕВРОПЕЙСКИХ УЛЬТРАПРАВЫХ

Прошлогодние парламентские выборы в Швеции и Венгрии, а также успехи ультраправых во Франции, Италии или Голландии, показали, что в Европе очень сильны ультраправые позиции. Нынешний же наплыв мигрантов из Северной Африки, а также усиление позиций исламистов после арабских восстаний могут резко катализировать этот процесс.

Ультраправое возрождение

Вначале несколько фактов ультраправого "марша" по европейским парламентам за последнее время.

В Голландии депутат нидерландского парламента и лидер праворадикальной "Партии свободы" Герт Вилдерс приобретает все большую популярность, активно используя жесткую антиисламскую риторику. Его партия добилась на региональных выборах в начале марта прошлого года столь внушительных успехов, что сам Вилдерс уже заявляет о том, что готовится стать следующим премьер-министром страны. "Партия свободы" набрала в городе Алмере 22,2% голосов, в то время как традиционно влиятельные лейбористы взяли лишь 17,3%. В Гааге "Партия свободы", даже вопреки своим ожиданиям, пришла второй.

Во Франции на региональных выборах в начале 2010 г. в целом по стране набрала более 10% ультраправая националистическая партия "Национальный фронт", которую возглавляет легендарный Жан-Мари Ле Пен. Партия добилась 118 мест в 12 регионах. "Это феникс, возрождающийся из пепла, - заявил по этому поводу 81-летний лидер партии, - Национальный фронт вернулся на передний план французской политики".

Всего через десять дней после этого на региональных выборах в Италии в марте с.г. успеха добилась партия-союзник премьер-министра страны Сильвио Берлускони "Лига Севера". Число сочувствующих этой антииммиграционной партии, занимающей теперь центральное место в правящей коалиции Берлускони, за последние 5 лет выросло в 2 раза. Показательно, что ее члены получили ключевые посты в кабинете министров. Например, Роберто Марони стал министром внутренних дел. Лидер партии "Лига Севера" Умберто Босси сравнил эту победу с цунами, которое круто изменит диспозицию не только в итальянском политикуме.

Ну и, разумеется, стоит вспомнить успех в Венгрии праворадикальной партии "Йоббик", которая по итогам голосования сформировала третью по численности фракцию в парламенте. Кстати, венгерскую ситуацию осложняет то обстоятельство, что победителем венгерских выборов стали правые консерваторы из партии "Фидес", набравшие 52,77% голосов. Таким образом, еще никогда в послевоенной истории континента две партии, эксплуатирующие националистические лозунги, не набирали в сумме 70% голосов.

Каковы же главные причины нынешнего европейского националистического уклона?

Межцивилизационные страхи

Ключевое место ультраправого уклона в западной части европейского континента занимают антиисламские движения. Именно антиисламские, а не антисемитские, как раньше. В этой связи, показательно, что упомянутый депутат нидерландского парламента и лидер "Партии свободы" Герт Вилдерс не поддерживает антисемитские лозунги, но использует жесткую антиисламскую риторику.

Кстати, сам Вилдерс бывал в Израиле более сорока раз и неоднократно восхищался этой страной, а его сторонники с трибуны голландского парламента призывают брать пример с Израиля в политике по отношению к мусульманам.

Вилдерс стал известен после того, как сделал публичные сравнения Корана и гитлеровского "Майн Кампф". Он известен также как автор видеоролика "Фитна", 17-минутного видеоклипа, размещенного в Интернете в марте 2008 г. и вызвавшего крайне негативную реакцию в мусульманском мире. В нем, в частности, демонстрировались документальные кадры терактов 11 сентября 2001 г. в США, периодически звучали цитаты из Корана с письменным переводом на английский и голландский языки. В этих вырванных из контекста цитатах содержались призывы "сжигать в огне неверных" и "отрубать им головы".

Старается не отставать в своей антиисламской риторике и упомянутая итальянская "Лига Севера". Партия проводит кампании против строительства мечетей, а также добивается принятия закона, запрещающего ношение никаба (традиционной в некоторых странах женской одежды, закрывающей все тело, за исключением прорези для глаз).

Примечательно также, что лидер "Лиги Севера" Умберто Босси, "прославился" тем, что еще до массового наплыва беженцев из Северной Африки весной с.г. призвал ВМС Италии обстреливать доставляющие в страну иммигрантов (преимущественно арабов-мусульман из стран Южного Средиземноморья) корабли.

Кампанию за проведение всеевропейского референдума по запрету строительства минаретов собираются начать ультраправые партии различных европейских стран. Об этом говорилось на конгрессе германской ультраправой партии Pro NRW. Ультраправых вдохновил успех их коллег из Швейцарской народной партии, инициативу которых по запрету на строительство минаретов поддержали на референдуме около 60% населения страны. Этот "антимусульманский" список можно продолжать.

Насколько реален тотальный ультраправый поворот на европейском континенте?

"Революционный" катализатор

Пока в европейской экспертной среде преобладает мнение, что не стоит особо драматизировать ситуацию в Западной Европе. Отмечается, в частности, что особой опасности для либерал-демократов в том, что эти партии будут оказывать серьезное влияние на политику стран Европы, пока нет.

Например, в Голландии и Австрии правящие партии уже заключали коалиционное соглашение с правыми, однако в Голландии такая коалиция просуществовала лишь несколько месяцев, а в Австрии правые быстро потеряли поддержку избирателей.

Более того, стремление отгородиться от всего чужого не позволяет ультраправым объединиться на европейском уровне. В качестве примера может служить то обстоятельство, что националисты, представленные в Европейском парламенте, попытались создать единую фракцию, однако, ввиду слишком больших разногласий, им это сделать не удалось.

В то же время, нынешняя финансовая непредсказуемость в еврозоне может преподнести самые неожиданные сюрпризы. История 20-30-х гг. прошлого столетия наглядно показывает, как стремительно "толерантные" европейцы под воздействием экономических проблем могут выстроиться в ультраправые колонны.

Финансовый кризис обнажил давнюю европейскую болячку, берущую начало еще со времен Гоббса, а также череды буржуазных революций с их ориентацией на материальные потребности. Пока еды хватает на всех, можно поиграть в плюрализм, толерантность и демократию. Однако, как только экономику начинает лихорадить, либеральный европеец вдруг превращается в непримиримого ксенофоба. А тут еще эти арабские "революции" с массовым наплывом мигрантов на европейский континент и усилением исламистских тенденций в регионе.

Приток мигрантов из Африки уже вызвал серьезную дискуссию среди руководства европейских стран. В частности, президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони предложили ввести ограничения на свободу передвижения внутри зоны Шенгена.

В этой связи также можно вспомнить и "пряник" в форме оказания финансовой помощи североафриканским государствам во время встречи в Брюсселе министров иностранных дел ЕС, и "кнут" в форме запрета французскими властями ношения женщинами никаба.

В общем, либеральная Европа обеспокоена не на шутку и, пожалуй, не знает толком, что делать дальше. Ведь если не удастся справиться с этим "исламистско-миграционным" вызовом, мы наверняка уже в скором будущем станем свидетелями электоральных успехов ультраправых по всему европейскому континенту.

Виталий Николаевич Билан - эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

12.05.2011