Татьяна Исаченко

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ ПЕРЕСМАТРИВАЕТ СИСТЕМУ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Европейский Союз пришел к выводу о необходимости пересмотра системы уступок, концессий и преференций в отношении динамично развивающихся экономик, которые традиционно относились к разряду стран с переходной экономикой или развивающимся странам. Новая система, по словам еврочиновников, позволит беднейшим странам интегрироваться в мировую экономику. Однако "радикализация системы преференций и использование их в качестве политического инструмента вряд ли будет способствовать смягчению конфликтов и экономическому росту как в беднейших, так и в других развивающихся странах".

Подобные изменения (которые, кстати, собираются внести в свою торговую политику и США) касаются, прежде всего, России и Бразилии - стран, которые демонстрируют успешную динамику экономического роста и экспорта. Выработка новой позиции в отношении Индии, Бразилии и Китая, являющихся членами ВТО, свидетельствует о некотором ужесточении торговых режимов, поскольку ранее эти страны пользовались значительными преференциями на рынке США и ЕС. Теперь же, входя в состав т.н. "глобальной экономической элиты", под которой понимаются ведущие экспортеры и крупные производители, эти страны не могут претендовать на уступки и квоты, предназначенные для поддержки экономики развивающихся стран. Интересно также отметить, что по мере того, как усиливаются сомнения в успехе переговоров Доха-раунда, США и ЕС настаивают на формировании системы преференций, основанной на двусторонних преференциальных соглашениях и на принципе взаимности, и увеличивают число жалоб в рамках ВТО.

Комиссар ЕС по торговле Карл де Гюхт предлагает резко сократить число стран-пользователей особых торговых преференций. По его мнению, в результате принятия новых правил список стран-реципиентов преференциальных режимов, предназначенных для развивающихся стран, может уменьшиться вдвое. Как отметил Комиссар де Гюхт, представляя свой проект вниманию 26 комиссаров Еврокомиссии, целью подобной реформы является "предоставление фокусной поддержки тем, кому она действительно нужна". Чтобы новый план предоставления преференций в торговле вступил в силу, он должен получить одобрение Европейского Совета и Европарламента, а его реализация запланирована на 2014 г.

Прежде всего, реформа коснется тарифных преференций. Согласно основополагающему принципу ВТО, - режиму наибольшего благоприятствования - тарифы должны применяться на недискриминационной основе в отношении товаров из всех стран. Однако с 1971 г. ЕС использует систему тарифных преференций в отношении 176 развивающихся стран. Впоследствии к этой системе была присоединена и Россия. По оценкам на 2008 г., общая сумма тарифных преференций составила 2 млрд. долл. Крупнейшими бенефициарами стали Индия, Бангладеш, Таиланд, Индонезия, Бразилия и Россия. Китай был частично исключен из числа бенефициаров по многим тарифным позициям еще раньше. Часть вышеназванных стран, как считают в ЕС, получила прямые выгоды и развивалась успешно, в т.ч. благодаря получению данных преференций. Так, например, по мнению европейских экспертов, российский экспорт в ЕС с 2000 по 2010 гг. вырос с 51.3 млрд. долл. до 192.7 млрд. долл., в то время как экспорт из самой маленькой страны в континентальной части Африки - Гамбии - не только не увеличился, но даже сократился. Однако, приводя свои расчеты, эксперты ЕС не учитывают рост цен на основные энергетические товары, составляющие экспортный профиль России, да и само сравнение России с Гамбией не является правомерным и уместным по причинам масштабов экономики и экономического и исторического развития.

Европейские специалисты и чиновники, занимающиеся реализацией торговой политики, утверждают, что их все больше беспокоит низкий уровень экспортной активности из беднейших стран, на которые по-прежнему приходится 1% мировой торговли. Они также выражают уверенность в том, что предоставление целевых преференций именно этим странам вместо динамично развивающихся стран, позволит более эффективно вести борьбу с бедностью.

Эту позицию на конференции ООН по вопросам развития беднейших стран мира, состоявшейся в Стамбуле, поддержал и Генеральный директор ВТО Паскаль Лами. Он утверждает, что вклад международной торговли в экономическое развитие беднейших стран неадекватен, и Лами готов со своей стороны активизировать переговоры по оказанию содействия десятку беднейших стран, включая Эфиопию, Лаос, Либерию, Самоа и Йемен, по присоединению к ВТО.

В то же время многие аналитики скептически относятся к тому, что беднейшие страны получат серьезную поддержку и смогут активно интегрироваться в международную торговлю. Руководитель одного из ведущих независимых исследовательских центров Европы - ECIPE (European Centre for International Political Economy) утверждает, что, помимо торговых преференций и низких тарифов, необходимо иметь производственную базу, подобную существующей в Китае, поскольку "невозможно перенести фабрику из Китая в Гану и предоставлять низкие тарифы на производимую продукцию". Двигателем развития Китая стало массированное привлечение иностранных инвестиций - как раз этого серьезно не хватает в беднейших странах, и эту проблему не решить только лишь за счет предоставления тарифных преференций.

Помимо вопросов о сокращении числа реципиентов поддержки, в рамках Еврокомиссии все более серьезно обсуждаются вопросы использования торговых преференций и торговых мер в качестве политического инструмента. В настоящее время ЕС планирует ввести некоторые экономические санкции в отношении Ирана, Сирии, Ливии и Беларуси. Обсуждению подлежит и вопрос о сохранении торговых преференций в отношении Пакистана, где скрывался Усама бен Ладен.

Безусловно, все эти новые предложения не могут способствовать стабильности и деполитизации мировой торговли и усилению роли принципов ГАТТ, положенных в основу многосторонней торговой системы еще в 1947 г. Нет сомнений в том, что помощь и поддержка должны быть адресными и предназначаться, в первую очередь, тем, кому они необходимы для преодоления первоочередных проблем. Однако радикализация системы преференций и использование их в качестве политического инструмента вряд ли будет способствовать смягчению конфликтов и экономическому росту как в беднейших, так и в других развивающихся странах, что повлечет за собой дополнительные политические и внутренние проблемы стран ЕС.

По информации - Новое Восточное Обозрение

11.05.2011