Татьяна Исаченко

МИНИСТРЫ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СТРАН ЕВРОСОЮЗА ПРЕДСТАВИЛИ ПОЗИЦИЮ ПО РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ СО СТРАНАМИ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

Протестные выступления в арабских странах, начавшиеся в начале 2011 г. и продолжающиеся с особой остротой в настоящее время в Ливии, заставили Евросоюз с особым вниманием отнестись к выработке не только политической, но и экономической стратегии в отношении стран Средиземноморья. Очевидно, что неблагоприятная политическая обстановка и военные действия приведут к ухудшению положения населения и резкому снижению уровня экономического развития, что неизбежно повлечет за собой рост миграционных потоков в страны ЕС, что и так является серьезной проблемой для Европы. На заседании Европейского Совета 11 марта 2011 г. было принято решение о формировании обновленной стратегии развития торговых и экономических отношений со странами региона и выработке концепции экономического партнерства на новой основе и с учетом действующих факторов.

Уже в настоящее время подписано и действует несколько соглашений о создании зоны свободной торговли со странами региона (Египет, Сирия, Ливан, Иордания), многие страны пользуются торговыми преференциями для развивающихся стран (Ливия). Как ни парадоксально это звучит в связи с новостями об активизации военной кампании, ЕС заинтересован в поддержании стабильности в регионе, для чего отдельные страны Евросоюза предлагают создать евро-средиземноморскую экономическую зону, в рамках которой будет обеспечено свободное движение товаров, услуг и капиталов. По мнению авторов концепции - министров иностранных дел Дании и Нидерландов, - это позволит создать возможности для дальнейшего экономического роста в регионе с населением свыше 750 млн. чел.

Безусловно, решение этой сложной задачи потребует времени, для чего потребуется последовательная и продолжительная работа по трем важнейшим направлениям.

Во-первых, со стороны ЕС необходима либерализация торговли сельскохозяйственными товарами и обеспечение более широкого доступа товаров из стран Средиземноморья на рынок ЕС. Окончательная либерализация является задачей долгосрочного периода, в краткосрочной перспективе было бы целесообразно обеспечить этим странам равный доступ на рынки ЕС и равный объем торговых преференций.

Во-вторых, ЕС должен быть уверен в том, что арабские страны эффективно используют возможности, предоставляемые на основе двусторонних соглашений, подписанных в рамках Средиземноморской политики ЕС. Усилению эффективности этой политики могла бы способствовать выработка единых для евро-средиземноморской торговли правил определения страны происхождения товара. Гармонизация этих правил позволит существенно сократить барьеры в торговле и упростить формальности. В то же время было бы целесообразно, если бы партнеры ЕС из числа средиземноморских стран привели свое законодательство в соответствие с нормами единого рынка ЕС, прежде всего, что касается регулирования торговли, конкуренции, защиты окружающей среды и интересов потребителей.

В качестве третьего направления следует отметить необходимость активной работы по продвижению принципов свободы торговли, прежде всего в отношении малых и средних предприятий (МСП). Именно поддержка этих предприятий должна стать основой стратегии ЕС в арабских странах, поскольку именно МСП обеспечивают занятость и социальную стабильность в регионе. Решение этой задачи может быть достигнуто при серьезной поддержке Европейского инвестиционного банка.

На заседании было подчеркнуто, что все экономические инициативы должны реализовываться в тесной связи с проведением политических реформ. Для поддержания стремления самих стран к существенной демократизации общества ЕС предлагает создать т.н. "платформу трансформации", основанную на финансовой поддержке стран и институтов ЕС, а также таких международных доноров как ООН, США и международные финансовые организации и институты. По мнению ЕС, страны и организации должны координировать свои усилия.

Предложенная концепция, таким образом, представляет собой попытку ЕС использовать исторический шанс оказать воздействие на дальнейший ход развития в арабских странах. Сегодня, с учетом продолжающихся военных действий, трудно говорить о том, в какие сроки работа по трем направлениям может быть начата, однако события позволяют очередной раз убедиться в теснейшей взаимосвязи экономики и политики в и усилении глобализации мирового развития.

По информации - Фонд стратегической культуры

27.03.2011