Анна Филимонова

СЕРБИЯ: ГОТОВИТСЯ УДАР ПО "ЮЖНОМУ ПОТОКУ"

"Сербия в 2008 г. подписала невыгодное соглашение (*), сказать это откровенно - не значит быть против России и сотрудничества с этой страной, но вещи следует называть своими именами", - заявила Зорана Михайлович-Миланович, эксперт по энергетике и член Президиума в партии Николича (Сербская прогрессивная партия - СПП).

Итак, в прицеле - российско-сербское соглашение по "Южному потоку". Атака разворачивается по всему фронту. Плохо, по мнению госпожи Михайлович-Миланович, всё: то, что Сербия на 25 лет продала права на эксплуатацию нефти и газа; то, что "за ввоз нефти мы тратим миллиарды евро, а могли бы сэкономить 250 миллионов"; то, что "Россия раньше на пять лет (не за 35, а за 30) вычерпает всю нефть, и мы через 30 лет останемся без энергоресурсов"; то, что нефтеперерабатывающую компанию НИС "мы продали за 400 млн. долларов, а сербские резервы нефти составляют 250 млн. евро ежегодно - никто в здравом уме не может поддерживать такое решение государства"; то, что власть сделала "подарок России"; "прошло много времени, минимум, десять лет, а газопровода "Южный поток" все нет, мы потеряли возможность стать страной, располагающей центральными газохранилищами в Банатском Дворе", "от российского обещания, что газ пройдет к 2015 г., не осталось ничего"; то, что "из-за энергетического договора с Россией Сербия потеряла общественно значимое предприятие, каким мог бы стать "Србиягаз"; то, что "вместо этого мы получили посредника в поставках газа, другое предприятие стало собственником магистральной части газопровода; мы получили высокие цены на газ и серьезную неясность в вопросе о том, как будет осуществляться газификация Сербии и строиться газопровод в направлении Косова и Албании" (1).

Напомним, что контрольный пакет НИС был передан "Газпромнефти" (дочернему предприятию "Газпрома") в феврале 2009 г. после полной уплаты российской стороной 400 млн. евро (которая также обязалась вложить 550 млн. в модернизацию производства к 2012 г.). Модернизация началась, и в 2010 г. в нефтеперерабатывающий завод в Панчево российской стороной было вложено 120 млн. евро. В будущем, ко второй половине 2012 г., предполагается завершение его модернизации, а к 2014 г. объем российских инвестиций в НИС должен составить миллиард евро (2).

"Проблема НИС" выдвигается партией СПП на первый план в условиях, когда в экономике Сербии не существует буквально ни одной положительной тенденции: безработица составляет по официальным данным 250 тыс. чел. (по неофициальным - перешла миллионный рубеж), около двух миллионов человек живут за чертой бедности, а по данным Всемирного банка, лишь у пяти государств мира внешняя задолженность больше, чем у Сербии (3). С 2001 г. было приватизировано около 2 400 сербских госпредприятий, однако к настоящему моменту примерно четверть договоров было расторгнуто из-за несостоятельности новых хозяев. Западным покупателям сербские предприятия распродавались по бросовым ценам. Так, например, сербский металлургический концерн-гигант "Сартид" был продан "U.S. STEEL" в трехдневный срок за 23 млн. долларов (3-4 % от его реальной рыночной цены) - буквально не успели чернила просохнуть на договоре, как в Белград прилетел тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл, похваливший сербов за демократию и реформы; алюминиевый гигант "Ниссал" "ушел" за невероятно низкую цену в 325 000 евро; процветающая сербская компания Mobtel без разумного обоснования продается норвежской государственной компании Telenor; крупнейшая фармацевтическая компания "Хемофарм" - германской компании "Штада" за 475,4 млн. евро - список этих распродаж настолько впечатляет, что Союз экономистов Сербии в марте 2010 г. уже принял резолюцию, осуждающую преступления власти против экономики и граждан (4). И можно быть уверенным, что резолюциями дело не ограничится.

* * *

Несколько слов о предыстории "антироссийского демарша" Сербской прогрессивной партии (СПП). Сама партия возникла в конце 2008 г. после выхода из Сербской радикальной партии (СРП, председатель - Воислав Шешель) заместителя председателя партии Т. Николича и генерального секретаря А. Вучича, основавших с группой своих сторонников собственную партию. Новая партия полностью отказалась от идеологии радикалов и провозгласила своим внешнеполитическим приоритетом вступление Сербии в Евросоюз. Во внутреннем плане отличительной чертой СПП стало отсутствие политической программы, заменой которой послужил набор лозунгов, удовлетворяющих практически любому политическому вкусу.

Довольно быстро стало ясно, что речь идет не просто о расхождении во взглядах с В. Шешелем и "усталости" Т. Николича от роли "вечного заместителя".

Поражает стремительность, с которой СПП принялась утверждаться на политической сцене. Сразу бросились в глаза несколько вещей.

Во-первых, сербские СМИ (контролируемые в основном Германией и США), прежде изощрявшиеся в шельмовании радикалов, широко и вполне благожелательно стали освещать деятельность группы Николича - Вучича, которых раньше те же СМИ квалифицировали не иначе как "чудовищ, у которых в полночь вырастают клыки, и они устраивают охоту на детей" (5).

Во-вторых, аналитики сразу заговорили о том, что СПП, несмотря на демонстративную критику власти, не отнимают голоса ни у кого, кроме радикалов Шешеля (6). Партийный новодел группы Николича - Вучича затормозил восходящее движение Сербской радикальной партии.

В-третьих, выборы 2008 года показали наличие у СПП целей более обширных, нежели получение определённой доли власти. Эти цели были схожи с теми, к которым стремилась Демократическая оппозиция Сербии (ДОС (*)), пришедшая к власти в октябре 2000 г. Тогда в результате государственного переворота ДОС ликвидировала политический курс С. Милошевича. СПП же в настоящее время преследует цель вытеснения с политического поля национально-патриотической оппозиции и на всякий случай - Демократической партии Б. Тадича (если последний рискнёт не согласиться с некоторыми требованиями Запада).

Принципиальной "инновацией" создателей "проекта Николич-Вучич" стало отсутствие внятной программы, что даёт широкий коридор для политических маневров. То, что было представлено как программа, демонстрировало чрезмерную обобщенность.

* * *

В октябре 2009 г. А. Вучич посетил США, затем его визиты в Вашингтон стали регулярными. Он провозгласил, что сербам без поддержки США "невозможно достичь ни какой-либо мало-мальски значимой внешнеполитической цели, ни экономического прогресса" (7).

Заявление Вучича изменило расклад политических сил в стране: выяснилось, что СПП добивается "патронажа" США и превращения в "заменитель Демократической партии". С этого момента А. Вучич и другие представители СПП стали частыми гостями в посольствах США и Великобритании в Белграде. Декларация СПП "и Косово и Европа, опора на Европу, с одной стороны, и на Россию - с другой, хорошие отношения с Китаем и выравнивание отношений с новой американской администрацией" оказалась пустышкой и блефом.

Стратегической целью новых американских ставленников является формирование в Сербии двухпартийной системы, при которой у власти будут меняться ДП и СПП, дублируя друг друга и обеспечивая Соединённым Штатам удержание позиции в стране и в целом на Балканах. Сербские партии и организации патриотической направленности из этой политической конструкции должны быть выброшены.

Группа Николича - Вучича, создавшая Сербскую прогрессивную партию, - совершенно новое явление в политической жизни Сербии выраженно антироссийской природы. Антироссийские мотивы зазвучали у Т. Николича сразу за переформированием "группы" в партию: после парламентских выборов в Сербии в мае 2008 г. он торпедировал создание правительственной коалиции, ориентированной на Россию, и сам позже прокомментировал это так: "такое правительство точно было бы тесно связано с Российской Федерацией и на старте имело бы проблемы с ЕС, поскольку было бы против любого сотрудничества с ЕС по вопросу Косова" (8) Выступил Николич и против представления Россией Сербии кредита в 1 миллиард долларов: "Я поддерживаю, - заявил он, - взятие кредитов, но только для строительства фабрик и сельхозпроизводства. Не поддерживаю взятие кредита для выплаты бюджетных обязательств" (9). Напомним: большая часть российского кредита - 800 млн. долларов - направляется на инфраструктурные проекты.

* * *

Какие конкретно интересы США в Сербии обслуживает группа Николича - Вучича? Прежде всего, это две американские военные базы на территории Косова и Метохии ("Бондстил" и "Малый Бонстил", точные данные о численности и составе вооружений труднодоступны); далее - "независимость" Косова, укрепление институтов "албанской власти" в крае с перспективой ассимиляции сербского населения; предоставление "крыши" албанским ОПГ, осуществляющих через "серую наркозону" Тирана - Приштина-Скопье поставки до 80% героина и кокаина в Европу и Россию; "перепрофилирование" российского проекта "Южный поток" в проект "Набукко".

Три соглашения с Соединёнными Штатами, ратифицированные Народной Скупщиной Республики Сербии в 2009 г., позволяют американцам решать все те задачи, которые в виде ультимативных требований ставились перед Союзной Республикой Югославией ещё в Рамбуйе, незадолго до начала бомбёжек.

Первый из этих трёх документов - подтверждение Соглашения между Правительством Сербии и Черногории и Правительством США о сотрудничестве в области нераспространения оружия массового поражения и развития оборонных и военных отношений, подписанного в Белграде еще 5 апреля 2006 г. Ст. 7 данного документа освобождает солдат и другой персонал США от уголовной ответственности в случае "смерти или повреждения кого бы то ни было на территории Сербии и Черногории". Ст. 10 Соглашения предусматривает, что оснащение, запасы, материалы и другие средства Правительства США и его договорных партнеров (в том числе частных военных компаний), ввозимые и вывозимые, не будут подвергаться таможенному или любому иному контролю со стороны сербских властей. Армия США и частные компании, которых она привлечет к сотрудничеству, могут свободно ввозить в Сербию все, что посчитают нужным, включая различные виды вооружения, опасные материалы и т.д. без каких бы то ни было проверок. Ст. 11 указанного Соглашения предоставляет американцам право строить объекты на территории Сербии в соответствии с правилами США (10).

Второй документ - Соглашение о снабжении и взаимных услугах между министерством обороны Республики Сербии и министерством обороны США, подписанное в Белграде 8 ноября 2006 г. Этим Соглашением Сербия обязуется "оказывать поддержку США в логистике, резервах и обслуживании" (11).

Третий документ - Соглашение между Правительством Республики Сербии и Правительством США о защите статуса, доступа и использования военной структуры в Республике Сербии (т.н. СОФА-договор) (12) (*). Согласно этому документу, Сербия должна обеспечить Соединенным Штатам доступ и использование тех объектов, которые будут необходимы для осуществления Программы межгосударственного партнерства и других действий, относительно которых стороны придут к соглашению, включая, помимо прочего, объекты, связанные с транспортировкой, складированием и обучением, и это "без компенсации", указывается в ст. 2 Договора. Ст. 4 говорит, что персонал США может прибывать и оставлять территорию Республики Сербии (Косово и Метохию Вашингтон не рассматривает как территорию Сербии) только с личными документами, выданными со стороны США. В ст. 7 указано, что "Вооруженные силы и персонал Соединенных Штатов могут ввозить, вывозить и использовать в Республике Сербии предметы личного употребления, оснащение, средства, материал, технологии, оборудование для обучения и обслуживания в рамках реализации данного договора. Ввоз, вывоз и использование будут освобождены от инспектирования, разрешений, других ограничений, уплаты таможенных пошлин и других видов налогообложения, существующего в Республике Сербии". Статус неприкосновенности американцев вытекает из п.2 ст. 7: "Авиация, транспортные средства и суда США освобождаются от инспектирования". Более того, ст. 9 СОФА-договора гласит: "Стороны по договору отказываются от прав предъявлять друг к другу претензии о предоставлении какой бы то ни было компенсации за ущерб, утрату или уничтожение имущества, повреждение или смерть персонала любой из сторон, которые произойдут в ходе выполнения их официальных обязанностей по договору СОФА".

Таким образом, армия США и сотрудничающие с ней частные военные компании обладают в Сербии правом "юридической экстерриториальности". Как в оккупированной стране.

Имея столь обширные военные интересы в Сербии, США, естественно, стремятся не допустить здесь и тени российского влияния. Судя по последней информации, задача эта становится для Вашингтона всё более насущной, с признаками чрезвычайности. Как сообщили балканские СМИ, 7-9 февраля в Государственном департаменте США состоялось беспрецедентное в истории таких консультаций совещание 260 американских послов, консулов и дипломатических представителей, работающих в 180 странах мира. Из крайне скудного официального сообщения можно понять, что это первое совещание подобного рода. О его целях и повестке дня не имеют достоверной информации даже американские журналисты (13).

Создание в Сербии конструкции из двух поддерживающих политику США структур (Демократической партии и Сербской прогрессивной партии, имитирующих борьбу друг с другом и представляющих две стороны одной медали - американского проекта "перестройки" политической системы страны) выступает сейчас на первый план. В начале 2011 г. начался процесс консолидации ведущих сил в стране. 4 февраля 2011 г. Б. Тадич и Т. Николич "при содействии иностранных дипломатов" уже заключили договор "о ключевых моментах совместного управления после проведения выборов". Среди пунктов договора - ускорение процесса "евроинтеграции" и "облегчение принятия многих экономических решений" (14). Первым "экономическим решением" нового блока станет, по-видимому, попытка нанести удар по крупнейшему проекту сербско-российского экономического сотрудничества - газопроводу "Южный поток".

______________________________

(*) Речь идет о российско-сербском соглашении, подписанном в Москве 25 января 2008 г., в перерыве между первым и вторым турами президентских выборов в Сербии. Предмет соглашения - строительство на территории Сербии 400-километрового отрезка магистрального газопровода "Южный поток", предусматривающего поставки российских энергоносителей из России через акваторию Черного моря, Болгарию и Сербию на Балканы и в другие страны Европы. Одновременно с соглашением о "Южном потоке" был подписан договор о покупке "Газпромнефтью" 51% акций сербской нефтеперерабатывающей компании Naftna Industrija Srbije (НИС). Российская компания предложила 400 млн. евро за долю в НИС и еще в 500 млн. евро инвестиций в проекты по газовой инфраструктуре. Однако российско-сербское соглашение оказалось в заложниках у жестко ориентированного на Запад Б. Тадича. Б. Тадич и его правительство стали делать всё, чтобы свести договор на нет. Теперь к ним присоединилась и мнимо оппозиционная Сербская прогрессивная партия.

(1) http://www.vesti-online.com/Vesti/Ekonomija/116014/ Ugovor-s-Rusima--propast-za-Srbiju

(2) http://www.b92.net/biz/vesti/srbija.php?yyyy=2010&mm=12&dd= 16&nav_id=479635&fs=1

(3) http://www.biznisonline.info/aktuelno.htm

(4) http://mail.nspm.rs/ekonomska-politika/jos-jedna-izgubljena- decenija.html?alphabet=l

(5) http://www.nspm.rs/politicki-zivot/qnaprednjacko-cudoq-dan-posle.html

(6) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Red-patriotizma-red- ekonomije-dobitna-kombinacija-SNS-a.sr.html

(*) Демократическая оппозиция Сербии находилась у власти в Сербии три года после свержения С. Милошевича, в своем составе включала разные, идейно разнородные и подчас противоположные движения, но ее общей чертой было отсутствие ясной политической программы. В результате стремления любой ценой сохранить свою власть ДОС уступала требованиям практически всех антигосударственно настроенных политических групп (прежде всего, венгерским автономистам Н. Чанка), что привело к ослаблению государства на внешнеполитическом, экономическом и национально-культурном уровнях.

(7) http://www.politika.rs/rubrike/Politika/Prihvatanje-politichke- realnosti.lt.html

(8) http://www.nspm.rs/prenosimo/samo-lud-covek-bi-sada-usao-u-vladu.html

(9) http://www.nspm.rs/prenosimo/tadic-nas-vredja.html?alphabet=l

(10) ЗАКОН О ПОТВР?ИВА?У СПОРАЗУМА ИЗМЕ?У ВЛАДЕ СРБИ?Е И ЦРНЕ ГОРЕ И ВЛАДЕ С?ЕДИ?ЕНИХ АМЕРИЧКИХ ДРЖАВА О САРАД?И У ОБЛАСТИ СПРЕЧАВА?А ШИРЕ?А ОРУЖ?А ЗА МАСОВНО УНИШТЕ?Е И УНАПРЕ?ИВА?У ОДБРАМБЕНИХ И ВО?НИХ ОДНОСА. ДОСТУПНЫЙ РЕСУРС: HTTP://WWW.PARLAMENT.SR.GOV.YU/CONTENT/CIR/AKTA/AKTA_DETALJI.ASP?ID=642&T=Z

(11) ЗАКОН О ПОТВР?ИВА?У СПОРАЗУМА О СНАБДЕВА?У И УЗА?АМНИМ УСЛУГАМА (УСА-СРБ-01) ИЗМЕ?У МИНИСТАРСТВА ОДБРАНЕ РЕПУБЛИКЕ СРБИ?Е У ИМЕ ВЛАДЕ РЕПУБЛИКЕ СРБИ?Е И МИНИСТАРСТВА ОДБРАНЕ С?ЕДИ?ЕНИХ АМЕРИЧКИХ ДРЖАВА. ДОСТУПНЫЙ РЕСУРС: HTTP://WWW.PARLAMENT.SR.GOV.YU/CONTENT/CIR/AKTA/AKTA_DETALJI.ASP?ID=616&T=Z

(12) ЗАКОН О ПОТВР?ИВА?У СПОРАЗУМА ИЗМЕ?У ВЛАДЕ РЕПУБЛИКЕ СРБИ?Е И ВЛАДЕ С?ЕДИ?ЕНИХ АМЕРИЧКИХ ДРЖАВА О ЗАШТИТИ СТАТУСА И ПРИСТУПУ И КОРИШ?Е?У ВО?НЕ ИНФРАСТРУКТУРЕ У РЕПУБЛИЦИ СРБИ?И. ДОСТУПНЫЙ РЕСУРС: HTTP://WWW.PARLAMENT.SR.GOV.YU/CONTENT/CIR/AKTA/AKTA_DETALJI.ASP?ID=643&T=Z

(*) SOFA: Status of Forces Agreement.

(13) http://www.index.hr/vijesti/clanak/zasto-je-sad-pozvao-sve- veleposlanike-u-washington-velika-svjetska-kriza-na-pomolu/537117.aspx

(14) http://www.google.ru/#q=tadic+nas+vredja&hl=sr&newwindow=1&prmd= ivns&ei=LlRTTcysOYihOtztiPEH&start=10&sa= N&fp=c98524d2a33b26d

По информации - Фонд стратегической культуры

10.02.2011