Елена Гуськова

КАК ПОНРАВИТЬСЯ ЕВРОСОЮЗУ

Войны на Балканах уже 15 лет как закончились, Белград извинился перед всеми участниками конфликта, не получив, правда, ответных извинений, осудил все преступления, совершённые сербами, восстановил отношения со всеми республиками бывшей Югославии - словом, выполнил, как ему казалось, все условия для вступления в ЕС. Однако отношения с Евросоюзом у Сербии никак не складываются.

Игра в сотрудничество началась после смены С. Милошевича в 2000 г. Поддержка Сербии из Брюсселя была, скорее, декларативной - сербов не отталкивали, но и не подпускали близко. О возможности движения Западных Балкан в сторону Европы более открыто заговорили лишь летом 2003 г. К этому времени Сербия приняла план гармонизации экономических вопросов с Евросоюзом и готова была начать радикально изменять законодательство, экономику, внутреннюю и внешнюю политику, армию и военную доктрину, совершенствоваться в области прав человека, нормализовать межэтнические и конфессиональные отношения. Однако Европа пыл Сербии остудила.

Переговоры с Евросоюзом велись, но вяло. Белграду постоянно выдвигали новые условия.

Улучшение отношений с Европой стало козырной картой прозападных сербских партий во время парламентских и президентских выборов в Сербии. ЕС их поддерживал. Так, чтобы смягчить удар по Сербии со стороны косоваров, Eвросоюз начал в январе 2008 г. переговоры о либерализации визового режима Европы с Сербией. Активизация переговорного процесса произошла накануне очередных президентских выборов в Сербии и накануне провозглашения Косовом своей независимости.

Тогда в январе 2008 г. представитель Европарламента по Юго-Восточной Европе, резкая в высказываниях Дорис Пак, не скрывающая своей неприязни к сербам, отчитала Бориса Тадича за то, что только 40 % сербов положительно относятся к ЕС. Она при свидетелях выговаривала сербскому президенту за неспособность продвинуть интересы ЕС в Сербии и объявила, что дата подписания Соглашения о стабилизации и ассоциации будет отложена. Она предложила Б. Тадичу лишь Промежуточное соглашение[1].

Министрам иностранных дел стран ЕС не удалось прийти к консенсусу относительно Соглашения о стабилизации и ассоциации с Сербией. Вето Голландии и Бельгии вынудило страны Евросоюза искать альтернативную формулу выражения поддержки прозападным сербским силам в решающий момент президентских выборов, когда страна должна была сделать выбор между Европой (Б. Тадич) и Россией (Т. Николич). Поэтому главы МИД 27 стран-членов Eвросоюза предложили Сербии 7 февраля 2008 г., после второго тура президентских выборов, подписать "промежуточное соглашение", предшествующее полноценному соглашению о стабилизации и ассоциации, которое рассматривается как символический шаг на пути к членству в EС. Однако и здесь голландцы и бельгийцы отказались открывать для Сербии двери в ЕС до тех пор, пока Белград не выдаст всех сербов, обвиняемых в военных преступлениях, Гаагскому трибуналу. Сошлись лишь на "временном политическом соглашении о сотрудничестве между ЕС и Сербией для создания рамок, способствующих развитию политического диалога и свободной торговли, либерализации визового режима и образовательному сотрудничеству". Прецедентов такого рода соглашения не существует. Однако министр иностранных дел Сербии Вук Еремич был счастлив и тем.

До провозглашения независимости Косова оставалось несколько дней. ЕС заранее приняло решение о размещении своей миссии в Косове (ЕУЛЕКС), и предположительным сроком введения европейских сил было названо 18 февраля, т.е. следующий день после провозглашения независимости. Вашингтон, стремясь, чтобы процесс признания независимости прошёл как можно более гладко, принуждал Сербию беспрепятственно пропустить европейскую миссию в край. Однако тогдашний премьер-министр Сербии Воислав Коштуница справедливо считал, что согласие Сербии будет означать и одобрение ею независимости Косова. В. Коштуница назвал предложение ЕС "обманом" и призвал парламент республики отклонить миссию ЕС в Косове.

Только 29 апреля 2008 г. ЕС подписал с Сербией Соглашение о стабилизации и ассоциации и Временный договор о торговле. Совет министров ЕС заблокировал Соглашение сразу после подписания, обусловив его применение сотрудничеством Сербии с Гаагским трибуналом и признанием независимости Косова. Подписание Соглашения вызвало резкую критику сербских оппозиционных партий, документ расценили как согласие с независимостью Косова, то есть как предательство сербских интересов. Власти же продолжали называть подписание Соглашения "историческим событием", отказываясь понимать, что подписывают Косову смертный приговор. Правы были те, кто оценивал Соглашение как "пустой звук". За процессом подписания договора начался процесс выполнения условий для "деблокады" Соглашения, который длился весь 2008-й, 2009-й и 2010 годы.

Этапами на этом пути стали арест и передача Трибуналу Радована Караджича летом 2008 г., согласие на развёртывание миссии ЕУЛЕКС в Косове в декабре 2008 г., извинения перед хорватами и мусульманами за жертвы во время войн в начале 90-х гг., признание геноцида мусульманского населения в Сребренице, посещение Б. Тадичем Сребреницы и Вуковара, согласие Сербии с резолюцией ГА ООН, в которую не вошёл тезис Сербии о непризнании одностороннего отделения Косова.

Посчитав, что Сербию должны поощрить за столь активную деятельность, Борис Тадич в декабре 2009 г. передал председательствующему ЕС шведскому премьеру Фредерику Райнфелту просьбу Сербии о членстве в ЕС. Это был сугубо односторонний акт. Однако в Стокгольме Тадича не обнадёжили, сказав, что "путь к членству в ЕС - долгий". Кандидатура Сербии должна рассматриваться в Совете министров, потом в Европейской комиссии (ЕК). Для окончательной оценки ЕК необходимо утвердить план реформ и согласования сербского законодательства с европейским в 35 областях, для чего власти в Белграде должны заполнить вопросник, содержащий несколько тысяч вопросов. Затем рекомендация Еврокомиссии должна вернуться в Совет министров. После решения этого органа необходимо согласие большинства членов Европейского парламента.

Казалось, уступая по множеству вопросов, Сербия может ожидать положительного решения. Не арестован лишь генерал Младич и не признана Белградом независимость Косова. Однако именно эти условия предложено считать решающими на последнем этапе рассмотрения заявки о приёме Сербии в ЕС. Парламент Голландии 13 октября 2010 г. вынес решение предложить европарламентариям отложить рассмотрение кандидатуры Сербии до сообщения о полном сотрудничестве Сербии с Гаагским трибуналом.

Похоже, Сербии ещё долго стоять в очереди в Евросоюз. На еврозону волнами накатывают кризисы, и как бы Белград ни спешил выполнять условия Брюсселя, Сербия "на плохом счету". Ей будут предъявляться всё новые требования - "соблюдение прав человека" в южных районах Сербии, затем - признание права на отделение этих районов, затем - признание независимости Воеводины, затем - размещение баз НАТО на сербской территории, затем - признание "законности" агрессии НАТО против Югославии в 1999 году: Словом, у Белграда ещё много времени, чтобы задуматься о сербских национальных интересах в контексте планов европеизации.

________________

Елена Юрьевна Гуськова - доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН.

[1] Evropska Unija nezadovoljna Tadicem // B92. 2008. 29 jan. Режим доступа: http:www.b92.net

По информации - Фонд стратегической культуры

24.11.2010