С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Алексей Тимофеев

ЕВРОСОЮЗУ НАДОЕЛО СМОТРЕТЬ НА ВОСТОК

Восточная Европа все больше донимает своих партнеров по Европейскому Союзу. Бесконечные политические тяжбы стран Балтии и Польши - главным образом, с Россией - стали заметно раздражать ранее совершенно индифферентные страны. Недавно нервы сдали у Португалии, которая сменит Германию на посту председателя Евросоюза в июле нынешнего года и намерена кардинально изменить политику ЕС.

Формулируя позицию своей страны, португальский министр иностранных дел Луис Амадо заявил, что ЕС все еще находится в плену стратегического мышления, характерного для постсоветской эры, когда основное внимание уделялось восточным границам Союза - ради сохранения мира. В итоге в 2004 году 8 новых стран из Восточной Европы стали частью ЕС. Теперь же, по мнению Португалии, пора менять стратегический курс.

Шеф португальского внешнеполитического ведомства также считает, что в ЕС не до конца понимают суть тех проблем, которые сейчас стоят перед европейской организацией, и недооценивают то, как сильно изменился мир после терактов 11 сентября 2001 года в США. Основные вызовы сейчас - это терроризм и радикальная исламская идеология. Именно поэтому Португалия предлагает сместить фокус внимания ЕС на тот регион, который в этом отношении может представлять наибольшую опасность - страны Средиземноморья и Северной Африки, где бедность и коррупция, достигшие угрожающих размеров, становятся хорошей питательной почвой для роста радикальных настроений.

Попытка Португалии привлечь внимание к "южному измерению" - далеко не первая в ЕС. Еще в 1995 году начался так называемый "Барселонский процесс", главная цель которого - развитие сотрудничества со Средиземноморьем в самых различных областях. В недавно обновленной стратегии европейской политики добрососедства также уделяется значительное внимание южным соседям Евросоюза. Однако, как отмечают эксперты, пока эффект от этих программ и инициатив незначителен.

Португалия может столкнуться с серьезными трудностями на пути реализации новой стратегии. А точнее - ей может просто стать не до того. Если межправительственная конференция, организуемая Берлином в конце июля, окончится неудачей, то на первый план выйдет проблема евроинтеграции. Очень вероятно, что восточноевропейские страны, в частности Польша, наложат вето на уже достигнутые договоренности. Кроме того, не стоит забывать об актуальности ситуации вокруг Косово, обсуждение которой может заслонить собой проблемы южных соседей ЕС.

Есть также опасения, что, несмотря на важность проблем, которые стоят перед ЕС на юге, политического веса Португалии не хватит, чтобы эффективно наметить контуры европолитики на этом направлении. Правда, стоит отметить, что преемственность в этом отношении все равно сохранится, так как Франция, которая во второй половине 2008 года станет страной-председателем ЕС, будет продвигать такую же повестку дня. Об этом говорят последние инициативы недавно избранного президента Франции Николя Саркози - в частности, его идея Средиземноморского Союза, которая впервые была упомянута еще в феврале, но к ней тогда не отнеслись серьезно. Тем не менее, когда в своей речи сразу же после избрания Саркози еще раз напомнил о ней, она имела определенный резонанс - как в странах ЕС, так и регионе Средиземноморья.

Саркози предложил создать организацию, напоминающую ранний ЕС, в которую входили бы европейские страны, имеющие выход к Средиземному морю, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Они бы образовали Совет, поочередно возглавляемый каждой из стран, и проводили регулярные саммиты. Начав с договоренностей в сфере торговли, Саркози намеревается расширить региональное сотрудничество в областях энергетики, безопасности, иммиграции и противодействию терроризму. Планируется также создание Средиземноморского Инвестиционного Банка по примеру Европейского Инвестиционного Банка. Саркози также предложил поделиться со странами Северной Африки французским опытом в создании атомной энергетики в обмен на доступ к газовым месторождениям. Французский президент не скрывает, что рассматривает Средиземноморский Союз как ключ к росту влияния Франции в мире. В то же время, он не отрицает необходимости сотрудничества с ЕС: два Союза могут вместе формировать общие институты, не теряя при этом собственного своеобразия.

Идея Средиземноморского Союза для Саркози - это также решение "турецкой проблемы". Французский президент не скрывает, что не хочет видеть Турцию в ЕС. Во время своей предвыборной кампании он заявил: "Турции нет места в Европейском Союзе, потому что она - не европейская страна. Но Турция - великая средиземноморская страна, вместе с которой средиземноморская Европа может идти вперед к единству Средиземноморья. Эту большую и амбициозную цель я и хочу предложить Турции". По его мнению, в рамках Средиземноморского Союза также может быть найдено решение палестино-израильского конфликта.

Идея Саркози вызвала неоднозначную реакцию. Турция выступила резко против, не желая разменять возможное членство в ЕС на средиземноморский проект. Турецкий премьер-министр Эрдоган заявил: "Г-н Саркози должен преодолеть свои предубеждения: Если мы хотим объединить цивилизации внутри ЕС, если мы хотим сказать, ЕС - это не христианский клуб, тогда г-н Саркози должен пересмотреть свое мнение".

А вот представители Израиля благосклонно отнеслись к идее: им, похоже, импонирует возможность получить новый форум для переговоров с арабами. Израильский вице-премьер Шимон Перес назвал идею Саркози "очень интересным и важным" предложением.

Испания также с интересом восприняла идею нового союза. Испанский представитель по делам Средиземноморья заявил, что это эффективный путь для борьбы с новыми рисками, связанными с иммиграцией, терроризмом и изменением климата.

Американцы, тщательно следящие за жизнью Евросоюза, сравнили предложение Саркози с инициативой НАФТА - создания зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой.

Однако, даже несмотря на существующие благоприятные отзывы и намерение Португалии и других южных стран развивать сотрудничество в Средиземноморье, план Саркози, скорее всего, так и останется красивой предвыборной идеей. Причина проста: наличие Средиземноморского Союза существенно ослабляет институты ЕС, которые едва ли с этим смирятся. Тем более, что, по сути, "раскольником" здесь выступает одна из ключевых стран ЕС, что значительно увеличивает значимость и резонанс ее действий. К тому же те цели, которые ставит перед Средиземноморским Союзом французский президент - борьба с нелегальной иммиграцией, развитие экономического и социально-политического сотрудничества в регионе, противодействие терроризму - вполне могут решаться в рамках ныне существующих программ ЕС. Это, по-видимому, и будет продемонстрировано во время председательства в ЕС Португалии. И еще одно обстоятельство: вряд ли ЕС может позволить себе так сильно раздражать Турцию, предлагая ей членство в альтернативной организации.

Если же, что очень маловероятно, Саркози, несмотря ни на что, все-таки будет настаивать на своем проекте, это может привести к серьезнейшему кризису ЕС, по сравнению с которым провал Евроконституции на референдумах во Франции и Голландии покажется досадной мелочью.

15.05.2007

по информации Росбалт