Уильям Боулз

ВЛАСТЬ НЕДОУМКОВ С УНИВЕРСИТЕТСКИМИ ДИПЛОМАМИ И ЖАДНОСТЬЮ ДО ДЕНЕГ

Немногие читатели знают о Private Eye, пожалуй, единственном в Великобритании сатирическом журнале с историей, насчитывающей десятилетия, и остающемся занозой в теле истеблишмента [1], хотя редакторы журнала в значительной степени сами принадлежат к истеблишменту. Именно поэтому редакторам Private Eye присуще чисто инсайдерское понимание механизмов коррупции и прочих зол, процветающих в британской правящей элите, которая помогает своим дружкам из мира бизнеса залезать в карманы общества.

Сильная сторона Private Eye - именно обладание инсайдерской информацией о связях между (крупным) бизнесом Великобритании и государством на общенациональном и на местном уровнях. Практически о каждом крупном скандале, который, в конце концов, подхватывает медийный мэйнстрим, например о катастрофе, вызванной действиями компании Trafigura, раньше всех пишет Private Eye (торгующая нефтью компания Trafigura сбросила в море в районе Берега Слоновой Кости тысячи тонн опасных для жизни токсичных отходов, в результате чего 16 человек погибло и 31000 - пострадали) [2]. Когда, в конце концов, эта история стала достоянием гласности, компания Trafigura приложила все усилия, чтобы замять дело, и наняла контору Carter-Ruck, чтобы добиться судебного запрета на публикацию новостей о катастрофе. (Контора Carter-Ruck удостаивается упоминания практически в каждом номере Private Eye, где ее любовно именуют не иначе как Carter-Fuck).

"Господа из Carter-Fuck, наитщеславнейшие поверенные во всем Лондоне, продвигают свой бизнес благодаря несравненным способностям в сфере reputation management", - пишет Private Eye (30 Oct-12 Nov, 2009).

Суть этой истории сводится к тому, что Carter-Ruck удалось добиться секретного судебного постановления, в силу которого парламент лишился возможности обсуждать дела компании Trafigura. Private Eye характеризует данный случай как "цензуру на основе судебного процесса" - ребята из Carter-Ruсk по этой части специалисты.

Таких диких законов о клевете, как в Великобритании, нет больше нигде на свете. В том числе в этой стране выдаются печально известные, действующие буквально, как кляп, ордера. За годы своего существования журнал Private Eye неоднократно писал о судебных исках о клевете, и выживать в этой обстановке журналу помогали лишь его состоятельные покровители.

Иллюстрацией того, насколько срослись государство и британский большой бизнес, может служить статья в одном из последних номеров Private Eye о финансовых связях между правительством и той же Trafigura.

Речь идёт об отношениях между компанией Trafigura, находящейся в общественной собственности компанией The Commonwealth Development Corporation (CDC) [3] и обладающей "сомнительной" репутацией добывающей компанией Anvil [4], которая в действительности является частью "токсичной" компании Heritage Oil & Gas Боба Фридланда, которая, в свою очередь, имеет финансовые связи с торгашеским фирмами, выбивающими на особо выгодных условиях концессии в сфере добычи полезных ископаемых в Африке [5]. А суть этой грязной истории в том, что Trafigura инвестировала общественные средства в компанию, которая ради прибыли фактически пошла на убийство.

Клуб, в котором состоят старые друзья и пара девочек

В этой истории речь идет об кровосмесительных и предельно запутанных отношениях между государством и британским большим бизнесом, отношениях, которые на протяжении веков выстраиваются полностью в кругу "своих людей". Эти отношения достигли в ходе развития новых высот (или степеней падения - зависит от точки зрения) за время пребывания у власти "новых" лейбористов.

Например, существует компания с названием Capita (в Private Eye называемая Crapita - "дерьмовина"), запускающая щупальца в самые сочные куски пирога вроде набора персонала, "консалтинга", информационных технологий и аутсорсинга, - иными словами, видов деятельности, в наибольшей степени являющихся заповедной территорией "новых" лейбористов.

Достаточно взглянуть на родословную лейбористского "внутреннего круга": это сплошь юристы, бухгалтеры, инвесторы, специалисты по паблик рилэйшнз (т.е. пропаганде, маркетингу и рекламе) и, конечно, выходцы из мира журналистики. Многие из них имеют нечто общее с их коллегами из плеяды американских неоконов, а именно - "троцкистское" прошлое.

Эти люди учились в основном в одних и тех же университетах, в одно и то же время. В отличие от них иерархия тори по-прежнему стоит одной ногой в "старой" школе со "старыми" деньгами, почему и привязана так сильно к идее Общего рынка, тоскуя по временам, когда Великобритания была владычицей морей.

Британские "новые" лейбористы взяли за основу рейгановско-тэтчеровскую модель с её викторианским архетипом хищнического капитализма, полагая, что на сей раз модель заработает под управлением недоумков с университетскими дипломами и исключительной жадностью до денег и власти.

Информации об этом много, но это ничего не меняет, ибо сложилась интегрированная, технически продвинутая и монолитная система социального манипулирования, воздействующая на пребывающее в дремотном состоянии общество.

Возьмём в качестве примера личные отношения между Тони Блэром, с одной стороны, и Рупертом Мэрдоком и его плодовитой News Corporation - с другой. Принадлежащая Мэрдоку главная и самая мусорная газета Великобритании The Sun своей открытой поддержкой помогла Тони выбраться из гетто, а недавно Мэрдок переметнулся на другую сторону, и The Sun - переключилась на поддержку тори. По сути, большой бизнес готов оказать поддержку любому правительству, которое всё возьмёт под контроль. А использование каких-то иных методов, например в государственных СМИ типа BBC, преследует ту же цель, к которой стремится The Sun: сохранение общественного status quo.

BBC, к примеру, гордится тем, что не служит выразительницей "мнений" при составлении новостей. Даже утверждается, что там чётко просят приходящих "оставить свое мнение у входа" или что-то в этом роде. Однако у журналистов, работающих на BBC и на корпоративную прессу, общий бэкграунд и один взгляд на вещи, согласно которому важные новости - это только новости, подаваемые именно так и не иначе. Все эти люди - выпускники университетских факультетов журналистики, где учат, что для журналистики "объективность" - железный закон. Эти люди постоянно фланируют между правительством, "журналистикой" и пропагандой (паблик рилэйшнз); они то становятся консультантами и советниками правительства, то возвращаются на те же роли в бизнес, где с выгодой используют свои инсайдерские наработки, приобретённые на государственной службе. Очень комфортная и сытая жизнь в разветвлённом аппарате большого бизнеса.

_______________

1. См. статью Википедии The Establishment

2. Дополнительная информация о том, как эта история все же попала в средства массовой информации, можно найти, например, в: 'What The Guardian's Banned From Telling You', The Third Estate 12 October, 2009.)

3. См.: 'MPs blast 'incompetent' Brown over company sell-off', The Guardian, 25 November, 2007.

4. 'Anvil Mining inks strategic alliance with Trafigura Beheer', Steel Guru, 12 August, 2009.

5. "Кроме того, один из тайных игроков, "токсичный" Боб Фридланд, представляющий влиятельную силу за спиной компании Тони Бакингэма Heritage Oil & Gas и являющийся заодно подручным полковника Тома Спайсера, в процессе золотоискательства оставил за собой токсичные следы в Бирме, США, Канаде и Венесуэле. Исследование, согласно которому стоимость мероприятий по удалению токсичных веществ составляет сотни миллионов долларов (которые не ему придется платить): 'Tony Blair's pet Bulldog? The curious case of Colonel Tim Spicer',William Bowles, 18 August, 2004. Именно такие связи служат примерами грязной и глубоко коррупционной сущности взаимоотношений "новых" лейбористов и бизнеса. Дальнейшие раскопки выявили различные взаимосвязи между Trafigura и Heritage Oil & Gas и, например, французским банком Британской национальной партии. Дальнейшие сведения о Бобе Фридланде содержатся в: '"TOXIC BOB" WASTES BURMA: Forced Labour and Pollution Rampant at Canadian-owned Mine'. Дополнительная информация по компании Trafigura содержится в досье Greenpeace.

По информации "Фонд стратегической культуры"

19.11.2009