Сергей Брезкун (Кремлёв)

НЕ ЛУЧШЕ ЛИ "РОКОТ" В ПОЛЁТЕ, ЧЕМ "ВЕГА" В ПРОЖЕКТАХ?

Подлинно надёжна лишь та внешняя политика, которая имеет прочную экономическую основу. Казалось бы, это - азбука международных отношений, однако как часто вместо обоснованной и дальновидной внешней политики мы имеем сегодня неумное политиканство. Не потому ли и в сфере экономики общие подходы далеки от рациональности? В основе современной глобальной экономики лежит не разумный, а авантюрный, сиюминутный, по сути - политиканский - подход. В свою очередь, политиканы диктуют авантюрные экономические "решения" - и стоит ли удивляться, что эти решения то и дело оказываются далёкими от подлинного экономического расчёта?..

Особенно неумно на фоне всё более провокационной и авантюристической линии США выглядит линия вроде бы объединённой Европы. Впрочем, не более умно ведут себя порой и Российская Федерация, и остальные политические субъекты в пределах Российского геополитического пространства. В подтверждение сказанного можно привести пример двух коммерческих ракет-носителей (РН) - существующей на бумаге, но усиленно проталкиваемой европейской "Веги" и реального, но задвигаемого российского "Рокота".

Ракетно-космический комплекс лёгкого класса "Вега" задумывался Европейским космическим агентством как совместный проект семи стран Европы: Италии, Франции, Бельгии, Испании, Швеции, Швейцарии и Нидерландов. Заметим, что в перечне отсутствует такая универсальная промышленная держава, как Германия, первой в мире создавшая во время Второй мировой войны впечатляющую БР "Фау-2".

Предполагалось, что в результате разработки "Веги" Европа получит свой носитель и не будет зависеть от традиционных космических держав. Однако, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним - ходить. Эту истину давно понимали умные люди на Руси, и то, что в данном случае речь не о ходьбе, а о полётах, да ещё и в космос, по существу ничего не меняет - "Вега" "благополучно" входит в пике, даже не взлетев.

Немного истории: Совет Европейского космического агентства одобрил программу "Vega" в июне 1998 года, причём ведущая роль отводилась французской "Аrianespace". Однако не заладилось сразу, финансовый вклад галлов к 1999 году составил 8% необходимых средств (для сравнения - Италия дала 55% того, что от неё требовалось). Начались неурядицы, причину которых многие эксперты усматривают в политических разногласиях, в неоднозначном отношении к проекту Франции и прочем подобном. Среди объяснений проскакивали и ссылки на наличие конкурента в виде российской РН "Рокот". Но об этом - чуть позднее:

Первый пуск "Веги" был намечен на 2002 год. Потом его переносили на 2006-й, 2007-й, 2008-й годы. 22 июля 2008 года генеральный директор корпорации "Arianespace" Жан-Ив Лё Галь сообщил, что первый пуск РН "Вега" назначен на конец 2009 года.

Однако и сегодня "Веги" на рынке космических перевозок нет. Зато там есть, например, российский носитель "Космос-3М", РН "Днепр" на основе советской "тяжёлой" МБР типа Р-36 днепропетровского производства, а также - российский "Рокот", который в Европе рассматривается как дублёр "Веги".

Но потенциал отечественных РН явно не востребован так, как это могло бы быть. На мой взгляд, в этой коммерческо-космической коллизии хорошо видна порочность позиции ЕС, Российской Федерации и ряда республик СНГ в части выстраивания не сиюминутно-политизированной, а долгосрочной взвешенной политической линии в сфере совместных масштабных экономических проектов. И дело не в частных неурядицах, а в принципиально неумной линии. В Европе вряд ли можно сделать в сфере коммерческих носителей что-либо путное, если не обеспечить объединение возможностей ЕС с двумя компонентами системно единого советского авиакосмического комплекса - российской и украинской, при подключении к работе Казахстана, на территории которого общими усилиями советского народа была создана мощная стартовая инфраструктура с космодромом Байконур.

Вспомним, что представляет из себя тот же "Рокот". Эта конверсионная РН разработана в ГНЦКП имени М.В. Хруничева на базе МБР УР-100Н УТТХ и разгонного блока "Бриз" совместно с фирмой "Даймлер Бенц Аэроспейс". Запуски могут производиться с космодромов Плесецк и Байконур, а также - в перспективе с космодрома Свободный. РН "Рокот" способна выводить на низкие орбиты до 2000 кг полезной нагрузки. Первый испытательный пуск "Рокота" был проведён 20 ноября 1990 года с космодрома Байконур из штатной шахтной ПУ ракеты УР-100НУ, второй - через тринадцать месяцев. Оба - без полезной нагрузки. В третьем пуске 26 декабря 1994 года на орбиту был выведен спутник "Радио-Росто". РН "Рокот" предполагалось использовать и в морском космическом ракетном комплексе "Океан".

Казалось бы - перспективы вполне реальные, но реализованы ли они?

У советской МБР УР-100Н УТТХ славная и - что очень существенно для коммерческих целей - долгая история, что обеспечивает отработанную конструкцию РН и высокую надёжность пусков. Первая УР-100 ("универсальная ракета") разрабатывалась с марта 1963 года. В феврале 1971 года был произведён первый испытательный пуск модернизированной УР-100М. С октября 1972 года она была принята на вооружение. Последняя модификация УР-100Н УТТХ разрабатывалась - как и все предыдущие - по соответствующему Постановлению ЦК и Совмина СССР с августа 1976 года, а в 1980 году ракетный комплекс был принят на вооружение. То есть сегодня мы имеем более чем тридцатилетний опыт пусков РН, а что это значит для, например, надёжности специалистам объяснять не надо.

Далее: Современная мощная ракета-носитель - это всегда большая кооперация. Так, маршевые жидкостные ракетные двигатели для "сотки" были разработаны в воронежском КБ химической автоматики (КБХА) А. Конопатова, тормозные двигатели - в МКБ "Искра" под руководством И. Кортукова, автономная система управления - в харьковском НПО "Хартрон" под руководством В. Сергеева. Серийное производство развёрнуто в Москве. Коммерческая переделка боевой МБР была произведена совместно с "Даймлер Бенц", а пуски производились в Казахстане.

Можно ли двигаться вперёд, разрознивая силы? Нужна ли "Вега", если есть "Рокот"?

Потребность в надёжном, хорошо отработанном и достаточно дешёвом коммерческом носителе имеется у всей Европы, и не только у неё. Причём есть нужда не только в РН лёгкого класса, но и в тяжёлой коммерческой РН, на роль которой подходит РН "Днепр" на основе тяжёлой советской МБР типа Р-36.

Но что значит налаженное и хорошо финансируемое производство "Рокота" и "Днепра", развитие совместных НИОКР в рамках восстановления и развития кооперации НИИ, КБ и заводов РФ и Украины? Это означает реальное возрождение на территории Европы могучего ракетно-космического комплекса в рамках СНГ на базе традиций советского ракетно-космического комплекса. Народам, учёным, инженерам и производителям России и Украины, потребителям в ЕС и во всём мире это выгодно.

Но вот только выгодно ли это политиканам?..

К слову, если нелетающая "Вега" полетит, то отработанные ступени РН и прочие обломки будут падать на густонаселённую Европу. При пусках же "Рокота" или "Днепра" с Байконура таких проблем не будет. То есть с любой точки зрения Европе и миру выгодно возрождение нашей отечественной космической отрасли.

Европа уже десять лет не может сделать летающую ракету, а мы её сделали за считанные годы. И хотя многое разрушено, возможности нового развития имеются. Однако реализоваться они могут лишь в атмосфере разумной политики, направленной на взаимно выгодное сотрудничество.

По информации "Фонд стратегической культуры"

10.10.2009