Руслан Костюк, Анна Варакина

ДВИЖЕНИЕ ЕВРОСКЕПТИКОВ

Британские консерваторы и президент Чехии хотят остановить федерализацию ЕС

Среди транснациональных политических объединений, действующих в масштабе Европейского Союза, "Движение за европейскую реформу" (ДЕР) имеет самую непродолжительную историю. "Движение за европейскую реформу" было создано в июле 2006 года по инициативе британской Консервативной партии и ныне основной правительственной партии Чехии - Гражданской демократической партии. Считается, что в создании Движения значительную персональную роль сыграл лидер британских консерваторов Дэвид Камерон.

Чем отличаются участники объединения от других европейских правоцентристов? С одной стороны, британские и чешские консерваторы (как и их сторонники из ряда других стран Европы, например, болгарский Союз демократических сил) входят в единую правоцентристскую депутатскую группу Европарламента "Европейская народная партия - Европейские демократы". Однако эти партии отказались от вхождения в Европейскую народную партию (ЕНП), считая ее излишне европеистской и недостаточно консервативной.

Инициаторы ДЕР исходили из того, что в Европе следует оформить собственно консервативный, правый политический полюс, который, не вступая в прямую конфронтацию с ЕНП (а даже поддерживая с ней парламентскую кооперацию), поможет сторонникам консервативных идей самоидентифицироваться в рамках транснационального объединения.

Однако на данный момент говорить об успехе проекта ДЕР не приходится. Правда, британские консерваторы утверждают, что под воздействием идей Движения находятся около сотни евродепутатов. На наш взгляд, это явное преувеличение. Очевидно, что в отличие от ЕНП, ДЕР пока так и не сумело превратиться в общеевропейское объединение. Лидерам Движения так и не удалось убедить вступить в ДЕР итальянский Национальный альянс и польскую партию "Право и Справедливость". Несмотря на то, что британские консерваторы пользуются заслуженным авторитетом у европейских правых, многие партии - члены ЕНП не желают рисковать и поэтому относятся к ДЕР весьма настороженно.

Западноевропейские политологи справедливо классифицируют Движение за европейскую реформу как "тэтчеристское". Главными целями Движения, как явствует из его программы, являются укрепление свободного рынка, отстаивание "Европы государств-наций" и верность атлантизму. Известно, что незабвенная Маргарет Тэтчер была непреклонной сторонницей приватизаций и свободного рынка. Ее современные наследники из ДЕР считают, что ныне европейская экономика слишком забюрократизирована и подвергается "излишнему администрированию" со стороны институтов Европейского Союза. ДЕР выступает за большую открытость и прозрачность рынка ЕС частным капиталам, в пользу приватизации и дерегламентации "архаичных" общественных служб. Лидеры ДЕР не разделяют воплощаемую частью правоцентристов (например, Николя Саркози) идею господдержки субъектам экономики в условиях глобального финансового кризиса, взывая при этом к стародавним рецептам чистого экономического либерализма. Тем более не могут "евродемократы" согласиться с попытками национализации, даже частичной и временной, находящихся на краю пропасти банков. По мнению британских консерваторов, подобного рода "социалистическая" политика подорвет доверие к свободному рынку как таковому. Партии - члены ДЕР выступают против потакания социалистам и зеленым в том, что касается вопросов окружающей среды. С их точки зрения, борьба за энергетическую безопасность и экологию не должна противоречить ни национальным интересам, ни делу обычной выгоды. ДЕР требует также решительного реформирования общеевропейских экономических программ, их удешевления и "дебюрократизации". В особенности это касается программы Общей сельскохозяйственной политики, по прежнему являющейся самой дорогостоящей в ЕС (50 млрд евро в год).

Само название "Движение за европейскую реформу" подразумевает, что объединившиеся в его ряды национальные партии выступают за модернизацию Евросоюза. Британских консерваторов и их союзников принято называть "евроскептиками". В отличие от многих умеренных правоцентристских партий, входящие в ДЕР силы не разделяют курса на федеральную Европу. "Евродемократы" довольно скептически оценивают перспективы принятия Европейской Конституции и с опаской относятся к трансферту многих политических и экономических полномочий от национальных государств к ЕС. С подозрением взирает ДЕР и на возможность качественного расширения прерогатив основных политических институтов ЕС. Известно, что британские консерваторы не согласны на отказ от фунта стерлинга в пользу евро, а находящаяся под влиянием президента Чехии Вацлава Клауса часть Гражданской демократической партии тормозит ратификацию в парламенте Лиссабонского договора. По мнению партий - членов ДЕР, "национальное государство остается полюсом притяжения, основной ценностью в Европе". Поэтому укрепление взаимодействия стран - членов ЕС в экономической, финансовой областях, сфере внутренних дел и т.д. не должно идти в разрез с традиционным национальным суверенитетом.

Что касается внешней политики, то здесь ДЕР однозначно относится к тем транснациональным объединениям в Европе, которые принято называть стопроцентными союзниками США. Это не удивительно: английские консерваторы уже не первое десятилетие являются партнерами Вашингтона, и в первую очередь республиканцев. Кстати, если многие видные правые политики Европы в прошлом году во время предвыборной кампании в США явно "заигрывали" с Обамой, то британские консерваторы остались верны "правой солидарности" и явно "болели" за Маккейна. Какой важный внешнеполитический вопрос ни возьми (Ирак, Афганистан, Иран, тема расширения НАТО и размещения системы ПРО в Восточной Европе), партии, присоединившиеся к ДЕР, стоят на жестко атлантистских позициях. Очевидно, что степень союзничества с США для них сегодня явно важнее, чем перспективы укрепления единой европейской внешней политики и становления "европейской армии".

По информации RPMonitor

09.02.2009