Леонид Гладченко

В ПОИСКАХ ОПОРЫ ОДНОПОЛЯРНОГО МИРОУСТРОЙСТВА

Нынешний этап перехода к многополярному миру отмечен усилиями представителей американского экспертного сообщества по разработке рекомендаций, имеющих целью сохранение Соединенными Штатами ускользающих позиций глобального лидера.

Свое новое слово по этому поводу сказал американский Совет по международным отношениям (СМО). Этот «мозговой центр» приобрел известность в последние годы, в частности, благодаря разработкам и в сфере мониторинга, анализа и прогнозирования конфликтных и кризисных явлений в международных отношениях.

Важно отметить, что сформировавшийся в центре подход к изучению конфликтов и кризисных явлений современности не ограничивается рамками академических исследований, а имеет четкую «прикладную» установку на выявление характера их воздействия на американские интересы.

Резкие зигзаги «кризисной политики» Вашингтона после окончания холодной войны, выразившиеся, в частности, в направлении американских войск в Ирак, Афганистан и другие районы мира, приводят экспертов центра к заключению о неблагоприятных последствиях подобных шагов, которые нередко приводили к опасным «перегрузкам» в части внешних обязательств США. Анализ причин допущенных просчетов приводит их к выводу, что в условиях нескончаемой череды кризисов в различных регионах ответственные решения нередко принимались «в условиях жесткого дефицита времени, без должного учета их последствий и связанных с ними рисков».

Для исправления такого положения свою основную задачу аналитики СМО видят в том, чтобы «оказывать экспертное содействие разработчикам внешнеполитической линии США в выявлении признаков угрозы кризисного развития ситуаций на возможно более ранней стадии, оперативно доводить упреждающую информацию до органов исполнительной власти с целью своевременного принятия необходимых превентивных мер и рационального использования имеющихся ресурсов».

Инструментом для решения этой задачи призвана служить разработанная в центре методология экспертизы кризисных явлений и конфликтов современности. Центром ежегодно организуется опрос широкого круга экспертов в сфере внешней политики, имеющий целью установление круга конфликтных ситуаций в мире. По его результатам формируется перечень из 30 текущих, возможных и прогнозируемых ситуаций, которые «имеют значительный потенциал конфликтного развития и могут оказать неблагоприятное воздействие на интересы США» в предстоящие двенадцать месяцев. Столь «узкие» временные рамки, по мнению экспертов центра, позволяют, с одной стороны, выявить признаки обострения той или иной ситуации на ранней стадии и при этом оставляют исполнительным органам достаточно времени для подготовки необходимых превентивных, либо ответных мер.

На базе полученных таким образом результатов выстраивается «Матрица оценки рисков». По сути она представляет собой «шкалу приоритетов», в которой отобранные кризисы и конфликты ранжируются в диапазоне от представляющих «высокую степень угрозы для интересов США в сочетании с высокой вероятностью возникновения» (ситуации первого уровня), «ограниченную угрозу для интересов США при высокой вероятности возникновения» (ситуации второго уровня), либо «имеющих ограниченное значение для интересов США и незначительную вероятность возникновения» (ситуации третьего уровня).

В целях учета высокой подвижности и изменчивости кризисных явлений, большое внимание в деятельности центра отводится анализу динамики таких процессов. Решению этой задачи призван способствовать действующий под эгидой СМО интерактивный портал слежения за конфликтными и кризисными ситуациями (Global Conflict Tracker), который обеспечивает доступ в режиме онлайн к регулярно обновляемой базе данных по этой проблематике.

Какой же представляется американским экспертам глобальная картина взаимодействия кризисных ситуаций на интересы США на современном этапе? Ответ на этот вопрос призван дать новый выпуск ежегодно издаваемого центром Обзора прогнозов по кризисным и конфликтным ситуациям.

В нем впервые в группу «высшего уровня опасности для американских интересов», к которой принято относить ситуации, «представляющие непосредственную угрозу для территории США, либо их партнерам по оборонным союзам, поставкам стратегически важных ресурсов и имеющих перспективу применения американских вооруженных сил для их разрешения», оказались включенными две проблемы, имеющие прямое отношение к обстановке в самих США. Речь идет об «угрозе актов терроризма и политического насилия», пик которых ожидается в период подготовки и проведения предстоящих в ноябре с.г. президентских выборов, а также возможность дальнейшего обострения обстановки в южных штатах США в результате подъема волны зарубежной миграции.

К числу кризисных ситуаций за пределами США, представляющих высокий уровень опасности для американских интересов и имеющих большую вероятность дальнейшего обострения, авторы доклада относят прежде всего угрозу эскалации конфликта между Израилем и группировкой ХАМАС в секторе Газа с перспективой его распространения на весь ближневосточный регион. В этом плане также учитываются последствия возможной конфронтации между Израилем и Ираном по поводу иранской ядерной программы.

Традиционно высокая степень угрозы для интересов США усматривается в сфере «соперничества великих держав». В предстоящий период она связывается прежде всего с сохранением напряженности в отношениях США с Китаем по поводу Тайваня, в связи с обстановкой в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.

Содержащиеся в докладе пассажи об угрозе интересам США, якобы исходящей со стороны России, выполненные в традиционном для современной западной аналитики антироссийском и конспирологическом ключе, касаются ситуации вокруг Украины и Арктики. Без прямых указаний на Китай или Россию также говорится об угрозе проведения «некоторыми зарубежными государствами, либо негосударственными образованиями» массированных кибератак на жизненно важные инфраструктурные объекты США, в том числе, систему голосования на президентских выборах.

Вместе с тем обращает на себя внимание, что по сравнению с предшествующим обзором за 2023 г. оценка вероятности обострения отношений США с Пекином и Москвой в нынешнем докладе оказалась на порядок сниженной и определяется как «имеющая «среднее» (moderate) значение».

В докладе выражается озабоченность по поводу неблагоприятного воздействия на интересы США опасности возрастания напряженности на Корейском полуострове, причиной которого объявляется курс руководства КНДР на создание ядерного оружия и ракетных технологий.

Перспективы эскалации военных действий в «стратегически значимых для США регионах» — между Турцией и различными курдскими группировками на территории Ирака и Сирии, между Китаем и Индией, Китаем и Филиппинами, а также вероятность обострения внутриполитической ситуации в Йемене, Египте и Иране, отнесены в докладе к категории конфликтных ситуаций, затрагивающих важные американские интересы, однако главным образом косвенно.

Весьма многочисленную группу в докладе образуют прогнозы по внутриполитическим кризисам и международным конфликтам в странах Африки (Ливия, Эфиопия, Судан, Конго, Буркина Фасо, Мали, Нигер, Сомали, Мозамбик), Азии (Афганистан, Сирия, Ирак, Мьянма, Пакистан), а также Европе (Косово — Сербия). При этом признается, что, хотя некоторые из них «могут иметь серьезные гуманитарные последствия», в целом перспективы их обострения оцениваются как «невысокие». Кроме того, поскольку они разворачиваются в весьма удаленных от США районах, эти ситуации рекомендуется воспринимать по большей части как имеющие «ограниченную значимость для американских интересов».

В фокусе внимания авторов доклада находятся конфликты на постсоветском пространстве. Наряду с перспективой дальнейшей эскалации военно-политической ситуации на юго-востоке Украины в СМО допускают возможность нарушения соглашения о прекращении огня и возобновления вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. При этом вероятность подобного развития событий и степень воздействия на интересы США в обоих случаях рекомендуется относить к «ситуациям, не предполагающим прямого американского вмешательства».

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать общий вывод о том, что рекомендации экспертов СМО относительно подхода Вашингтона к конфликтам и кризисам современности ориентированы не столько на поиск путей урегулирования подобных ситуаций, сколько на повышение обоснованности и продуманности шагов США на этом направлении в целях сохранения остающихся позиций в современном мире. Как отмечают критики СМО из американского экспертного сообщества, подход этого центра по сути обосновывает «стремление США рассматривать мир как сферу влияния, продвигать свои интересы в глобальном масштабе, а в случае возникающего сопротивления подобным планам - оправдать применение военной силы».

Наряду с этим продвигаемая СМО «шкала приоритетов» отражает растущее осознание американским экспертным сообществом необходимости учета новых реалий глобального развития, сдерживания Вашингтоном масштабов своих амбиций, избирательного использования рычагов и ресурсов, остающихся в его распоряжении. Как следствие — рекомендации сосредоточить приоритетное внимание на кризисных ситуациях в зоне «жизненных интересов» США наряду с сокращением международных обязательств в периферийных районах. В этой связи, как представляется, если призыв СМО к выведению конфликтов зоны «глобального Юга» за пределы сферы интересов США будет услышан и воспринят вашингтонской администрацией, то в обозримой перспективе он будет работать на повторение «афганского сценария» по выводу остающихся американских сил на этот раз из Ирака и Сирии. Скорее всего, такого же бесславного.

Леонид Гладченко, эксперт-политолог, член Ассоциации «Аналитика», специально для журнала «Новое Восточное Обозрение»

Источник: Новое восточное обозрение

18.03.2024