Андрей Соколов

ГЕГЕМОН СДУВАЕТСЯ?

США утрачивают лидерство в высоких технологиях

Многолетнему господству Соединенных Штатов в сфере высоких технологий, похоже, приходит конец. Как говорится в только что опубликованном Австралийским институтом стратегической политики (ASPI) исследовании – «Трекере критических технологий» (Сritical Technology Tracker), на первое место в мире по количеству научных разработок во многих ключевых технологических сферах вышел Китай.

КНР, по данным экспертов института, лидирует в 37 из 44 исследованных областей: от создания наноматериалов и робототехники до передовых радиочастотных коммуникаций, оборонных и космических технологий. В частности, за последние пять лет китайские ученые создали 48,49% наиболее важных научных работ по современным авиационным двигателям, включая гиперзвуковые двигатели для ракет. На территории страны находится семь из десяти научных центров, лидирующих по разработкам в данной области.

Китай уже лидирует не только в научных разработках, но и – что самое важное – в сфере воплощения их в жизнь, в области производства высокотехнологической продукции и создании передовой инфраструктуры.

Потерю своего лидерства в высоких технологиях начинают осознавать и в США, где по этому поводу уже стали бить тревогу. Там все отчетливее понимают, что Китай – это больше не огромная «фабрика», которая на основе дешевой рабочей силы и на базе заимствованных у Запада технологий заваливает весь мир своими ширпотребом, а уже страна, начинающая бросать вызов господству Соединенных Штатов в высоких технологиях, где, казалось, у американцев совсем недавно не было равных.

Об этом свидетельствует аналитическая статья в Foreign Affairs Дэн Вана, технического аналитика мировой исследовательской компании в области экономики Gavekal Dragonomics, опубликованная под заголовком «Скрытая технологическая революция в Китае. Как Пекин угрожает господству США».

«Наряду с доминированием в области оборудования для возобновляемых источников энергии, Китай в настоящее время находится в авангарде новых технологий, таких как искусственный интеллект и квантовые вычисления… Китай использовал свои знания о процессах – способность масштабировать целые новые отрасли, – чтобы превзойти Соединенные Штаты в расширении спектра стратегических технологий».

Как известно, США уже давно всячески пытаются ограничить доступ Китая к важнейшим западным технологиям, особенно в области микросхем. В 2022 году администрация Джо Байдена ввела новые ограничения на их продажу китайским фирмам, одновременно поддерживая американские технологии посредством Закона о ЧИПах и науке на сумму 280 миллиардов долларов. А также приняв Закон о снижении инфляции, что, как считает автор статьи, «существенно помогает Соединенным Штатам восстановить свое лидерство в производстве полупроводников и возобновляемых источников энергии».

Однако при этом США не учитывают бурное развитие производственного потенциала Китая. Если раньше китайские фирмы, как правило, избегали отечественных технологий, предпочитая покупать лучшее, обычно американское, то теперь, когда Вашингтон мешает им в этом, в КНР усерднее работают над созданием процветающей отечественной индустрии чипов.

Китайские фирмы уже опередили своих европейских и японских коллег в производстве передовых станков, таких как роботы-манипуляторы, гидравлические насосы и другое оборудование. Как демонстрирует iPhone, Китай теперь соперничает с Японией, Южной Кореей и Тайванем в своем мастерстве в цепочке поставок электроники. Китайские компании по-прежнему могут составить серьезную конкуренцию технологическим гигантам Силиконовой долины, как это сделал TikTok ByteDance с Facebook.

При производстве большинства промышленных товаров китайские фирмы уже перешли от сборки компонентов иностранного производства к производству собственных передовых технологий.

Китай лидирует в мире по созданию современной инфраструктуры, включая сверхвысоковольтные линии электропередач, высокоскоростные железные дороги и сети 5G. В 2019 году Китай стал первой страной, совершившей посадку марсохода на обратной стороне Луны; год спустя китайские ученые добились квантово-шифрованной связи через спутник, приблизив страну к созданию непробиваемой квантовой связи.

Одним из главных технологических достижений Китая за последние годы стало производство оборудования для возобновляемых источников энергии. Когда в начале века появился коммерческий рынок солнечных технологий, большинство инноваций исходило из США, и казалось логичным, что американские фирмы будут управлять отраслью. Однако в 2010 году Государственный совет Китая определил использование солнечной энергии как «стратегическую новую отрасль» и выделил для ее развития крупные государственные субсидии. В результате сегодня китайские фирмы доминируют почти во всех сегментах этой отрасли – от переработки поликремния, используемого в солнечных элементах, до сборки солнечных панелей. Китайские солнечные панели сегодня не только самые дешевые на рынке; они самые эффективные.

За последние несколько лет китайские фирмы также застолбили прочные позиции в производстве аккумуляторов большой емкости для питания электромобилей. По мере того, как мир отходит от двигателей внутреннего сгорания, передовые аккумуляторные технологии стали наиболее важным компонентом в автомобилестроении. Китайская компания CATL, основанная в 2011 году, в настоящее время является крупнейшим производителем аккумуляторов в мире. В дополнение к гораздо большей производственной мощности, чем у ее конкурентов, что важно для снижения затрат, CATL взяла на себя инициативу в разработке новых и более эффективных химических смесей, например, в своих натриево-ионных батареях, которые можно производить без использования дефицитных лития и кобальта.

Однако самым значительным технологическим достижением Китая за последние два десятилетия автор статьи в американском журнале считает опору на производство и формирование кадров обширной и высококвалифицированной рабочей силы, которая может быть адаптирована по мере необходимости для наиболее наукоемких отраслей.

Например, компания Apple по-прежнему рассчитывает на Китай как на единственную страну, которая может в короткие сроки призвать сотни тысяч высококвалифицированных рабочих, быстро получить доступ к разветвленной сети поставщиков компонентов и полагаться на государственную поддержку в решении многочисленных проблем, связанных с производством миллионов iPhone каждый год.

В 2021 году в своем последнем пятилетнем плане правительство КНР объявило кампанию по превращению Китая в «производственную сверхдержаву». С этой целью за последние несколько десятилетий Пекин направил огромные суммы дешевых кредитов и передовым технологическим компаниям, даже если они не будут прибыльными.

Технологические инновации Китая были сделаны на заводах, а не в лабораториях. Подход Пекина, ориентированный на производство, стал критически важным для его способности бросить вызов Западу в области передовых технологий, считает Дэн Ван.

«Для Соединенных Штатов и их союзников появление Китая в качестве крупной технологической державы содержит важные уроки, – делает вывод автор статьи в Foreign Affairs. – В отличие от Запада, Китай построил свой технологический сектор не на гламурных исследованиях и передовой науке, а на менее кричащей задаче улучшения производственных мощностей. Если Вашингтон серьезно настроен конкурировать с Пекином в области технологий, ему нужно будет сосредоточиться не только на новаторской науке. Он также должен научиться использовать свою рабочую силу так, как это делает Китай, чтобы масштабировать инновации и создавать продукты лучше и эффективнее. Чтобы Соединенные Штаты вернули себе лидерство в новых технологиях, они должны будут рассматривать производство как неотъемлемую часть технологического прогресса, а не просто как второстепенную», – предупреждает США автор статьи в Foreign Affairs.

Но весь вопрос в том, смогут ли США это сейчас сделать? Джин уже выпущен из бутылки. Многие промышленные производства из США и других стран Запада уже давно переведены в Китай или другие страны Юго-Восточной Азии, а также на Тайвань, который в КНР считают своей территорией и в ближайшем будущем надеются присоединить его к себе.

Не нужно также забывать и про другого быстро растущего экономического гиганта – Индию, где сейчас развитию высоких технологий также уделяют большое внимание. Не нужно забывать и про Россию, которую США пока никак не могут догнать в деле создания гиперзвуковых ракет.

А потому уже ясно, что время абсолютного технологического лидерства США неумолимо проходит. Однако, как считают в Российском совете по международным делам (РСМД), здесь важно понимать, что между США и Китаем существует очень высокий уровень взаимозависимости. Китай пока не может обеспечить полного импортозамещения целого ряда технологий. Хотя КНР остается глобальной фабрикой электроники, в сфере средств производства полупроводникового оборудования лидируют США. С другой стороны, американцы зависимы от поставок различной промышленной продукции из Китая и от китайских финансов (КНР – крупнейший держатель долговых бумаг правительства Соединенных Штатов). Следует учитывать и то, что в условиях возросшей взаимозависимости двух экономик успешность политики давления не вполне очевидна, как и возможный сопутствующий ущерб торговых войн и санкций.

В этой ситуации додумывать, кто может выиграть в войне за технологическое наследство невозможно, тем более потому, что эта новая гонка явно выходит за пределы 2020-х годов. Совершенно точно можно утверждать лишь то, что противостояние будет небезболезненным для Китая и непростым для США. Однако ясно, что о прежней гегемонии Америки в этой сфере речь уже не идет.

Специально для «Столетия»

Источник: https://www.stoletie.ru/

14.03.2023