Валерий Куликов

УНИЧТОЖАЯ СВОИХ КОНКУРЕНТОВ, США РАССЧИТЫВАЮТ ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА

После завершения Второй Мировой Войны Соединенным Штатам удалось сохранить не только свою армию и экономику, но и значительно обогатиться на войне. И это не удивительно, ведь эта война происходила далеко от собственных границ США, и она не могла затронуть США в такой степени, как Европу и Россию, заплативших за победу над фашизмом полностью разрушенными городами, предприятиями, инфраструктурой и гибелью миллионов своих граждан.

На этом фоне повсеместной послевоенной разрухи и бедствий, Европа привыкла ошибочно думать, что не Россия, заплатившая за победу над фашизмом жизнями 26,6 миллионов своих граждан и с победой дошедшая до немецкого рейхстага, а американцы — главные победители. Такому восприятию США активно способствовала и американская пропаганда. Так возникла легенда, будто у США самая мощная армия и экономика, чем и воспользовались правящие американские круги для упрочения своей мировой гегемонии.

Однако в последние годы этот мыльный пузырь американского превосходства лопнул. Постоянные политические и военные поражения Вашингтона (одним из которых является полный провал политики США и их военной кампании в Афганистане), углубляющийся с каждым годом мировой финансово-экономический кризис по вине США, стали серьезным фактором падения мощи и авторитета США. В этих условиях одним из направлений удержания хотя бы «на плаву» своего положения, стало стремление Вашингтона за счет других государств остановить свой финансово-экономический кризис.

И в этом контексте США стали в последний период активно вводить экономические санкции, арестовывать многомиллиардные счета неугодных стран, замораживая их в своих банках, получая, таким образом, значительные проценты для себя от «прокрутки» весьма внушительных арестованных ими средств. В своей истории США не раз применяли свои санкции против других стран. В частности, в этом списке находились более двух десятков стран только за три последних десятилетия, среди которых: Балканские государства (во время конфликта на Балканах это были Сербия и Черногория), Белоруссия (в 2004 г. в США был принят «Акт о демократии в Белоруссии»), Бирма (в 1997 г), Кот-д’Ивуар (в 2011 г. США ввели санкции против президента Кот-д’Ивуара Лорана Гбагбо), Куба (только в 2000 г. Вашингтоном было принято решение об использовании замороженных счетов на $120 млн для выплаты «компенсаций жертвам кубинского терроризма»), Демократическая Республика Конго (санкции с 2006 г. несколько раз продлевались), Сомали, Судан, Северная Корея, Иран, Ирак, Ливия, Афганистан и многие другие государства. В 2022 году США заблокировали $330 миллиарда российских активов, под санкциями находятся активы россиян на сумму более $30 миллиардов.

Указанные действия Вашингтона, таким образом, превратились в его главное оружие по уничтожению иностранных корпораций, мешающих агрессивному американскому бизнесу, и уже получили термин «law fare». В частности, используя так называемый «Закон о противодействии коррупции за рубежом» (FCPA) от 1977 года и применяя его в отношении фирмы любой национальной принадлежности, не имеющей никакого отношения к США, Вашингтон даже под предположительным и без прямых доказательств обвинением стал с использованием ФБР арестовывать руководящий состав такой корпорации и отправлять в тюрьму на американской территории. Чтобы министерство Юстиции США выдвинуло обвинение против руководителя иностранной компании и выдало мандат своим органам на его арест, в рамках этого закона даже достаточно простого подозрения на дачу взятки. Тем самым США стали вмешиваться в дела любой иностранной компании, убирая своих конкурентов.

Довольно ярким примером устранения Вашингтоном с рынка конкурирующих кампаний стало признание Федеральной комиссией по связи США (FCC) продукции ряда китайских компаний (в частности, Xiaomi, Huawei, ZTE, Hytera и ряда других) запрещенной к ввозу и продаже из-за якобы риска нацбезопасности. Член комиссии Карр в целях получения общественной поддержки в стране даже пытался указывать, что Китай якобы угрожает через такие компании интересам США посредством шпионажа.

Но подобный откровенный террор со стороны США в последнее время стал практиковаться не только в отношении той или иной иностранной корпорации. США давно уже перестали руководствоваться законами «свободной торговли», оказывая политическую поддержку своему бизнесу и не считаясь с интересами других стран, в частности, ЕС. На фоне конфликта на Украине стало всем понятно, что важнейшим рычагом развития любой страны стала энергетика, и США решили использовать этот аспект для обеспечения себе превосходства над Европой. Они стали делать это благодаря новым законам, сланцевому газу и введения эмбарго в отношении российских энергоресурсов. Одним из важнейших для США на этом пути законов стал «закон о сокращении инфляции» (IRA), благодаря которому Штаты получили решающее конкурентное преимущество над Европой прежде всего в области энергетики.

Вашингтон, развязав русофобскую пропагандистскую кампанию по якобы необходимости ухода Европы от энергетической зависимости от России и тем самым устранив ее из конкурентной борьбы за этот рынок ЕС, в кратчайшие сроки поставил всю Европу в зависимость от в разы более дорогого, нежели российский, американский СПГ. И это уже неоднократно подтвердили западные СМИ и эксперты, говоря о наступлении таким образом новой эры американского неоколониализма. Так, компании Европы за последний период заключили более трех десятков договоров на поставку дорогого американского СПГ, причем треть из них пришлась на 2022 год. Это сделало ЕС зависимым от США и навлекло множество опасностей, особенно на фоне уроков со времен правления Дональда Трампа, показавших, что имидж США как надежного партнера Европы особенно низок. С начала прошлого года цена на газ в США уже возросла более чем в два раза, как и цены на электричество. И в случае, если самим Штатам газа будет не хватать, они решат оставить большую часть себе, и тем самым обрекут ЕС на сильнейший кризис, который уже охватил Европу из-за агрессивных действий Америки в последние месяцы.

Хорошо известно, что пятая часть мирового производства полупроводников приходится на китайских производителей. Именно поэтому и в целях получения для себя противоправных преимуществ в этой отрасли, Вашингтон принуждает ее клиентов и поставщиков в Европе следовать своей политике. Так, на голландскую фирму ASML «американскими официальными лицами» было оказано в последнее время повышенное давление со стороны США с целью принудить ее прекратить продажу в Китай некоторых машин для производства чипов. Пытаясь стать мировым монополистом в области производства микросхем, США активно занялись таким образом устранением конкурентов, причем не только в Китае, но и в ЕС. С октября 2022 года, когда США законодательно ввели ряд запретов на экспорт полупроводников в Китай, стало понятно, что нынешняя администрация Белого дома проводит в области чипов беспощадную политику под девизом «Америка прежде всего». Как отмечают немецкие СМИ, если Европа не предпримет меры против такой агрессивной политики, то она лишится лидерства в сфере производства полупроводников. И не только полупроводников!

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

31.01.2023