Владимир Платов

КАК США ШАНТАЖИРУЮТ СТРАНЫ - ПОКУПАТЕЛЕЙ АМЕРИКАНСКОГО ОРУЖИЯ

Экономические санкции и шантаж уже давно стали излюбленным инструментом Соединенных Штатов в осуществлении ими внешней политики и продвижении своих собственных геополитических интересов.

Только за последний период ярким примером этому является выход США в 2018 году из договора о ядерной программе Ирана, подписанного в мае 2015 года, после чего Вашингтон стал реализовать стратегию «максимального давления» на Иран.

В 2019 году Правительство США наложило ряд ограничений на китайскую компанию Huawei, являющуюся признанным лидером в области цифровых технологий и, в частности, на развертывание сетей 5-го поколения. После чего, в результате откровенной неконкурентной борьбы Вашингтон стал перехватывать внешний рынок Huawei.

А газовый шантаж России в Европе, устроенный Соединенными Штатами, обернулся для европейцев уже очевидным экономическим и финансовым кризисом, тотальным обнищанием населения на фоне получения Америкой дополнительных сверхприбылей от продажи Европе вместо дешевого российского газа многократно дорогого американского СПГ.

Санкции, в том числе вторичные, превращаются в инструмент отъёма средств и активов, а также и банкротств конкурентов, но используются США для усиления своего мирового доминирования.

При этом, хотя определение вымогательства и шантажа как преступления общего права и отличается в уголовном законодательстве США в тех или иных штатах как формулировками, так и по существу, тем не менее, повсюду признается серьезным правонарушением и преследуется по национальному закону. В последние годы, пытаясь повсеместно внедрить вместо международного права односторонне выгодные США «правила», политика Вашингтона стала проталкивать на международную арену принцип «экстерриториальных» санкций, когда Соединенные Штаты вводят их и откровенно шантажируют не только американских субъектов права, но и иностранных, в том числе и независимые государства.

Использование Штатами в этих условиях доминирующей роли доллара США, шантажа, экономических санкций в качестве основных инструментов внешней политики (применение санкций возросло почти в три раза только в 2009 – 2019 годах) заставляют многие страны задуматься о возможных альтернативах. Одной из них уже стало все более широкое использование национальных валют в двусторонней торговле.

Злоупотребление Вашингтоном такой преступной политики и откровенное противоправное давление вызывают недовольство даже среди союзников Соединенных Штатов. Не случайно в 2019 году Председатель Центробанка Великобритании Марк Карни призвал к созданию международной цифровой валюты, которая позволит ослабить доминирующую роль доллара США в международной торговле.

Откровенный шантаж стал все активнее использоваться Вашингтоном не только в политико-экономической и торговой сферах. А и в военной области, при продаже и последующем использовании американского оружия, что наносит прямой ущерб национальной безопасности для стран-покупателей вооружения США.

И одним из многочисленных вопиющих примеров этому являются события 2016 года, когда США пытались совершить госпереворот в Турции, путем убийства американским оружием президента Эрдогана и отключив турецкие власти от использования ими американских ПВО, чтобы они не сбили вылетевшие с военной базы США «Инжерлик» самолеты F-16. И только благодаря вмешательству, по указанию президента В. Путина, российского политика Александра Дугина (за что, кстати, в 2022 году украинские подельники США устроили террористический акт в отношении него и убили его дочь) и российских военных этот зловещий план Вашингтона был сорван. Об этом достаточно подробно рассказали сами арестованные турецкие путчисты. В частности, о том, как российские военные взяли турецкие самолеты путчистов на прицел семью российскими военными самолетами и двумя ракетными системами С-400 на севере Сирии, предупредив их: если на радаре появятся свидетельства их подозрительных или неправильных действий, то по ним будет нанесен прямой удар. Поэтому турецкие F-16 не смогли атаковать самолет Эрдогана, а лишь только следовать за ним. Помимо свидетельств турецких участников этой неудачной попытки американского путча, об этом желающие могут узнать и из турецкого сообщения Odatv.com 21 сентября 2016 г.

Этот шантаж с использованием Анкарой американского оружия продолжается и сейчас, на что, в частности, на днях указало информагентство Bloomberg, сообщив, что США не поставят Турции F-16, пока она не согласится на принятие Швеции в НАТО.

Но даже, если под давлением Вашингтона Турция и пойдет на принятие в НАТО Финляндии и Швеции, усиленно заталкиваемых Штатами в альянс, то никакой гарантии у Турции никогда не будет в возможности использования этих самолетов или другого американского оружия, если такое использование не будет выгодно Белому дому.

И подтверждением этому является принятие в апреле 2021 года Соединенными Штатами решения о выводе батарей ПВО США Patriot из региона Персидского залива после ухудшения отношений Белым домом с монархией Саудовской Аравии.

Угроза со стороны Вашингтона в ограничении использования закупаемого американского оружия в последнее время становится все более серьезной для многих стран. Особенно если учесть, что именно США продают оружия в два раза больше России и в шесть раз — чем Китай, доминируя на рынке орудий смерти, разрушения и защиты многих государств от внешних угроз, подавляющее большинство которых также инспирируются Вашингтоном. И здесь нельзя не упомянуть игру Белого дома с поставками в последнее время все большего наступательного оружия Греции в противовес Турции, с которой отношения, как Афин, так и Вашингтона, в последний период значительно ухудшились.

Аналогичные попытки оружейного шантажа осуществляются Вашингтоном в поставках оружия двум другим противоборствующим сторонам конфликта в Южной Азии – Пакистану и Индии. Именно поэтому, несмотря на откровенный шантаж и запугивание Вашингтоном Нью-Дели, Индия продолжает свою ориентацию на закупку оружия не в США, а у России. При этом, Индия имеет две ключевые потребности в оборонной сфере: доступность оружия и его качество. В своих преференциях в этом вопросе к России индийское руководство исходит из того, что если оно начнет закупать вооружение на Западе, то страна хотя и укрепит свою автономность, но пожертвует этими двумя потребностями, так как западные системы в разы дороже, но при этом хуже российских.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

24.01.2023