Владимир Терехов

В ВАШИНГТОНЕ ПРОШЛА ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА МИНИСТРОВ ОБОРОНЫ СТРАН-УЧАСТНИЦ AUKUS

6 декабря с.г. в Вашингтоне министрами обороны Австралии, Соединённого Королевства и США было проведено несколько мероприятий с разным составом участников. Из них главным стало то, которое ознаменовало собой начало функционирования министерского уровня конфигурации AUKUS, образованной в сентябре 2021 г. Само обозначение которой представляет собой сочетание первых букв названий стран-участниц в приведенном выше порядке.

Воспользовавшись поводом, в очередной раз сделаем несколько, как представляется, важных ремарок. Во-первых, до сих пор сложно каким-либо образом обозначить указанную конфигурацию. Нередко используемый термин “военно-политический союз” вряд в данном случае (по крайней мере, пока) пригоден, поскольку обычно участники таковых связываются рядом неких обязательств. Которые (как, например, в случаях НАТО и “Американо-Японского Договора о безопасности”) более или менее чётко прописываются, а соответствующие документы ратифицируются в установленном в каждом из участников порядке.

Но в сообщении администрации США о формировании AUKUS нет никаких слов о взятых участниками на себя каких-либо обязательствах. Зато присутствует намерение выступать «за всё хорошее» и «против всего плохого» в Индо-Тихоокеанском регионе. Под подобной декларацией подписался бы и Китай, то есть страна (не обозначенная, впрочем, в данном документе, что примечательно), против которой и нацелен AUKUS.

Здесь вполне можно было бы услышать возражение в том плане, что “всё сегодня в мире выглядит как-то неопределённо”. Едва ли не ко всем нынешним проявлениям Realpolitick (конкретным, подчеркнём), например войнам, приклеивается слово “гибридные”. Которые, тем не менее, ведутся вполне традиционными способами как в экономической, так и военно-политической сферах, а их следствием становятся тоже традиционно-конкретно-определённые (а вовсе никакие не к “гибридные”) результаты.

В некоторых локальных зонах нынешнего этапа “Большой мировой игры”, обитателям которых в ней особенно не везёт, указанные результаты отображаются сотнями тысяч погибших, разрушенной инфраструктурой и миллионами беженцев. На значительно же большем пространстве вырисовывается перспектива голода и холода. Тоже ничего нового, поскольку это уже наблюдалось в ходе обеих (особенно Второй) мировых войнах прошлого века.

Ответственность же за указанные (вполне, повторим, конкретные) “проявления-результаты” Realpolitik возлагается на откровенных фриков от политики. Едва ли не образцовыми их примерами являются те, которые окопались в Киеве и лимитрофных странах Восточной Европы. Совсем недавно невиданную ранее публичность в сфере (псевдо)проблемы под условным названием “Роль человеческого фактора в климатических изменениях” (на самом деле представляющей собой одну из форм ведущейся сейчас глобальной войны) получила и вовсе девушка-подросток с явными, что называется, “отклонениями”. Примечательно, что именно фрики (а не реальные “акторы”) годами почти полностью заполняют собой глобальное публично-информационное пространство.

Что касается AUKUS, то возникает вопрос, сможет ли эта конфигурация в некоторой перспективе избавиться от нынешнего “гибридного” облика и превратиться во вполне традиционный военно-политический союз? Ответ на него прямо зависит от того, как будут развиваться отношения между двумя главными участниками нынешнего этапа всё той же “Большой мировой игры”. Невозможно более или менее полно и определённо предугадать будущее. Но и некоторыми намечающимися трендами пренебрегать не следует.

И первое, на что следует обратить внимание, обусловлено наметившимся курсом на расширение рамок AUKUS. В августе с.г. с заявлением о возможности присоединения к AUKUS Новой Зеландии выступила первый заместитель госсекретаря США В. Шерман.

На первый взгляд может показаться, что оно соответствует упрощенному (популярному, но неверному) представлению о “во всём виноватых англосаксах (вариант, американцах), создавших свой военно-политический союз”. Как и все прочие народы, “англосаксы-американцы” испытывают на себе все тяготы ведущейся сейчас глобальной войны. Весьма многие из них уже проводят вечера в холодных жилищах, при свечах, питаясь кормом для домашних животных. Только субъекты с психическими отклонениями могут публично радоваться этим и прочим тяготам “проклятых англосаксов-американцев-немцев-французов-поляков…” и прочих “исконно-вековых русофобов”.

Искусственный конструкт “русофобии”, не выдерживающий элементарной критики, служит всё тем же целям упрощения реалий как истории, так и складывающейся ныне ситуации в мире. В истории любого государства можно “надёргать”, а также “нужным” образом интерпретировать достаточно фактов, чтобы обвинить неких соседей в “укоренённых фобиях”. Например, это легко сделать Франции по отношению к Великобритании и Германии. Как, впрочем, и наоборот. Но ответственные государственные деятели и профессиональные историки не должны следовать за примитивной пропагандой и бытового уровня фобиями.

Пока не проявляют намерения присоединиться к AUKUS канадские “англосаксы”. По достаточно очевидной причине, связанной с вполне возможными негативными последствиями от присутствия в их стране того же “фактора Франции”. Который может негативным образом “сработать”, несмотря на предпринятые в последнее время австралийскими “англосаксами” усилия с целью нивелирования последствий известных (антифранцузской направленности) обстоятельств образования данной конфигурации. Указанные “обстоятельства” составили основное содержание Совместного заявления, сделанного по итогам вашингтонской встречи министров обороны стран-участниц AUKUS.

Обиды же Франции на “союзников”, обусловленные теми же “обстоятельствами”, видимо, никуда не исчезли. Об этом свидетельствуют недавние желчно-скептические реплики президента Э. Макрона относительно перспектив данной конфигурации и характера её влияния на ситуацию в ИТР.

В этих условиях для руководства Канады было бы достаточно опрометчиво объявлять о намерении войти в состав AUKUS. Слишком много усилий было предпринято, с тем, чтобы сгладить (тоже многовековые) англо-французские противоречия, в данном случае, на территории своей страны. Из них едва ли не главной мерой было обеспечение сохранения условий для комфортно-компактного проживания французского меньшинства, а также функционирования двуязычия на территории всей страны.

И уж совершенно определённо нельзя будет говорить об “англосаксонском” облике AUKUS в случае вполне возможного вхождения в эту конфигурацию Японии, роль которой непрерывно возрастает во всех без исключения процессах, развивающихся в ИТР. Пока, впрочем, говорится о вовлечении Японии в функционирование двусторонней американо-австралийской компоненты AUKUS.

Но, с учётом непрерывного расширения масштабов взаимодействия Токио в сфере обороны с каждым из трёх участников данной конфигурации, присоединение к ней Японии, видимо, станет лишь вопросом времени. Чему должны поспособствовать и принципиально новые (вполне уже определённо обозначившиеся) тренды в японской оборонной политике, заслуживающие, впрочем, отдельного комментирования.

В последнее время особенно интенсивно и всесторонне развиваются японо-австралийские отношения. Об этом, в частности, свидетельствуют недавняя поездка в Австралию премьер-министра Японии Ф. Кисиды, а также прошедшая 9 декабря в Токио (уже десятая) встреча министров иностранных дел и обороны (то есть, в так называемом “формате 2+2”). Принятое по итогам второго мероприятия Совместное сообщение для прессы обращает на себя внимание конкретикой намеченных двусторонних действий в сфере обороны.

Сама же Австралия оказывается перед перспективой превращения в своего рода региональный оборонный “хаб” антикитайской направленности. Подтверждением чему, в частности, служит сообщение о планах по размещению на территории страны шести стратегических бомбардировщиков B-52, вооружение которых может включать в себя ядерное оружие.

Всё это позволяет комментаторам говорить о том, что, несмотря на попытки пришедшего в мае с.г. к власти в Австралии лево-центристского правительства, как-то поправить отношения с КНР (резко ухудшившиеся на заключительном этапе правления право-консерваторов), в оборонной политике страны уже вряд ли удастся что-либо изменить.

В целом же, всё приведенное выше пока свидетельствует в пользу того, что AUKUS может, во-первых, расшириться, а также, во-вторых, всё же приобрести облик “обычного” военно-политического союза. И пока не очень просматривается, что могло бы предотвратить такую очевидно негативную перспективу развития ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

21.12.2022