Олег Павлов

НОВАЯ СТРАТЕГИЯ США В АФРИКЕ: СЕРЬЁЗНАЯ ПРОГРАММА ИЛИ ОЧЕРЕДНОЙ БЛЕФ?

12 октября, всего за пару месяцев до громогласно объявленного саммита США-Африка, Белый дом опубликовал достаточно объемный документ: «Стратегия США в отношении Африки южнее Сахары». В нем определены основные задачи Вашингтона на африканском континенте, а также подробно обозначены те цели, которых он намерен добиваться, и механизмы соАфрикатрудничества.

Новизна этого документа для внешнего читателя состоит в том, что впервые официально признается: Африка будет играть критически важную роль в решении глобальных проблем и сразу по многим причинам. И потому, что там сосредоточено до 30% мировых природных ресурсов, есть многочисленное, молодое и быстро растущее население, и потому, что этот регион занимает важное географическое положение. Подчеркивается, что «союзники и партнеры США в Европе, на Ближнем Востоке и в Индийско-тихоокеанском регионе всё больше рассматривают Африку как ключевой элемент своей национальной безопасности».

Однако нужно сразу сказать: документ изобилует традиционной «демократической» риторикой нынешней команды демократов, заправляющей внешней и внутренней политикой США. Даже если вы будете искать под микроскопом там что-то новенькое, то вы вряд ли его обнаружите. Авторы сразу же амбициозно заявляют, что целями их действий на африканском континенте является: содействие открытости и созданию открытых обществ; обеспечение преимуществ демократии и безопасности; содействие восстановлению после пандемии и расширению экономических возможностей; сохранение окружающей среды, адаптация к изменениям климата и справедливый энергетический переход.

Как мы видим, вся повестка глобалистов без всяких премудростей перенесена на африканский континент и уже очевидно, что ему Вашингтон будет прописывать одно лекарство от всех болезней, смешивая в кучу демократию, вакцинацию и энергетический «зеленый переход».

Насколько легко это все «проглотят» африканцы надо еще посмотреть.

Да, Вашингтон, как известно, выступал за демонтаж колониальной системы и даже был против апартеида в ЮАР. Правда, делал он это из корыстных побуждений: ему нужно было взломать рынки бывших метрополий, прежде всего Англии и Франции, чтобы осуществить экспансию своих товаров на рынки, в том числе и африканских государств. Однако американский бизнес неохотно шел в Африку даже после развала в начале 90-х годов старого конкурента – СССР. Слишком много рисков, слишком мало места для высокотехнологичной продукции, которую мог бы поставлять Вашингтон. Даже в сфере военной продукции Вашингтону не удавалось сильно продвинуться из-за того, что африканцы еще долго предпочитали (да и предпочитают до сих пор) более простое, надежное и эффективное советское, а теперь российское оружие.

К тому же, действия США в регионе назвать удачными нельзя. Будь то вмешательство в дела Сомали в девяностые годы. Или разгром при их активном участии ливийского государства, когда они в прямом эфире с нескрываемым злорадством наблюдали за убийством ливийского лидера М. Каддафи, покусившегося на самое святое для США – доллар, и добивавшегося введения единой африканской валюты – золотого динара. Из более недавних примеров – неудачное посредничество между Египтом и Эфиопией по вопросу раздела водных ресурсов в связи со строительством ГЭС «Возрождение», грубое вмешательство в дела той же Эфиопии в связи с внутренним конфликтом, и почти открытая поддержка повстанцев из НФОТ (Народного фронта освобождения Тыграя). Хорошо помнят в Африке и многочисленные односторонние санкции, которые по поводу и без повода вводились против многих африканских государств. Точно также, как они вводятся сейчас против России в связи с конфликтом вокруг Украины.

Поэтому помпезные словеса о партнерстве и работе на благо Африки мало кого обманут. Истинные цели африканской стратегии США в другом: вернуть регион во времена беспрекословного подчинения Вашингтону, вытеснить из Африки Китай и Россию, которым в документе приписываются самые черные замыслы. А как иначе? — Китай обвиняется в том, что он хочет бросить вызов «основанному на правилах» международному порядку под эгилой США, а Россия, мол, прибегает к привлечению полугосударственных и частных структур, «часто дестабилизируя ситуацию». Москва, подчеркивается в стратегии, «использует связи в сфере безопасности и экономики, равно как и дезинформацию, для того, чтобы подвергнуть сомнению принципиальное неприятие африканскими странами российского вторжения в Украину и связанных с ним нарушений прав человека».

Конечно, валить с больной головы на здоровую, заниматься широкомасштабной дезинформацией – одно из наиболее удачных амплуа Вашингтона. Как будто не поощрял использование «диких гусей», а проще говоря — наемников, решать самые грязные дела на африканском континенте.

Разве Африка не напичкана частными военными компаниями англосаксов, которые зарабатывают на этом бешеные деньги?

Но США пока не избавились от имперского синдрома и полагают, что «то, что позволено Юпитеру, не позволено быку». Другими словами: им и их европейским союзникам колет глаза эффективная помощь России ряду стран, таких как Мали, ЦАР и другие в быстрой и эффективной стабилизации обстановки. В Белом доме в упор не хотят замечать как падает авторитет их европейских союзников, прежде всего Франции, так и не сумевшей доказать эффективность своих вооруженных сил в борьбе с террористами. Поэтому США, как и Париж, избирают стратегию не признания собственных ошибок, а обвинения других во всех смертных грехах. — Прием, хороший для пропаганды, но не для серьезной политики.

Африканцы вряд ли поведутся на эти дешевые приемы. При этом они настроены на сотрудничество с Вашингтоном, который пока еще является эмитентом ведущей валюты – доллара и оказывает решающее влияние на работу бреттон-вудских механизмов – Всемирного банка и Международного валютного фонда, да и время от времени выдает немалые средства остро нуждающимся в этом африканским странам. Но там должны понимать: эти подачки не бесплатны, за них Африке придется расплачиваться своим суверенитетом, согласием на те шаги, которые противоречат их коренным национальным интересам.

А что означает содействие развитию демократии в Африке, многие африканцы испытали на своей шкуре. Въевшееся под кожу глобалистов-либералов, тем более представляющих Демократическую партию США, демократизаторство наверняка будет сопровождаться (и это почти напрямую следует из текста) поддержкой зачастую деструктивных оппозиционных сил через механизмы НКО и социальных сетей с целью приведения к власти лояльных Западу политических сил. Зачастую США, как и их британские коллеги, активно поддерживают на выборах сразу несколько кандидатов, оказывая им разнообразную поддержку в надежде (и небеспоченной), что кто-то из них потом станет проводником западных интересов. Естественно, все это будет сопровождаться громкими лозунгами о помощи в борьбе с коррупцией, чем и изобилует нынешняя стратегия США на африканском континенте.

Не обойдена в документе вниманием пандемийная повестка, которую авторы «поженили» с экономикой. Наведя ужас на африканцев масштабной компанией в отношении опасности COVID-19, а затем завалив континент своими вакцинами (отчасти бесплатно, отчасти за деньги, и немалые), навязав такие меры по борьбе с неизвестно откуда взявшейся пандемией, которые серьезно просадили экономику континента, США теперь предлагают ему помощь в восстановлении устойчивого роста. Однако те, кто обладает не очень короткой памятью, помнят, что еще в декабре 2017 года тогдашний президент Д. Трамп издал указ об усилиях США по обеспечению доступа США к африканских ресурсам, прежде всего редкоземельным металлам, которые нужны прежде всего их военно-промышленному комплексу. И это сейчас очень хорошо объясняет широкие жесты помощи таким странам как ДРК, и усилия по созданию «благоприятного инвестиционного климата» на африканском континенте.

Нельзя, конечно, не упомянуть и «зеленый энергетический переход», которому немало внимания уделено в американской стратегии. Усиленное навязывание западных стандартов странам в сфере энергетики, вряд ли вызовет восторг у африканских партнеров. Там хорошо увидели на примере тех же США, что, когда появляется возможность захватить традиционные углеводородные рынки, Вашингтон не брезгует ни чем. Недавние события вокруг газовых рынков Европы хорошо это демонстрируют. Наживаясь на продаже втридорога своего СПГ европейцам, которые в угоду Вашингтону отказались от дешевых российских энергоносителей, США усиленно навязывают «энергопереход» африканцам, фактически создавая препятствия на пути их индустриализации. Потому что сегодня уже многим ясно, что такие чистые источники, как солнечная и ветряная энергия, не способны запитать крупные промышленные объекты, заводы и фабрики, которые так необходимы сегодня Африке.

В заключение можно сказать, что внешне благопристойная и насыщенная демократической риторикой стратегия США на африканском континенте направлена в первую очередь на подавление конкурентов, вытеснение их (России и КНР, в первую очередь) с африканских рынков, навязывание собственных стандартов демократии, недопущение эффективного самостоятельного развития континента и установление контроля над его ресурсами. Полагаю, что в африканских столицах это хорошо понимают.

Олег Павлов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

20.10.2022