Пётр Коновалов

КАКОВА ВЕРОЯТНОСТЬ "ПЕРЕЗАГРУЗКИ" АВСТРАЛИЙСКО-НОВОЗЕЛАНДСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

23 мая 2022 г. в результате парламентских выборов глава победившей в Австралии Лейбористской партии Энтони Албаниз был приведен к присяге в качестве нового премьер-министра страны. Многие аналитики были уверены, что, в результате политической рокировки, в Австралии произойдут заметные перемены на внешнеполитическом поле, так как на протяжении последних нескольких лет в Южно-Тихоокеанском регионе прослеживаются ощутимые изменения баланса сил, связанные с усилением военной и экономической мощи Китая.

Ближайшим географическим соседом Австралии и одним из основных ее торговых партнеров является Новая Зеландия, с которой у Канберры сложились особые отношения. Интенсивный диалог между двумя государствами обусловлен общей историей и культурой (обе страны были британскими доминионами до окончания Второй мировой войны), а также обширными экономическими связями.

10 июня 2022 г. в столице Австралии Канберре состоялась встреча австралийского премьер-министра Энтони Албаниза с его новозеландской коллегой Джасиндой Ардерн. Основной целью переговоров двух политиков являлось обсуждение вопросов роста региональной напряженности, развития партнерства между двумя странами и депортации на родину граждан Новой Зеландии, совершивших преступления в Австралии.

Премьер-министр Новой Зеландии заявила, что избрание Албаниза главой Австралии ознаменовало собой «перезагрузку» австралийско-новозеландских отношений после некоторых трений и недопониманий, которые возникли в период, когда австралийское правительство возглавлял Скотт Моррисон. По словам Ардерн, Австралия является наиболее дружественной по отношению к Веллингтону страной, с которой удалось развить очень тесные связи. Новозеландский премьер-министр сравнила взаимодействие между двумя государствами с семейными.

Столь положительную в адрес Австралии риторику можно обусловить тем, что Новой Зеландии, относительно небольшой стране с 5,1-миллионным населением, жизненно необходимы союзники в регионе. Из-за проводимой новозеландским правительством политики по защите окружающей среды страна еще в 1987 г. законодательно закрепила свой безъядерный статус, который ввел запрет на заход ядерных судов в новозеландские порты. Именно по этой причине государство не состоит ни в одном проамериканском оборонном альянсе и в вопросах безопасности вынуждено опираться на свои собственные силы.

Также важным фактором проавстралийской политической линии Новой Зеландии является растущие амбиции Пекина. С каждым годом Китай неуклонно продолжает наращивать свое экономическое присутствие в новозеландской экономике. В 2008 г. Новая Зеландия стала первой страной Западного блока, которая подписала с Китаем соглашение о свободной торговле, а в 2017 г. Веллингтон стал участником китайского инфраструктурного проекта «Пояс и путь». Несмотря на финансовую выгоду от взаимодействия с Китаем, новозеландское руководство понимает, что если не диверсифицировать направления торговли, то страна рискует полностью попасть в сферу влияния Пекина.

Во время встречи Албаниз отметил, что он, как и его новозеландская коллега, желают вывести отношения Австралии и Новой Зеландии на кардинально новый уровень, что приведет к увеличению количества рабочих мест, а также создаст многочисленные возможности для взаимовыгодного сотрудничества.

На сегодняшний день главной точкой соприкосновения Канберры и Веллингтона является их общее желание не допустить расширения позиций Китая в Океании – стратегически важном пространстве с 24-ю малыми островными субъектами. Руководства обеих стран осведомлены, что если они не будут действовать вместе, то Австралия и Новая Зеландия потеряют все свои форпосты в Южно-Тихоокеанском регионе.

Возглавляемая Э. Албанизом Лейбористская партия Австралии, в отличие от Либеральной партии, которой руководил его предшественник на посту премьер-министра С. Моррисон, активно поддерживает борьбу с изменением климата, одобряет политику избавления от углеродных выбросов, а также всецело стремится ускорить переход на «зеленую» энергию. Будучи крупным игроком на мировом угольном рынке, Австралия стремится минимизировать расходы энергетических ресурсов на внутреннем рынке, чтобы увеличить объемы экспорта. Также австралийское руководство осознает неизбежное истощение угольных шахт в долгосрочной перспективе и поэтому заинтересовано в постепенном переходе на возобновляемые источники энергии.

Новая Зеландия тоже много лет проводит политику перехода на возобновляемые источники энергии, так как власти страны не желают зависеть от поставок ресурсов из других стран. В ходе переговоров представители двух государств договорились приступить к реализации нескольких новых совместных проектов, которые связаны с развитием экологически чистой энергетики.

Главным камнем преткновения к достижению нового уровня развития отношений Канберры и Веллингтона является конфликтный вопрос, возникший из-за проблемы депортации новозеландских криминальных элементов из Австралии в Новую Зеландию. Ардерн убеждена, что многие возвращенные на родину преступники зачастую не имеют в Новой Зеландии ни семьи, ни друзей, и по этой причине могут столкнуться с попаданием за черту бедности, а также оказаться в преступной среде. По словам новозеландского политика, сложившаяся ситуация является пугающей и должна быть решена как можно быстрее.

Реакция Албаниза на слова своей новозеландской коллеги была достаточно сдержанной. Австралийский премьер-министр заявил, что его страна предпримет необходимые меры и пересмотрит государственную политику, однако никакие конкретные решения не были им озвучены.

В конце встречи Ардерн заявила, что Новая Зеландия будет поддерживать деятельность оборонных региональных альянсов, таких как AUKUS и QUAD, в которых состоит Австралия, однако Веллингтон не будет в них вступать. Это можно объяснить тем, что новозеландское руководство не хочет создавать государственной казне дополнительную нагрузку в виде роста оборонного бюджета и не желает охлаждать отношения с Китаем, который может свернуть часть значимых совместных экономических проектов, если Новая Зеландия станет членом организаций, основной задачей которых является противостояние Пекину.

Следовательно, заявленная Ардрен «перезагрузка» австралийско-новозеландских отношений вряд ли состоится. Несмотря на общее желание нового правительства Австралии и новозеландского руководства заботиться об окружающей среде, во многих ключевых вопросах между двумя странами существуют разногласия, которые усиливаются с каждым годом. Многие договоренности, достигнутые во время июньской встречи, до сих пор не реализованы. Впрочем, рано или поздно перед Веллингтоном встанет выбор: принять условия Австралии и пойти на некоторые уступки в пользу Канберры или попасть в сферу влияния Китая и потерять былые политические и экономические возможности.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

04.10.2022