Владимир Одинцов

АНТИАЗИАТСКИЙ РАСИЗМ ОСТАЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ США

Хотя ассоциации с расовой дискриминацией в США в первую очередь связаны с чернокожим населением в этой стране, тем не менее, указанная проблема значительно глубже и серьезнее.

Даже «дружественная» нынешним властям Вашингтона  британская The Guardian  подчеркивает, что в США процветает расизм и с самого начала Штаты были построены на идее превосходства белой расы. Открытая, преднамеренная практика расизма длилась дольше, чем неосознанная или скрытая. Хотя прошло почти 70 лет с тех пор, как Верховный суд США постановил, что сегрегация по своей сути несправедлива, тем не менее, четыре века существования Америки доказывают, что утверждения ее нынешней политической элиты о свободе и равенстве — это «пустые слова».

Но, помимо чернокожего населения, мишенью по расовой дискриминации в США являются и выходцы из стран Азии, что отнюдь не является результатом политики последних лет. Ведь еще с конца XIX века в США на государственном уровне существовали ограничения и специальные меры в отношении китайцев. Так, когда в 1850-е годы в Калифорнии разгорелась золотая лихорадка, повысился спрос на рабочую в области горнодобывающей промышленности и в строительстве железных дорог, китайские иммигранты заполняли эту опасную и низкооплачиваемую нишу. Однако образ типичного китайца, который рисовали медиа, возводил в гротеск те аспекты китайской идентичности, которые казались американцам зловещими или крайне экзотическими. В результате конфликты с выходцами их Китая в таких условиях становились весьма частым случаем. Одним из них стало убийство белым американцем Джорджем Холлом китайского иммигранта Линг Синга, после которого в 1854 г. решение Верховного суда Калифорнии по делу People v. Hall де-факто давало картбланш на антиазиатское насилие в силу постановления, что китайцы — «раса людей, которых природа  определила как низших и которые неспособны к прогрессу или интеллектуальному развитию после определенного момента».

Два десятилетия спустя, в ночь на 24 октября 1871 г., в Лос-Анджелесе произошла известная всем «Китайская резня», за которую никто не понес никакой ответственности, и по праву ставшая одной из самых кровавых страниц в истории города.

Спустя еще четыре года, в 1875 г., был принят закон Пейджа — первый ограничительный федеральный иммиграционный закон в Соединенных Штатах, применявшийся главным образом против китайцев и его задачей было ограничение азиатской иммиграции. Этот закон Пейджа положил начало правовой дискриминации против китайцев: в 1882 г. подавляющее большинство в Конгрессе проголосовало за принятие Акта об исключении китайцев (Chinese Exclusion Act), в соответствии с которым вводился запрет китайской иммиграции сроком на 20 лет.

Затем 2 сентября 1885 г. в Рок-Спрингс, штат Вайоминг, 150 белых шахтеров напали на своих китайских коллег, в результате чего были убиты 28 китайских рабочих, 15 получили ранения и еще несколько сотен китайцев были изгнаны из города.

Сейчас азиатско-американское сообщество – это разнообразная и быстрорастущая расовая группа в Соединенных Штатах. По опубликованным в 2019 году сведениям, 23,2 миллиона человек в Соединенных Штатах идентифицируют себя как американцы азиатского происхождения. Они представляют 19 различных групп азиатского происхождения, причем американцы китайского происхождения являются крупнейшей из них, затем следуют американцы индийского происхождения и американцы филиппинского происхождения.

Американская корпорация RAND недавно представила доклад по этой проблеме, где антиазиатский расизм определяется как дискриминационные акты, совершенные в отношении людей, которые считаются азиатами, проживающими в Соединенных Штатах. Эти проявления антиазиатского расизма заметно усилились с началом пандемии коронавируса. На фоне инициированного Белым домом сначала торгового, а затем и «коронавирусного» конфликта с Китаем, официальных обвинений Пекина в виновности в ужасающих последствиях распространения пандемии COVID-19 и гибели от нее более 100 тысяч американцев, в последние годы в США стала набирать обороты синофобия.

По мнению экспертов, всплеск атак на почве ненависти против американцев азиатского происхождения и выходцев из Тихоокеанского региона, который в последние годы был зафиксирован практически на всей территории США, мог быть в определенной мере спровоцирован негативными заявлениями бывшего президента Дональда Трампа, обвинившего Китай в распространении COVID-19. Сообщается также, что с марта 2020 года по сентябрь 2021-го в США в целом произошло более 10 тыс. подобных инцидентов.

Однако инициированная высказываниями 45-го президента США Дональда Трампа антикитайская расовая волна о якобы «китайском вирусе» также имеет исторические корни. В 1900 г. Сан-Франциско поразила вспышка бубонной чумы, и первой жертвой болезни стал иммигрант из Китая, после чего очень быстро обвинение в якобы завозе вируса было распространено на всю общину.

Что же касается проявлений антикитайского расизма в США, то, статистика за 2021 год показала, что количество нападений только в Сан-Франциско, направленных против людей азиатского происхождения и совершённых на почве расовой ненависти из-за вспышки COVID-19, выросло в несколько раз, сообщает Insider. Об этом сообщили городские власти на специальной пресс-конференции при участии представителей полиции, которая состоялась 25 января. Представленные на конференции сведения наглядно иллюстрируют, что на фоне пандемии COVID-19 неприязненное отношение к людям азиатской внешности в США растёт. При этом число нападений и других преступлений, совершённых против них на почве расизма и межнациональной неприязни, выросло только в Сан-Франциско за 2021 год более чем в шесть раз. Городские власти пообещали усилить меры безопасности, чтобы гарантировать защиту всем американцам азиатского происхождения.

Пытаясь внести свою лепту в противодействие расовым проявлениям в отношении азиатов, балетные труппы в США вдруг принялись пересматривать изображение азиатов в «Щелкунчике», пытаясь бороться со старыми стереотипами о китайской культуре, пишет  The New York Times. Некоторые прославленные коллективы, в частности, Нью-Йоркский балет, внес коррективы в китайский танец, отказавшись от тонких висячих усов у танцоров-мужчин, которые использовали раньше как традиционный элемент азиатской культуры. В сцене «Дворец сластей Конфитюренбург» в этом балете появился новый персонаж — энергичный и похожий на супергероя сверчок по имени Зелёный Чай, миссия которого — «противодействие стереотипам о китайской культуре».

Некоторые труппы практически полностью переработали китайский танец, считая, что так он найдёт больший отклик у современной аудитории. Так, компания Tulsa Ballet в своем стремлении отказаться от «устаревшего изображения» азиатов наполнила свою постановку элементами восточных единоборств, обратившись за консультацией к мастеру из Китая, и классического китайского танца. А компания Colorado Ballet представила «Щелкунчик» с новыми костюмами, которые присутствовали и в китайском танце.

Преподаватели и студенты Батлеровского университета в Индианаполисе в этом году решили переименовать знаменитую сцену «Чай», назвав её «Борода дракона» в честь популярных китайских сладостей. Основой для хореографии в этой обновлённой сцене стала мифическая фигура Короля обезьян из классической китайской литературы. А Бостонский балет решил добавить новую сцену па-де-де, в основе которой лежит традиционный китайский танец с лентами.

Но все эти демонстрации противодействия старым стереотипам о китайской культуре не способны пока решить главную проблему распространения расизма в США. Поэтому азиатское сообщество в США продолжает протесты против расовых проявлений и ненависти. К борьбе присоединились и известные личности. В интервью и онлайн-роликах успешный модельер Филипп Лим, голливудский актер Даниэл Дэ Ким и другие американские звёзды азиатского происхождения призывают остановить ненависть. Кампания по борьбе с ненавистью имеет большой успех. Из хэштега #StopAsianHate выросло движение.

Но всем понятно, что многое ещё предстоит сделать, чтобы вытравить расизм из политической идеологии США, пишут американские СМИ.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

28.02.2022