Владимир Батюк

СЕВЕРКОМ, НОРАД И ПЕРЕСТРОЙКА РАЗВЕДСООБЩЕСТВА США

Через год после трагедии 11 сентября в вооруженных силах США было создано новое Северное командование (NORTHCOM), в задачи которого входит обеспечение внутренней обороны и координация усилий Пентагона по содействию федеральным органам власти, властям штатов и местным органам в укреплении безопасности на территории самих Соединенных Штатов.

Сфера ответственности Северкома охватывает США (включая Аляску), Канаду, Мексику и прилегающие водные пространства (до 500 морских миль [около 1000 км] от американских берегов), включая Мексиканский залив.

В штаб-квартире Северного командования на авиабазе Петерсон в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо) проходят службу как офицеры всех видов вооруженных сил США, так и гражданские служащие некоторых федеральных ведомств, отвечающих за борьбу с терроризмом, распространением наркотиков и ликвидацией последствий стихийных бедствий и/или техногенных катастроф. В случае, если эти ведомства будут не в состоянии справиться с угрозами собственными силами, министерство обороны США, действуя через Северное командование, должно оказывать им содействие - "гражданскую поддержку" (civil support по терминологии американских военных).

Командующий Северкомом по должности возглавляет и Командование аэрокосмической обороной Северной Америки (North American Aerospace Defense Command - NORAD). И хотя оба командования считаются независимыми друг от друга, в мае 2008 года был открыт объединенный командный пункт НОРАД и Северкома.

В Пентагоне рассчитывают на повышение уровня координации при выполнении задач НОРАД и Северкома в результате открытия объединенного командного пункта, но жалуются при этом, что до 37% истребителей F-15 - главной "рабочей лошадки" ПВО Северной Америки - прикованы к земле из-за износа планера. По этой же причине больше не летают патрульные самолеты P-3 ВМС США. Правда, задачи, возложенные на истребители ПВО класса F-15, могут выполняться фронтовыми истребителями F-16 и F-22. Эти машины, однако, нужны Пентагону для поддержания американского глобального военного присутствия, поэтому Северком не всегда может рассчитывать на поддержку со стороны истребителей-бомбардировщиков ВВС и ВМС.

Тем не менее новая техника на вооружение Северного командования поступает. В последние годы в первом и втором позиционных районах НПРО США, в Калифорнии и на Аляске, были размещены 24 ракеты-перехватчика класса GBI. Получается, что, расходуя немалые средства на отражение нападения со стороны не существующих в природе иранских и северокорейских межконтинентальных баллистических ракет, американские военные проявляют удивительную беспечность в том, что касается отражения террористического нападения с применением авиационных средств, подобного имевшему место 11 сентября 2001 года. А командующий Северкомом генерал Виктора Реньюарт утверждает, что в настоящее время Аль-Каида "как никогда активно" готовится к проведению крупного теракта на территории США, и Северное командование должно быть готово к любым неожиданностям. По словам генерала, на территории США сейчас действуют группировки, симпатизирующие Аль-Каиде.

Помимо НОРАД, Северному командованию подчиняются: штаб Общевойсковой тактической группы столичного региона (Joint Forces Headquarters National Capital Region ), Общевойсковая тактическая группа Аляски (Joint Task Force Alaska), Общевойсковая тактическая группа гражданской поддержки (Joint Task Force Civil Support), Общевойсковая тактическая группа "Север" (Joint Task Force North), штаб-квартира в Колорадо-Спрингс (Standing Joint Force Headquarters North), Группировка сухопутных войск "Север" (Army North) и Группировка военно-воздушных сил "Север" (Air Force North).

В оперативном подчинении Северкома находится 172-я отдельная пехотная бригада, размещенная на Аляске, а также силы и средства V армии, которой подчиняются сухопутные силы Национальной гвардии и резервы сухопутных войск 21 американского штата, расположенного к западу от Миссисипи. Особо следует сказать об Общевойсковой тактической группе "Север", на которую возложена обязанность по оказанию поддержки американским правоохранительным органам в деле защиты Соединенных Штатов от международного терроризма и транснациональной организованной преступности.

В случае широкомасштабного террористического акта (или несчастного случая) с применением оружия массового поражения и взрывчатки большой мощности на территории США на Северное командование возложена обязанность координации спасательных работ в качестве органа федерального правительства Соединенных Штатов. Северкому напрямую подчиняются 53 подразделения национальной гвардии по противоядерной, противохимической и противобиологической защите, которые расквартированы во всех штатах и территориях США, а также 17 региональных подразделений. В резерве Северкома - подразделение противоядерной, противохимической и противобиологической защиты корпуса морской пехоты США (450 чел.).

Северком тесно координирует свои действия с американскими спецслужбами, а разведывательное сообщество США после 11 сентября претерпело кардинальные изменения.

Во-первых, был учрежден пост Директора национальной разведки (ДНР), наделенного беспрецедентными полномочиями. Именно ДНР распределяет среди членов американского разведывательного сообщества (ЦРУ, ФРБ, военная разведка и разведывательные подразделения Министерства внутренней безопасности - МВБ) бюджетные средства, выделяемые на осуществление разведывательной работы. ДНР располагает не только финансовыми, но и кадровыми рычагами: все назначения на руководящие посты во всех американских разведывательных органах будут производиться только с его санкции. ДНР определяет приоритетные направления в сборе, анализе и распространении разведывательной информации, являясь при этом главным советником по вопросам разведки президента США, Совета национальной безопасности и Совета внутренней безопасности. В руках американского разведывательного "царя" сосредоточена сегодня огромная власть.

Во-вторых, президент учредил Национальный контртеррористический центр (НКТЦ), во главе которого стоит Директор национальной разведки. Сюда будет стекаться вся собираемая разведывательным сообществом информация о террористической деятельности; именно на НКТЦ возложена задача планирования контртеррористических мероприятий в общегосударственном масштабе.

В-третьих, в конце 2002 г. было создано новое суперминистерство - министерство внутренней безопасности - МВБ (Department of Homeland Security) с громадным штатом в 180 тыс. чел., фантастическим бюджетом (свыше 40 млрд. долл.) и огромными полномочиями (министерство объединило до 22 подразделений различных ведомств). В это суперминистерство влились секретная служба министерства финансов (кстати, старейшая спецслужба США), пограничная охрана, служба натурализации и иммиграции, таможенная служба, управление безопасности на транспорте, управление информационного анализа и защиты инфраструктурных систем, которое ранее входило в ФБР, а также федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. Кроме того, в МВБ вошли отдельные подразделения министерства здравоохранения, отвечающие за исследования в области биологического оружия и многое другое.

Новый бюрократический монстр - министерство внутренней безопасности - будет следить за 500 млн. человек, за 11 млн. грузовиков, 51 тыс. морских судов и 2,2 млн. железнодорожных вагонов, ежегодно пересекающих американскую границу. Таким образом, наряду с отслеживанием транспортных средств и "просвечиванием" людей, желающих попасть в США, МВБ будет следить за товарными и финансовыми потоками через границу Соединенных Штатов (только морем в страну ежегодно прибывает 6 миллионов грузовых контейнеров).

При решении этой задачи МВБ, его пограничные и оперативные подразделения тесно сотрудничают с Северкомом. Каждый день Северное командование через подчиненные ему морские и воздушные силы осуществляет слежку в среднем за 40 иностранными судами, осуществляющими сбор разведывательной информации; за 25 судами с контрабандой на борту и за 7 кораблями, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности США.

Давая оценку итогам трансформации американских вооруженных сил и разведывательного сообщества после 11 сентября 2001 г., Вашингтон подчеркивает, что за последние годы на территории самих Соединенных Штатов не было ни одного широкомасштабного террористического акта с большими человеческими жертвами и, кроме того, американские военные и спецслужбы сумели нанести ряд чувствительных ударов по международному терроризму. В свою очередь американская общественность обращает внимание на неготовность американских силовых структур к ликвидации последствий природных катастроф, что стало особенно заметно в сентябре 2005 г., после урагана "Катрина". В течение целой недели ни подчиненное МВБ агентство по чрезвычайным ситуациям, ни Северное командование были не в состоянии прийти на помощь жителям затопленного Нового Орлеана.

Сам факт образования Северного командования - наглядное свидетельство того, что администрация США все чаще оказывается перед непростым выбором между целями "глобального присутствия" Америки и задачами внутренней безопасности страны и ее населения. То, как расставят здесь приоритеты кандидаты в президенты США, скажется и на выборе, который сделают американские граждане в ноябре 2008 года.

По информации "Фонд стратегической культуры"

29.07.2008