Андрей Кобяков, Александр Рублев

КАНДИДАТ ОТ "ЖЕЛЕЗНОЙ ПЯТЫ"

Американская финансовая олигархия продолжает делать ставку на "силовой сценарий" выхода из экономического кризиса

Как сообщает РИА "Новости", 28 февраля в Нью-Йорке состоялась пресс-конференция представителей американских финансовых кругов, посвященная президентским выборам в США. Выступив на ней, высокопоставленный сотрудник Standard & Poor's (одно из крупнейших мировых рейтинговых агентств, а также аудиторская и консалтинговая компания) Алек Янг заявил, что кандидат Республиканской партии предпочтителен для Уолл-стрит, ибо он продолжит благоприятную налоговую политику для финансового сектора экономики, инициированную Джорджем Бушем.

Особое расположение финансистов вызывает Джон Маккейн, который обещает в случае своего избрания блокировать любые попытки поднять налоги, а также значительно урезать корпоративную налоговую ставку до 25% с нынешних 35%. С похвалой в адрес Маккейна выступил также финансовый эксперт Дэвид Реслер (David Resler), управляющий директор Nomura Securities International.

Затем представители Уолл-стрит выдвинули предположение, что в случае избрания президентом Барака Обамы начнется бегство капиталов из США. В сообщении о пресс-конференции приводятся, в частности, следующие цитаты:

- Если вы подсчитаете хотя бы половину обещаний Обамы, данных студентам, многодетным матерям, мелким бизнесменам, безработным, строителям, рабочим, бездомным и тем, кто едва сводит концы с концами, вы поймете, что их воплощения не увидят даже ваши внуки. Это сотни миллиардов долларов, которых нет.

- Это просто какой-то марксизм. На что они построят свои обещанные дороги, мосты и тоннели и предоставят миллионы рабочих мест, если капитал почувствует себя неуютно? Ибо он просто уйдет из страны.

Как все это следует понимать? Очевидно, что подобные комментарии носят явно политический характер. Специфика работы рейтингового агентства не предполагает того, чтобы его представитель давал подобные оценки кому-либо из кандидатов. Поэтому был избран единственно возможный формат: запугать избирателя под видом некоей финансовой экспертизы.

В принципе, элита Уолл-стрит, крупнейшие инвестиционные банки, обычно выступают в роли союзников демократов. Однако сейчас, когда проигрываются различные сценарии кризисной ситуации, Уолл-стрит не нравится тот факт, что позиция демократов не исключает возврата к программе развития, предполагающей ставку на приоритеты реальной экономики, модернизацию базовой инфраструктуры и проведение активной социальной политики.

Программы и Хиллари Клинтон, и Барака Обамы предусматривают хоть и частичный, но возврат к рузвельтовским принципам антикризисной политики. Однако финансовую олигархию это не устраивает.

С другой стороны, состоявшиеся дебаты в рамках республиканских праймериз показали, что фактически все кандидаты от этой партии (за единственным исключением сенатора Рона Пола, шансы которого на избрание официальным кандидатом практически равны нулю), демонстративно игнорируют кризисное состояние американской экономики, и в неявном виде обещают сохранить нынешнее статус-кво. А это предполагает продолжение "силового сценария", реализация которого началась в 2001-2003 годах.

Необходимо понять, что во все времена финансовая олигархия в кризисной ситуации делала ставку на силовой сценарий. Так было в Германии 30-х годов, где "толстые кошельки" поддержали нацистов. Они же помогали и Муссолини в Италии, "вишистскому" режиму Петэна во Франции и т.д.

Можно ли говорить о подобных тенденциях в Америке? Можно, если учесть, что все кандидаты-республиканцы, кроме Рона Пола, продемонстрировали намерение проводить авторитарный курс, не скованный фундаментальными принципами американской демократии, духом и буквой американской конституции.

В частности, вопреки конституционным положениям о невозможности США участвовать в необъявленных войнах, в несправедливых, агрессивных военных кампаниях в регионах, настолько удаленных от территории страны, что ситуация в них не может рассматриваться в качестве прямой угрозы национальной безопасности государства, все они выступают за продолжение текущего экспансионистского силового курса и сохранения за США статуса "глобального полицейского". Особенно в этом усердствовал в ходе предвыборной борьбы сенатор Джон Маккейн.

К примеру, в ходе теледебатов кандидатов-республиканцев в Северной Каролине, он заявил, что военное присутствие США в Ираке и Афганистане может продлиться сто и более лет, если это потребуется.

Таким образом, фактически никто из республиканских кандидатов, за исключением Рона Пола, не предложил никакой альтернативы нынешнему курсу США, проводимому ястребами из администрации Буша-Чейни.

Поэтому Алек Янг и получил полномочия продекларировать позицию Уолл-стрит по поддержке республиканцев. Финансовая олигархия видит выход из кризиса только в рамках силового сценария, она принципиально не заинтересована в санации экономики.

Принципиально важно то, что эксперты Уолл-стрит отвергают программы демократов, предполагающие реалистический сценарий оздоровления американской экономики, неминуемо ведущие к ущемлению интересов олигархических групп. Конъюнктурным фактором прозвучавших высказываний является и их адресная нацеленность против Барака Обамы как очевидного фаворита предвыборной гонки у демократов, и в целом по Соединенным Штатам.

С другой стороны, шансы Маккейна выиграть в противоборстве с Обамой крайне малы. Маккейн - это карикатурный суперъястреб, политический динозавр, носящий на себе отпечаток эпохи <холодной войны>. Он малосимпатичен широким слоям американских избирателей, выросших в принципиально иной атмосфере. В этой ситуации возникает вопрос о другой, более серьезной и мощной альтернативе. Такой альтернативой может стать нынешний мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг, способный переломить исход выборов хотя бы за счет огромных финансовых вливаний в избирательную компанию.

Блумберг - достойный представитель американской финансовой олигархии. Он достаточно молод, амбициозен и, наконец, "избиралебен", как показал его успех на выборах мэра Нью-Йорка, в ходе которых он свалил "непотопляемую" фигуру Рудольфа Джулиани. Все это было уже тогда похоже на подготовку к президентской кампании.

Можно предположить, что, несмотря на недавнее выступление Майкла Блумберга, пообещавшего, что он не будет принимать участия в предстоящих президентских выборах, его планы выдвинуться на пост президента в качестве независимого кандидата все еще остаются в силе. Возможно, речь идет просто о тактической уловке. Ничто не мешает Блумбергу в любой момент отыграть тему назад и начать штурм Белого Дома, который, в случае успеха, закончится установлением жесткой, а возможно, и жестокой либеральной диктатуры.

По информации RPMonitor

02.03.2008