Юрий Алексеев

РФ - КНР: ОДИН ПУТЬ

«США потерпели фиаско в попытке вбить клин между Россией и Китаем»

Значение прошедшего китайского форума «Один пояс, один путь» трудно переоценить. Ведь на него собралась не просто группа представителей «развивающихся» стран, как писали американские СМИ, а 150 авторитетных делегаций, по большей части тех, кого называют мировым большинством и Глобальным Югом. Кстати, темпы экономического роста КНР сегодня выше, чем у США. По паритету покупательной способности Китай уже производит больше, чем Соединённые Штаты.

Си Цзиньпин впервые рассказал о своей инициативе «Один пояс, один путь» 10 лет назад, когда, в мире доминировали всего несколько держав, что усиливало неравенство между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами. С тех пор проект объединил государства Евразии, Африки и Латинской Америки и стал крупнейшей в мире платформой для международного сотрудничества, начиная с развития инфраструктуры и заканчивая финансовой интеграцией, координацией политики, более тесными контактами людей в самых разных областях.

В опубликованной накануне Форума Белой книге под названием «Совместное строительство "Пояса и пути": важная практика формирования сообщества единой судьбы человечества», отражены восемь руководящих принципов будущего сотрудничества: взаимосвязанность, открытость, сотрудничество, экологичность, инновации, обмен, добросовестность и институциональное строительство. Все они близки и понятны нашей стране.

Вопреки давлению Штатов торговые отношения между Москвой и Пекином, в том числе в рамках «Пояса и пути», укрепляются и расширяются: Китай продаёт России технологии, закупает наше топливо в больших объёмах, тем самым помогая нам пополнять казну. Объём товарооборота между Россией и Китаем уже достиг более 200 миллиардов долларов, и явно будет расти дальше.

Недоброжелатели стараются принизить достигнутое нашими странами, указывая на то, что у Пекина товарооборот с Евросоюзом и со странами АСЕАН существенно больше, и даже объём торговли с Вьетнамом более значительный, чем с Россией. А в условиях санкций, мол, «значимость России в китайских проектах снижается, потому что Россия больше не так нужна, транзитные пути поставок товаров в Европу и обратно осложнены». Но демонстративно уважительное, приоритетное отношение к лидеру России, проявленное в Китае, все эти утверждения сводит на «нет». Американское издание The Wall Street Journal прямо пишет: «США потерпели фиаско в попытке вбить клин между Россией и Китаем». Товарооборот двух соседних стран растёт с каждым годом, что красноречиво говорит о том, что Россия из-за проблем с европейским рынком нашла для себя нормальный вариант для сотрудничества. Утверждения комиссаров ЕС о том, что российские товары больше никому не нужны, оказались пустым звуком.

После китайского форума в Евросоюзе почуяли неладное, и, как по команде, западные СМИ попытались всячески принизить значение визита российского лидера в Китай. Кто-то из них утверждает, что одно дело на бумаге договориться о сотрудничестве в разных областях и другое – довести до реализации одобренные проекты. Другие «обеспокоены» тем, что на пути сближения экономик двух стран придётся долго устранять многие нестыковки и препятствия: учесть экспортные тонкости, договорённости на высшем уровне адаптировать к законодательству двух стран, сгладить разницу в подходах к налогообложению, согласовать приемлемые цены и курсы валют, снять многие другие вопросы. На всё это, мол, уйдёт много времени. Но волноваться на сей счёт не стоит. Москва и Пекин договорилась ускорить «притирку» российского и китайского финансовых законодательств, облегчить доступ России к финансовой системе Китая. Технические детали должны быть согласованы до начала декабря – и тогда российский премьер-министр Михаил Мишустин и премьер Госсовета КНР Ли Цян подпишут соответствующие соглашения.

Присутствие китайских производителей на нашем рынке хорошо ощутимо уже сегодня, а в дальнейшем взаимодействие двух стран будет только возрастать.

Китай протянул нам руку поддержки и помощи в трудный момент, не побоявшись агрессивно настроенных политиков Евросоюза и США. Более 40 проектов с Россией уже реализованы и по итогам бизнес-форума в Пекине заключено ещё 20 взаимовыгодных договоров. Это не мелкие поставки, а глобальные контракты на десятки миллиардов долларов.

Китай не просто говорит о намерениях сотрудничества, но и подставляет плечо. В дополнение к уже выделенным нашему Внешэкономбанку 220 млрд юаней для реализации совместных проектов в России Пекин изъявил желание прибавить ещё 300 млрд юаней.

В приоритете – энергетика. Четыре энергоблока уже построены и ещё четыре строятся. В их основе не только тепловые реакторы, но и реакторы на быстрых нейтронах. Китай готов в больших объёмах закупать у нас не только энергоносители. Группа компаний «Илим», например, договорилась о ежегодных поставках в КНР 600 тыс. тонн упаковочного материала. Однако самой яркой сделкой стало все-таки подписание долгосрочного контракта на поставку в Китай 70 млн тонн российского зерна в течение 12 лет (цена контракта – 25 млрд долларов).

Аналитики спорят: так ли важна для Китая российская зерновая сделка? Ведь в продовольственном плане китайцы самодостаточны. Для внутренних нужд им хватает 650 миллионов тонн зерновых, а они в год собирают на 35 миллионов тонн больше. В зерновом контракте для нас главное даже не деньги (хотя они, согласитесь, немалые), а те возможности, которые этот договор создаёт для сельского хозяйства. Запуск сухопутного зернового коридора выгоден для нас уже тем, что позволит оживить экспорт сельхозпродукции из Сибири, она не будет проигрывать в цене из-за дальних перевозок. На первых порах мощность Забайкальского зернового терминала не превысит 5,2 млн тонн грузов в год, но в перспективе вырастет в четыре раза. Сделка (гарантированный сбыт) позволяет сделать производство зерна локомотивом роста на том же Дальнем Востоке. Китаю зерновая сделка с нами позволит заместить поставки с Украины.

Выгодно нашей стране и возобновление экспорта свинины. И хотя на первых порах мы начнём поставлять мясо в небольших объёмах, но со временем торговля может вырасти в разы. Наши аграрии не только будут наращивать производство свинины, но и подтянут свои стандарты качества под более строгие экспортные требования соседей, а значит, улучшится качество всей продукции. Расширение производства потребует развития инфраструктуры (строительства дорог, прокладки линий электропередачи), появятся новые рабочие места, придётся больше сеять кормовых культур. К свиноводству подтянутся смежные отрасли: увеличатся закупки транспорта и оборудования для ферм, заработает логистика. Новые заказы для сельского хозяйства принесут дополнительные доходы бюджетам всех уровней. Речь идет не только о свиноводстве в Сибири или на Дальнем Востоке, современные агропоезда могут доставить продукцию из любого региона в Китай. Возможность долгосрочного экспорта свинины открывает перед нами большие возможности для роста сельскохозяйственного производства. По данным Национальной мясной ассоциации, Китай с миллиардным населением за год потребляет 55 млн тонн свинины (половину мирового производства этого вида мяса). А всё наше свиноводство за год поставляет меньше 5 млн тонн свинины.

Для Китая проект «Один пояс, один путь» – это не просто создание альтернативного торгового маршрута, но его заявка на глобальное лидерство. «За десять лет, прошедших с тех пор, как Си Цзиньпин запустил инициативу «Пояс и путь», новые инвестиции в инфраструктуру помогли расширить влияние Китая в развивающемся мире», – признаёт CNBC.

Нынешний саммит, на котором было заключено множество соглашений о сотрудничестве почти на 97 млрд долларов, способствовал расширению китайского влияния. Вовлекая в свой проект всё новых участников, Пекин не отвоевывает страны Глобального Юга у американцев. Он, как подмечают китаеведы, лишь подбирает то, чего «американцы лишились из-за своего высокомерия и неспособности уважительно вести диалог с незападными государствами». Речь идёт, в том числе, и о великих незападных державах, включая Россию.

Наша страна не первый год развивает сотрудничество с Китаем в сфере экономики, совместной обороны, транспорта и гуманитарного сотрудничества. С усилением западных санкций взаимодействие наших стран только усилилось.

Пусть оно не достигает таких гигантских размеров, как с США, но наше руководство, как полагают эксперты, вполне устраивает само существование китайской альтернативы американскому влиянию, а также те возможности, которые Россия при этом приобретает.

Председатель Си Цзиньпин выделяет на проекты (не только российские, но и в других странах на маршруте «Пути») огромные деньги. Китайский банк развития и Экспортно-импортный банк Китая учредят окно финансирования в размере 350 млрд юаней (48 млрд долларов США), и ещё 80 млрд юаней, пишет Reuters, добавит государственный Фонд Шелкового пути.

Владимир Путин не только высоко оценил сам китайский проект (который подразумевает создание сухопутных коридоров торговли между Европой и КНР), но и дал понять – этот проект совпадает с представлениями Москвы о евразийском пространстве, «где бы в полной мере обеспечивалась свобода торговли, инвестиций, труда, была бы налажена взаимосвязанная инфраструктура».

Большой прогресс достигнут в вопросах создания прямого транспортного коридора, включая газопровод и наземные перевозки Россия – Монголия – Китай и другие масштабные проекты говорят о том, что Россия успешно прорубила «окна на Восток» к богатым китайским рынкам сбыта всех видов своей продукции».

Коридоры Север-Юг «открывают возможность напрямую соединить, интегрировать Северный морской путь (СМП) с крупными логистическими узлами на юге нашего континента, на побережье Индийского и Тихого океанов», подчеркнул Путин. Часть этих проектов реализуется при поддержке китайских партнёров, для которых данные инициативы являются интегральной частью их «Пути». СМП важен для китайцев, как и многие сухопутные транзитные пути через Евразию, потому что их прокладывают, чтобы уйти из-под морского контроля Штатов, а СМП проходит вдоль РФ и находится под нашей надёжной защитой.

Как подметила The Washington Post, лидеры России и Китая увидели в форуме «возможность продемонстрировать свое партнерство против США и прочих стран Запада в момент глобальной встряски». Ну, что ж, а для нас – чем больше таких форумов, тем больше выгодных контрактов. И главное – нам никто больше не диктует никаких правил и не указывает, кому, что и сколько продавать.

Похоже, именно это больше всего и пугает Соединенные Штаты. Указанный Россией и Китаем путь ведёт к тому, что их влияние как всесильного монстра, грозящего запугать и поработить весь мир, будет только ослабевать.

Специально для «Столетия»

Источник: https://www.stoletie.ru/

25.10.2023