Артём Игнатьев

О ВЛИЯНИИ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Век Азии

Во второй половине января официальный Минск выразил готовность ускорить выполнение международных юридических процедур для вступления Белоруссии в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в качестве полноправного члена. Об этом заявил начальник главного управления Азии, Африки и Латинской Америки МИД Республики Беларусь Игорь Белый, участвовавший 17 января в церемонии подписания протокола по итогам консультаций уполномоченных представителей государств-членов ШОС с уполномоченным представителем Белоруссии.

То, что Белоруссия заинтересована во вступлении в ШОС, поддерживает её цели и принципы деятельности и полагает, что участие в этом интеграционном объединении будет способствовать укреплению международного статуса и авторитета республики, общеизвестно. Еще 9 декабря 2005 года исполнительному секретарю ШОС была вручена официальная заявка Республики Беларусь на получение статуса наблюдателя при организации. С 2010 года Белоруссия является партнёром по диалогу, а с 2015 года имеет статус официального наблюдателя ШОС. Решение о начале процедуры приема Белоруссии в организацию было принято на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Самарканде (Узбекистан) в сентябре 2022 года.

Сама Шанхайская организация сотрудничества была учреждена в 2001 году шестью государствами – Россией, Казахстаном, Китайской Народной Республикой, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. Цель организации – стабилизация обстановки в Центрально-Азиатском и прочих регионах планеты, укрепление дружбы и добрососедства, развитие сотрудничества в политической, научной, экономической и других сферах.

Приоритетной задачей Организации является сотрудничество в сфере безопасности и по устранению угроз со стороны экстремистов и террористов в Центрально-Азиатском регионе. Ещё одна важнейшая задача Шанхайской организации — создание условий для развития экономического партнерства в регионе. В рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества её члены увеличивают свой товарооборот и взаимные инвестиции, развивая производственное партнерство.

Следует отметить, что идея создания этой организации возникла у Москвы и Пекина тогда, когда США, выступая в качестве последней и единственной мировой сверхдержавы, своей политикой анонсировали создание новой глобальной системы. Россия, проигравшая холодную войну и лишившаяся статуса сверхдержавы, вновь начала набирать силу. Китаю, в свою очередь, нужен был единомышленник в его экономическом противостоянии Западу и Японии. Участие в ШОС облегчило Китаю и задачу по контролю за собственной протяженной границей, длина которой превышает 7 тысяч километров. С созданием ШОС Пекин смог переключиться на решение других важных вопросов, таких как, например, регулирование бурно развивавшейся национальной экономики.

Весьма примечательно, что в 2005 году, когда в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве наблюдателей были приняты три такие крупные азиатские державы, как Иран, Индия и Пакистан, о своем желании стать членом ШОС заявили и США. Однако участники объединения тогда же благоразумно отклонили возможность сотрудничества с Вашингтоном.

Сейчас, на фоне обострения отношений с Соединёнными Штатами, структурное оформление и возможное расширение Шанхайской организации сотрудничества стало важным и для Пекина, и для Москвы. В преддверии недавнего (сентябрьского) саммита ШОС некоторые западные СМИ отметили, что лидеры России и Китая как никогда близки к созданию «антизападной коалиции». К сентябрю 2022 года Шанхайская организации сотрудничества охватывала примерно 60% территории Евразии, 40% населения мира и более 30% мирового ВВП.

Уже подписано соглашение о предоставлении статуса партнёра по диалогу (этап, предшествующий получению статуса наблюдателя) Египту. Аналогичные решения ожидаются в отношении Катара и Саудовской Аравии, претендуют на такой статус Бахрейн и Мальдивы. Москва и Пекин пытаются обозначить сферу своего возможного политического влияния или партнёрства. И вероятно, уже в ближайшее время организация, если судить по площади, населению, экономическому потенциалу, действительно может стать весьма влиятельной.

Полноправными членами ШОС сейчас являются 8 государств: Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. К ним сейчас добавляются Белоруссия и с высокой долей вероятности Иран, подавший в секретариат ШОС заявление о намерении стать полноправным членом организации еще в марте 2008 года. Афганистан и Монголия (и пока Иран) уже имеют статус наблюдателей. Статус партнёров по диалогу – у Турции, Азербайджана, Армении, Камбоджи, Шри-Ланки, Непала, с фактическим присоединением Египта, Катара и Саудовской Аравии.

По мнению ряда исследователей, ХХI век – это век Азии, и многие имеющие мировое значение политические процессы будут происходить именно в этой части света. Роль Азии в будущем мировом устройстве растет, и организация, состоящая в основном из азиатских стран, может уверенно заявлять о себе как о влиятельном участнике международной политики. Понимают это и в Европе: присоединение к организации Белоруссии, находящейся в центре континента, – лишь одно из подтверждений тому.

Сегодня значимость Шанхайской организации сотрудничества очевидна, особенно если обратить внимание на товарооборот стран-членов и наблюдателей этой организации. В то же время говорить об усилении внешнего влияния ШОС без её структурного оформления и усиления договорной базы пока преждевременно. Однако, судя по активности Москвы и Пекина, ШОС будет расширяться, развиваться и укрепляться. И, возможно, вскоре мы станем свидетелями формирования нового блока в противовес Соединённым Штатам.

Источник: Фонд стратегической культуры

22.01.2023