Константин Асмолов

ТРИДЦАТЬ СВЕРХКРУПНЫХ РСЗО И ИНЫЕ РАКЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Конец 2022 – начало 2023 были отмечены на Корейском полуострове достижениями ракетчиков как Севера, так и Юга: РК запустила твердотопливную ракету и достигла орбиты Луны, но их северокорейские коллеги выстрелили громче, продолжая претворять в жизнь решения руководства страны.

26 – 31 декабря 2022 года прошел шестой пленум ЦК ТПК восьмого созыва, на котором Ким Чен Ын сказал много важного о развитии военной сферы. В частности, Ким подчеркнул, что «в ситуации, когда Южная Корея стала нашим несомненным врагом, это подчеркивает важность и необходимость массового производства тактического ядерного оружия и призывает к экспоненциальному увеличению ядерного арсенала страны». Кроме того, «была поставлена задача разработать другую систему МБР, основной задачей которой является быстрый ядерный контрудар» как можно раньше вывести на орбиту военный спутник. Поэтому сейчас мы поговорим о двух мероприятиях, которые сопровождали выступление Кима в качестве демонстрации силы ВПК КНДР.

1 января 2023 г. национальные СМИ Северной Кореи опубликовали фотографии Ким Чен Ына, который в сопровождении своей «любимой дочери» Ким Чжу Э осмотрел одну из баз ракетных сил КНДР. И если досужие СМИ обратили внимание только на дочь (а некоторые даже сделали вывод что 10-летняя девочка теперь преемница), то более внимательные эксперты заметили, что на изображениях видны 12 или более мобильных пусковых установок, предположительно, тактических ракет KN-23 (т.н. «Кимскандер»), а также 26 ракет средней дальности «Хвасон-12»/KN-17 (максимальная дальность порядка 4000-4500 км) без боевой части.

Чем это важно? Критики КНДР очень любят тезис о дутой ядерной мощи КНДР: дескать, МБР если и есть, то существуют в ограниченном количестве и играют роль «белого слона» — единственного экземпляра вундерваффе, над которым так трясутся, что берегут его до последнего момента и пускают в ход, когда оно уже ничего не изменит. То, что это не мешает им одновременно рассуждать об ужасной угрозе и требовать принять меры или хотя бы жать денег на противодействие атаке слонов, мы оставим за скобками. Важнее то, что миру как бы мельком показали, что «этого добра у нас хватит».

Между тем, в возможном конфликте эта ракета будет играть основную роль. Известные характеристики впечатляют, и при этом сообщалось, что ракету дорабатывали. Если про Хвасон-15 и Хвасон-17 по-прежнему ходят споры о том, сколько этих ракет существует и в какой мере они доведены до ума, то к Хвасон-12 вопросов нет.

В тот же день 1 января. ЦТАК опубликовало материал «Торжественно прошла церемония преподнесения сверхкрупных реактивных орудий 600-миллиметрового калибра». Суть: 31 декабря 2022 года в саду штаб-квартиры ЦК партии торжественно прошла церемония преподнесения сверхкрупных реактивных орудий 600-миллиметрового калибра от рабочего коллектива ВПК VI Пленуму ЦК ТПК восьмого созыва. Такое торжественное преподнесение вооружений, похоже, произошло в первый раз. При этом, по словам представителей рабочего коллектива ВПК, эти установки РСЗО были произведены сверх плана.

Ким Чен Ын принял участие в церемонии и произнес соответствующую речь, где указал, что «мощные вооружения придадут всему народу страны новую силу и смелость».

Около 70 ракетных пусков за 2022 год – это не просто абсолютный рекорд, а выход северокорейской военной промышленности на качественно новый уровень, чего недопонимают многие непрофильные эксперты. Когда страна позволяет себе столько пусков в ходе учений, это означает, что потраченные ракеты есть чем заменять. Мы видим нормально работающую военную промышленность, поставляющую ракеты в таком количестве, что они стоят на вооружении в войсках и их хватает для того, чтобы ракетчики могли тратить их на тренировках.

30 крупнокалиберных РСЗО сверх плана – это хороший показатель того, с какой интенсивностью работают северокорейские оружейники и сколько единиц техники они могут выставить одномоментно. Это очень важно, потому что возможность производить технику является ключевым показателем. Во время корейской войны армия Севера начала её с большим количеством советских танков, но ввиду отсутствия военной промышленности заменять их было нечем, и в довольно короткое время они стали жертвой американской авиации. Сегодня эта характеристика особенно важна, т.к. в случае гипотетического конфликта КНДР придётся противостоять потенциалу США, а если твоя страна в состоянии выпускать три своих танка на один танк противника – то даже ничья на поле боя позволяет выиграть войну на истощение.

О самой РСЗО, которое впервые появилось три года назад, тоже надо сказать пару слов. 600 мм – это очень большой калибр. Для сравнения, такой был у главного линкора Ямато – самого мощного линкора Второй Мировой. По сути дела, перед нами не просто крупнокалиберное РСЗО, а оружие, которое стреляет ракетами малой дальности (накрывающими всю территорию Южной Кореи), но делает это со скоростью и интенсивности «Катюши». Кроме того, каждая ракета может иметь тактическую ядерную боеголовку.

Такое оружие очень важно в современной войне, когда обе стороны вкладываются в первый удар максимальной мощью. При этом, подобные ракеты достигают не только большого Сеула, но и ключевых оборонных объектов в центральных регионах РК, а также транспортных узлов типа Пусана, через которые пойдет снабжение войск. При том, что сбивать их также непросто, как и другие ракеты подобной дальности.

Ким Чен Ын отдельно отметил, что конструкторы разработали под РСЗО свой комплект тягача. Между тем, создание специализированных машин, способных перевозить ракетные комплексы – это большая проблема, и в своё время КНДР использовала переделанные китайские образцы, что вызвало некоторое охлаждение отношений между двумя странами. Сейчас, по видимости, эта проблема решена.

Помимо этого, в 2022 году оборонщики направили на поля более 5000 сельхозмашин, и «тем самым оказали мощную поддержку сельскохозяйственному фронту, что является вдохновляющим делом».

Передача РСЗО в войска, разумеется, сопровождалась проверкой качества. Если преподнесение ракет прошло во второй половине дня 31 декабря, то, по сообщению ЦТАК, «Комитет экономики-2 в первой половине дня 31 декабря 2022 года провел контрольно-проверочную стрельбу из преподносимого ЦК партии сверхкрупного реактивного орудия с целью подтверждения его характеристики».

Ответ Сеула был ожидаем. Министерство обороны РК предупредило, что «если Северная Корея предпримет попытку применения ядерного оружия, это приведет к падению режима Ким Чен Ына».

2 января в структуре Объединённого комитета начальников штабов РК появилось новое подразделение — Командование реагирования на ядерное и иное оружие массового уничтожения, чьей задачей станет выработка ответных мер на ракетно-ядерную угрозу со стороны КНДР. В дальнейшем оно должно трансформироваться в стратегическое Командование, которое станет пятой структурой в составе Объединённого комитета начальников штабов после Командований разведки, оперативных действий, стратегического планирования, военной поддержки и обеспечения. Командование будет руководить процессом создания т.н. трехосной системы обороны РК, куда входят такие элементы как Kill Chain («превентивный удар по ракетно-ядерным объектам»), ПРО KAMD и KMPR («массированное возмездие» — уничтожение инфраструктуры управления КНДР).

Новое управление образовано на базе центра реагирования на ядерное оружие и оружие массового уничтожения при управлении стратегического планирования Объединённого комитета начальников штабов. Оно превратилось в отдельное управление с дополнительными функциями.

Если подводить итог, то можно согласиться с цитатой Ким Чен Ына: «То, что у нас имеется самостоятельная оборонная промышленность, воплощающая в себе такие качества, геройство и абсолютные силы, для нашей партии является самой большой гордостью из гордостей – ее никакие страны в мире и при всем желании не могут приобрести и создать».

По-видимому, Ким (и не только он) предполагает, что с точки зрения эскалации напряженности 2023 год не уступит прошедшему и встречать его надо во всеоружии, т.к. доктрина ядерного сдерживания «на ядерное оружие – ядерным оружием, на лобовое противоборство – лобовым противоборством» воистину оправдывает себя.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

15.01.2023