Валерий Куликов

ПОЧЕМУ КИТАЙ УКРЕПЛЯЕТ СВЯЗИ С АРАБСКИМ МИРОМ?

Долгое время западными пропагандистами усиленно утверждалось, что китайская дипломатия успешно работает только в Центральной и Юго-Восточной Азии. Что же касается Ближнего Востока, то у Пекина, якобы, нет опыта работы в этом регионе, как и перспектив на развитие связей с арабским миром.

Однако, приезд китайского лидера Си Цзиньпина на Ближний Восток и церемониал его встреч с руководством Саудовской Аравии, являющейся бесспорным региональным лидером, ставит жирную точку в расстановке здесь сил и внешнего авторитета. Пребывание по приглашению короля Саудовской Аравии Салмана бен Абделя Азиза Аль Сауда председателя КНР в Эр-Рияде для участия в первом в истории саммите Китай-арабские государства, а также в форуме Китай — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, невольно подвело итог конкурентной борьбе за экспансию, причем не только в этом весьма важном регионе мира, который уже многие десятилетия был центром споров и вооруженных конфликтов, в особенности за «черное золото», влияние в богатейшем арабском мире.

Некоторые авторитетные историки уже давно указывали, что одной из ключевых причин развязывания Второй мировой войны стала борьба за обладание нефтью. Даже массированное нападение японских самолётов 7 декабря 1941 года на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, ознаменовавшее собой начало войны в Тихом океане, ими увязывается с нефтяным фактором, стремлением Японии к захвату богатых нефтяными месторождениями островов Индонезийского архипелага и вступлением при этом в прямую конфронтацию с США, Англией и другими европейскими странами. Фашистская Германия в своих вероломных устремлениях на Восток так же всеми доступными средствами решала свой «нефтяной вопрос».

Поэтому не удивительно, что после Второй мировой войны Соединенные Штаты попытались учредить свою экспансию на Ближнем Востоке из расчета, что нефть была в тот период главным двигателем экономики любой страны. А у самих США ее в достаточном количестве не было и до середины 2010-х им приходилось около 60% нефти закупать на внешнем рынке.

Серьезные коррективы в этот вопрос внесла сланцевая революция в нефтяной и газовой отрасли США, особенно после того, как США сами превратились в крупнейшего поставщика нефти на мировые рынки. Спад в результате этого зависимости США от энергоносителей из Персидского залива привел к тому, что президент Трамп стал сокращать американское военное присутствие на Ближнем Востоке и в целом политико-экономическую поддержку стран этого региона. В результате постепенно, сначала в эпоху Дональда Трампа, а затем и при Джо Байдене, отношения США со странами Персидского залива, стали деградировать.

Власти Китая умело воспользовались указанной ситуацией. Об этом, в частности, свидетельствует опубликованный МИД Китая в начале декабря объемный доклад «Китайско-арабское сотрудничество в новую эпоху». В нем, в частности, подчеркнуто, что Китаем и арабскими государствами уже создана атмосфера фактически стратегического взаимного доверия, основанного схожими позициями по уважению принципов суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, недопущению силовой политики и гегемонизма. При этом необходимо отметить, что уже на протяжении довольно длительного времени в Китае устойчиво используется понятие гегемонизм применительно прежде всего именно к политике США. А поэтому, особое выделение Пекином противодействия совместно с арабскими государствами американской гегемонии отражает как ничто лучше одну из главных целей Китая в укреплении им связей с арабским миром. Особенно в условиях усилившихся в последнее время нападок на Китай со стороны США и откровенного неприятия многими в Ближневосточном регионе диктата Вашингтона в отношении арабских стран.

В этих условиях состоявшийся визит председателя КНР Си Цзиньпина на Ближний Восток и последние китайско-арабские контакты наглядно показывают, что Китай пришел в регион надолго. Предлагаемые Пекином для реализации совместные проекты подразумевают не только финансовое и торговое сотрудничество, но и долгосрочное технологическое партнерство. Так, Саудовская Аравия открывает свой рынок для ряда крупных китайских компаний с высокими технологиями, прежде всего, для Huawei, действия которой недавно в очередной раз были ограничены в США. И подобная открытость со стороны Саудовской Аравии является свидетельством высокого уровня доверия между Пекином и странами Персидского залива, в частности — Эр-Риядом.

Обращает на себя также внимание совместное обсуждение Китаем и Саудовской Аравией вопросов безопасности, которые долгое время были прерогативой взаимодействия Эр-Рияда с Вашингтоном, когда США гарантировали безопасность саудовскому королевству. Однако Пекин показал свою готовность участвовать в обсуждении и таких вопросов на Ближнем Востоке, впервые предоставляя подобные гарантии далеко за пределами своей территории.

Помимо Саудовской Аравии свою заинтересованность и готовность идти на углубление отношений с Китаем продемонстрировал Ирак, премьер-министр которого Мохаммед Шиа ас-Судани провел в Эр-Рияде в кулуарах первого арабо-китайского саммита по сотрудничеству и развитию переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе этих переговоров лидеры обоих государств не только обсудили двусторонние отношения, но и пути их вывода на более глубокий уровень стратегического сотрудничества и устойчивого партнерства в различных областях.

В процессе состоявшегося в Эр-Рияде первого арабо-китайского саммита за помощью к Китаю в увеличении объемов экономической и гуманитарной помощи, чтобы положить конец гражданской войне в Йемене и бедам его населения, обратились официальные лица этой страны. Явно демонстрируя тем самым не только признание регионального авторитета Пекина, но и свою готовность идти на углубление отношений с Китаем.

Хотя в Вашингтоне в весьма откровенных высказываниях официального представителя Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби и было высказано неприятие активизации ближневосточной политики Пекина, тем не менее направленность обсуждений в состоявшихся в Эр-Рияде саммитах показали безусловный рост авторитета и влияния Пекина в арабском мире. Не только Китай, но и арабские государства Персидского Залива уверенно взяли в последнее время курс на активизацию своих действий по взаимному сближению, ведя поиск новых партнеров для сотрудничества. Особенно отчетливо это проявилось в действиях арабских стран после того, как Соединенные Штаты усилили противоборство с Китаем не только в экономическом, но и в политическом, военном плане, пытаясь подключить к этой борьбе страны мусульманского мира. В том числе и путем создания так называемого «Арабского НАТО». И в этой связи Вашингтон сам заставляет государства Персидского залива отдавать себе отчет в том, что рано или поздно им придется вести самостоятельную политику, без односторонней ориентации на США, развивая выгодное для них сотрудничество и с Китаем, и с Россией вопреки диктату Белого дома.

Ведь сегодня как никогда арабским странам нужен доступ к стабильным рынкам на долгосрочной основе, а также развитие своей инфраструктуры, транспортных путей. И именно таким стабильным и поистине безграничным рынком, уже положительно зарекомендовавшими себя на весь мир по созданию современной инфраструктуры, в том числе через проект «Один пояс, один путь» сегодня известен Китай. А это способствует не только усилению сотрудничества Пекина с арабским миром, но и постепенному вытеснению из него Соединенных Штатов. Торговля между Китаем и арабским миром, по данным Организации Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки, за последние 17 лет уже увеличилась почти в десять раз. И, вне всякого сомнения, это сотрудничество будет и дальше только развиваться и укрепляться.

Валерий Куликов, эксперт-политолог, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

22.12.2022