Владимир Терехов

НА ТАЙВАНЕ ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ ПОТЕРПЕЛА ТЯЖЁЛОЕ ПОРАЖЕНИЕ

Состоявшиеся 26 ноября на Тайване выборы в местные органы власти, на первый взгляд, могут показаться совершенно второстепенным событием с позиций оценки развития современного этапа “Большой мировой игры”.

Однако это неверное впечатление, которое опровергается хотя бы тем фактом, что уже предварительные их итоги (совершенно неожиданные, в том числе для автора настоящей статьи) привлекли внимание в столицах ведущих мировых игроков. Публичные эмоции которых, впрочем, в данном случае выглядят подчас прямо противоположным образом. И понятно, почему.

А именно потому, что проводившееся накануне выборов различного рода зондирование настроений тайваньцев относительно ряда “чувствительно-знаковых” проблем (например, по поводу необходимости укрепления оборонительного потенциала острова “перед лицом угрозы военного нападения с “материка”), казалось бы, свидетельствовали о подавляющем предпочтении, которое отдаётся позиции, занимаемой в них правящей Демократической прогрессивной партией и действующей от её имени президента Цай Инвэнь. Естественно было бы ожидать, что указанная (вроде бы) поддержка отразится позитивным для обоих образом и на итогах такого важного мероприятия, как выборы мэров городов и депутатов муниципалитетов.

Однако, как следует из объявленных результатов, ДПП, выступающая с бескомпромиссных позиций по ключевым вопросам отношений с “материком”, сокрушительно проиграла политическому оппоненту в лице партии Гоминьдан. В предыдущий период нахождения у власти которой (с 2008 по 2016 гг.) отношения острова с тем же “материком”, особенно в сфере экономики, развивались небывалыми темпами. При отсутствии, впрочем, сколь-нибудь заметного прогресса в решении ключевой для второго проблемы “восстановления единства нации”.

Отметим, что так и не состоявшееся укрепление позиций ДПП и Цай Инвэнь в политическом пространстве Тайваня было бы весьма кстати для Вашингтона в его политике по превращению острова в источник постоянной головной боли у главного геополитического оппонента в лице Пекина. Для которого, несмотря на громкие декларации на тему готовности “не мирным” способом решить Тайваньскую проблему, наиболее предпочтительным остаётся как раз “мирное” её разрешение. Что в очередной раз было подтверждено лидером КНР Си Цзиньпином с трибуны 20-го съезда КПК. И результаты прошедших выборов в местные органы власти Тайваня могут оказаться важным промежуточным шагом на пути реализации именно этого второго варианта.

Гоминьдан завоевал 13 из 22 должностей мэров городов, включая в четырёх из шести мегаполисов. В контролируемых теперь Гоминьданом городах проживает 70% населения острова. Особое значение имеет победа партии в столице Тайбэе и окружающей его городской агломерации Нью-Тайбэе.

Сохранивший за собой пост мэра второго Хоу Ю-И, убедительно победивший конкурента от ДПП (с соотношением 50:41,6% из всех проголосовавших), уже сегодня рассматривается в качестве вероятного кандидата на предстоящих через год президентских выборах (впрочем не снимается с повестки дня и кандидатура лидера Гоминьдана Эрика Чу). Именно их итоги могут оказаться важным этапом на пути резкого изменения внутренней и внешней политики Тайваня в желательном для руководства КНР направлении.

Такая перспектива кажется тем более вероятной, что нынешний президент харизматичная Цай Инвэнь, занимающая этот пост второй срок подряд, не сможет (согласно конституционным ограничениям) снова выставить свою кандидатуру. И в ДПП пока не просматривается столь же яркой фигуры, которую можно было бы предложить тайваньцам в качестве замены Цай Инвэнь. Приняв на себя всю вину за неудачу (на самом Тайване используется термин “разгром” возглавляемой партии, она практически сразу после объявления предварительных итогов обсуждаемых выборов заявила об отставке с должности председателя ДПП. Для этого у неё были веские основания, поскольку в ходе выборов потерпели поражение все кандидаты, за которых она агитировала лично.

Отметим, что Цай Инвэнь уже второй раз добровольно уходит с поста лидера ДПП. Ранее она сделала это после не менее сокрушительного поражения в ходе аналогичных выборов в местные органы власти, прошедших в ноябре 2018 г. Оно носило тем более болезненный характер, что лишь тремя годами ранее те же ДПП и Цай Инвэнь триумфально победили на всеобщих парламентско-президентских выборах.

Но, в отличие от нынешней ситуации, на рубеже 2018-2019 гг. Цай Инвэнь обладала возможностью выставить вторично (после победы в январе 2016 г.) свою кандидатуру на президентскую должность на прошедших через год очередных парламентско-президентских выборах. Никакой другой кандидатуры, близкой к ней по популярности, у ДПП не было (как, повторим, нет и сейчас) и уже через месяц после ухода с поста председателя этой партии ей было предложено забрать заявление об отставке. Цай согласилась и в очередной раз привела свою партию к убедительной победе на выборах в парламент, сохранив за собой пост президента.

Однако нынешние реалии никак не стимулируют действующего пока президента к вторичному возвращению на пост председателя ДПП. Тем не менее, эксперты сдержанны в прогнозах относительно итогов предстоящих всеобщих выборов. Поскольку в качестве главной причины неудачи ДПП на прошедших выборах в местные органы власти обозначается не столько рост симпатий к Гоминьдану, сколько впечатление о недостаточной эффективности восьмилетнего периода пребывания у власти первой.

Что касается перспектив Гоминьдана на приближающихся парламентско-президентских выборах, то “местные” эксперты рекомендуют руководству партии избавить её облик от образа “филиала КПК”. Впрочем, данный образ является явным преувеличением, поскольку, несмотря на подпись Гоминьдана под “Консенсумом-1992”, с его ключевым положением об уважении “Принципа одного Китая”, политическая практика во время пребывания партии у власти на Тайване сводилась к максимальному затягиванию процесса реализации указанного принципа.

В этом плане также кажутся преувеличением нередкие высказывания (которые делаются под впечатлением только-что прошедших выборов) о быстром процессе мирного воссоединения Тайваня с “континентом” в случае завоевания Гоминьданом через год и центральной власти на острове. На самом деле, на внутриполитическом поле Тайваня Пекин стоит перед выбором “между плохим и очень плохим”. Например, в течение всего предыдущего периода пребывания Гоминьдана у власти производилась масштабная закупка американского оружия. Но эта партия, по крайней мере, не декларирует необходимость обретения островом полноценной международно-правовой самостоятельности.

В КНР с понятным позитивом оценили итоги обсуждаемых здесь выборов, полагая, что “отчаянная попытка ДПП разыграть карту «защиты Тайваня от материка» потерпела неудачу”. Что же касается мнений в стане главного оппонента КНР, то, например, агентство Bloomberg связывает поражение ДПП в том числе и с фактором “низкой явки” избирателей. При том, что к избирательным урнам пришли 60% избирателей. Цифра вполне приличная для любой европейской страны, но на Тайване она действительно самая низкая с 1994 г. Примечательно, однако, что в качестве общей оценки итогов прошедших выборов приводится высказывание пресс-секретаря специального агентства по тайваньским делам при правительстве КНР о том, что их “результаты отражают стремление общества к «миру, стабильности и лучшей жизни»”.

Главное же заключается в том, чтобы итоги выборов в местные органы власти на Тайване не подвигли “ястребиное” крыло политикума Вашингтона на “компенсационную” по отношению к ним реакцию. То есть, к ещё большему ужесточению противостояния с КНР в Тайваньском проливе.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”

Источник: Новое восточное обозрение

01.12.2022