София Пале

ТУРНЕ ВАН И ПО ТИХОМУ ОКЕАНУ: КИТАЙ БЕРЕТ ВЕРХ

26 мая 2022 г. началось грандиозное 10-дневное турне министра иностранных дел КНР Ван И, которое включало посещение семи независимых стран Океании – Соломоновых Островов, Кирибати, Самоа, Фиджи, Тонга, Вануату и Папуа – Новой Гвинеи, а также Восточного Тимора. Это событие сильно обеспокоило традиционных игроков в южной части Тихого океана – США, Австралию и Новую Зеландию, которые сегодня втроем пытаются оказывать безуспешное сопротивление напористому росту влияния Китая в их традиционной сфере влияния. И если ранее Пекин ставил целью расширение лишь торгово-экономического сотрудничества с малыми островными странами Океании, то сейчас речь идет о военном участии в жизни этого самого обширного региона планеты.

После Второй мировой войны, избавившись от японской угрозы с помощью США, которые с тех пор остаются верным стратегическим союзником Австралии в Тихом океане, Канберра обозначила свою «линию обороны» на восточных морских рубежах, которые охватывали почти всю Меланезию. В наши дни в этот южно-тихоокеанский субрегион входят четыре крупнейших государства Океании – Соломоновы Острова, Фиджи, Вануату и Папуа – Новая Гвинея, которые в совокупности обладают 90% всех природных ресурсов в Океании, имеют собственные валюты и создали межправительственный торгово-экономический альянс MSG.

Именно упрощенный доступ к природным ресурсам ставил одной из своих главных целей Ван И при планировании визита в эти страны, где с недавних пор созданы китайские инфраструктурные объекты в рамках проекта «Морской Шелковый путь», а с 2018 г. тайно вынашиваются планы разместить здесь китайские военные базы.

Пока что Канберре удается нейтрализовать критически важный для обороны Австралии вопрос о появлении китайских военных баз в Меланезии, перекрывая предложения Китая более выгодными обещаниями, в которые пока еще верят лидеры стран Океании. Но Пекин, действуя по принципу «вода камень точит», в апреле 2022 г. сумел подписать с Соломоновыми Островами – ключевым для австралийской оборонной политики государством с 700-тысячным населением – соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, согласно которому Китай при желании теперь может разместить здесь свой военный контингент – всего в 2 тыс. км от австралийских берегов. Правда, по утверждению Ван И, которое он сделал 26 мая на встрече с министром иностранных дел и внешней торговли Джереми Манеле в столице Соломоновых Островов, КНР этого делать не будет. Интересно отметить, что Соломоновы Острова стали первой страной в Океании, которую посетил глава китайского МИД в рамках своего тихоокеанского турне. Для справки напомним, что в 2000-х гг. на Соломоновых Островах чуть было не случилась гражданская война, которую Австралия купировала, направив в страну миротворческую миссию RAMSI, представители которой находились там с 2003 по 2017 гг.

Помимо Соломоновых Островов, кандидатами на размещение у себя китайских военных баз могут стать беднейшие государства Океании – Кирибати, Самоа и Тонга, уже давно находящиеся в неоплатном долгу у Китая. Такой поворот событий вполне вписывается в планы Ван И, который заявил о желании подписать всеобъемлющее стратегическое соглашение со странами Океании в ходе своего турне.

Категорически против подобного соглашения выступил президент Федеративных Штатов Микронезии Дэвид Пануэло: его страна находится в свободной ассоциации с США, обращает американский доллар в качестве официальной валюты и желает усилить американское военное присутствие на своей территории по образцу Гуама, где сосредоточены самые крупные в Океании военные базы и прочие оборонные мощности США. В своем письме, адресованном 21 главам стран и зависимых территорий Океании, Д. Пануэло отметил, что необходимо отклонить китайское предложение о всеобъемлющем оборонном пакте, так как оно может стать причиной нового витка холодной войны между Западом и КНР. Учитывая, что на кон будут поставлены интересы великих ядерных держав, и принимая во внимание присоединение Австралии к ядерному оборонному альянсу AUKUS в 2021 г., маленьким странам Океании лучше сохранять сложившийся баланс в отношениях с мощными региональными игроками и не пытаться предпринимать внешнеполитические шаги, расшатывающие сложившуюся архитектуру.

Однако вряд ли его голос будет услышан: в настоящее время среди стран Океании наблюдается грандиозный раскол, связанный с очередным разделом сфер влияния между Австралией, США, Великобританией, которая вышла из ЕС в 2021 г. и теперь проводит собственную активную внешнюю политику, и Китаем, желающим вступить в большую геополитическую игру в Тихом океане через крошечные океанийские государства.

Еще одно государство, включенное в турне Ван И, это беднейший в мире Восточный Тимор (или Тимор-Лешти), расположенный на стыке Тихого и Индийского океанов всего в 600 км от австралийских берегов. Президент страны Жозе Рамуш-Орта выступает за расширение связей с Китаем; по экспертному мнению Дмитрия Мосякова, возглавляющего Центр Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, углублению этих связей поспособствует стратегическое значение страны для Пекина. Восточный Тимор находится прямо напротив австралийского города Дарвин: с одной стороны, порт Дарвин сдан в аренду Китаю на 99 лет, а с другой стороны, в непосредственной близости от него дислоцирована военная база США. Но если Пекин получит контроль над акваторией Восточного Тимора, это даст широчайшие возможности китайскому подводному флоту.

Согласно аналитическим комментариям китайских научных сотрудников, Восточный Тимор склонен к наращиванию сотрудничества с КНР, даже несмотря на угрозы западных санкций, рассчитывая получить больше выгод от взаимодействия с китайской стороной, нежели с США и Австралией. Одним из успешных аспектов такого сотрудничества является совместная реализация инициативы «Пояс и путь», смысл которой заключается в «экономическом развитии малых стран ради процветания всего человечества». Восточный Тимор предпочитает строить более тесные отношения с Китаем, поскольку они не основаны на «менталитете холодной войны», который приводит лишь к региональным беспорядкам и глобальным кризисам. Китайская сторона считает, что развитие нормальных дипломатических отношений – это лучший вариант, отвечающий интересам всех людей на Земле, и решение президента Восточного Тимора о расширении двусторонних контактов с Китаем является «мудрым решением». То, что страна сделала выбор в пользу Китая, свидетельствует об очевидном провале попыток США и Австралии сдержать влияние Китая в восточной части Тихоокеанского региона.

То, что прошлый премьер-министр Австралии Скотт Моррисон «проворонил» подписание упомянутого соглашения о безопасности между Китаем и Соломоновыми Островами в апреле 2022 г., способствовало в определенной степени снижению его предвыборных рейтингов. Пришедший к власти новый премьер-министр Энтони Альбанизи заявил, что Австралия должна дать надлежащий ответ Пекину, так как со времен Второй мировой войны никто еще не оспаривал ее зону безопасности в южной части Тихого океана. Новый министр иностранных дел Австралии Пенни Вонг начала свою работу с визита на Фиджи 26 мая, за четыре дня до прибытия в эту страну Ван И, чтобы обсудить с фиджийским правительством вопросы предоставления дополнительной помощи странам южной части Тихого океана для целей обороны, морской безопасности и борьбы с изменением климата. Так как глава китайского МИД сделал схожие заявления, Фиджи – одна из ключевых стран Океании – привычно получит свои выгоды от двух визитеров.

Безусловно, борьба между Китаем и Западом за стратегическое партнерство с Папуа – Новой Гвинеей – крупнейшим и важнейшим океанийским государством с почти 9-милионным населением – пройдут не менее ожесточенно по ходу нашумевшего океанийского турне Ван И. Так же будет развиваться ситуация вокруг богатого природными ресурсами Вануату, расположенного в 2 тыс. км от Австралии.

Удачно выбранное время для турне прозорливого и тонкого политика Ван И, совпавшее с периодом после выборов в Австралии, позволило ему получить максимальную выгоду и реализовать большую часть из поставленных задач по расширению китайского влияния в Океании.

София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

07.06.2022