Пётр Коновалов

УХУДШЕНИЕ КИТАЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОНЕ ГЛОБАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Несмотря на то, что Китай и Япония – соседние страны, которые взаимодействуют уже тысячи лет, отсчет современных китайско-японских отношений можно вести с конца Второй мировой войны: боевые действия на восточно-азиатском театре были такими тяжелыми, а японская сторона совершила против китайского народа такие жестокие преступления, что отношения между двумя странами пришлось выстраивать едва ли не с нуля. Тем более, что в 1949 г. на территории материкового Китая сформировалось новое государство: Китайская Народная Республика (КНР).

Взаимодействие между КНР и Японией развивалось медленно: память о войне долго была свежа у обеих сторон. Кроме того, несмотря на то, что, проиграв войну, Япония отказалась от агрессивной политики и распустила большую часть вооруженных сил, оставив себе лишь Силы самообороны, она все равно осталась для КНР угрозой в военном отношении, поскольку была оккупирована войсками США и стала плацдармом для американских операций в Восточной Азии. В глазах Вашингтона этот регион был вместилищем «красной угрозы», для борьбы с которой американцы поспешили начать вторжение в Корею, а потом во Вьетнам. И в Корее, и во Вьетнаме людей, сражавшихся против ВС США, поддерживала КНР, и развитию ее отношений с американским оккупированным союзником – Японией это не способствовало.

Однако в 1972 г. между КНР и Японией начались переговоры о нормализации отношений, завершившиеся в 1978 г. подписанием Договора о мире и дружбе. После этого КНР стала получать от Японии финансовую «официальную помощь развитию», призванную частично компенсировать ущерб, причиненный Китаю в годы Второй мировой войны.

Тем не менее, по-настоящему теплыми китайско-японские отношения в ХХ в. так и не стали, а к его концу они вновь начали охладевать. Так, «официальная помощь» со стороны Японии начала снижаться после китайских ядерных испытаний в 1995 г. В 2000-х гг. между КНР и Страной восходящего солнца начал разгораться территориальный конфликт из-за островов Сенкаку (которые китайцы называют Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море. Эти небольшие острова занимают положение, стратегически важное с точки зрения военного судоходства. Кроме того, воды вокруг них богаты рыбой, а в недрах под этими водами могут быть сокрыты значительные запасы нефти и газа. Какое-то время Япония и КНР вели переговоры о совместной добыче ресурсов в этой зоне. Однако в 2012 г. противостояние обострилось до такой степени, что в Китае начались антияпонские погромы, а в район спорного архипелага были направлены корабли китайских ВМС. Переговоры о совместной работе были прекращены.

Есть мнение, что сами по себе упомянутые выше неприятности, омрачавшие китайско-японские отношения, относительно невелики на фоне более глобальных проблем, толкающих две страны к взаимной неприязни.

В последние десятилетия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) сложилась довольно сложная ситуация: совершив свое «экономическое чудо» и став второй экономикой мира, КНР начала стремительно наращивать свое региональное и глобальное влияние, в том числе за счет укрепления своей военной мощи, и такие азиатско-тихоокеанские державы, как Япония и даже США, поняли, что столкнулись в лице Китая с серьезной угрозой. При этом Япония, независимо от собственного желания, вынуждена противостоять китайскому колоссу, поскольку оккупирована войсками США и вынуждена при любых условиях сохранять лояльность Америке.

Американские отношения с Китаем в последние годы также заметно испортились. Экономическая конкуренция двух сверхдержав развилась до настоящей «торговой войны», разразившейся в 2018 г., когда США и Китай обрушили друг на друга многочисленные экономические санкции. В том же 2018 г. Япония прекратила в адрес КНР «официальную помощь развитию».

Пандемия COVID-19, охватившая мир в 2020 г., вызванный ею глобальный экономический кризис, социальные потрясения, произошедшие в 2020 г. в разных странах, и уход с поста американского президента Дональда Трампа убрали «торговую войну» с первых полос мировой прессы, однако экономическое и политическое противостояние между КНР и США продолжается, и обстановка в АТР становится все более напряженной, вынуждая Японию, зависящую от воли Вашингтона, все сильнее отдаляться от Китая.

Впрочем, и у самой Японии есть желание самостоятельно поучаствовать в мировой геополитической игре и побороться с Китаем: последние десять лет в Стране восходящего солнца не раз раздавались голоса, требовавшие очистить страну от американских военных и создать собственные мощные вооруженные силы, отменив законы, ограничивающие право Японии наращивать военную мощь и проводить силовую политику.

В конце 2021 г. СМИ сообщили, что в 2022-м финансовом году военный бюджет Японии будет увеличен более чем на 1% и превысит $47 млрд. При этом сообщается, что в японских правящих кругах обсуждается предложение повысить военный бюджет до 2% японского ВВП, чего не было с 1976 г. Страна восходящего солнца наращивает военную мощь. Интересно, что именно 2% от ВВП требуют тратить на военные расходы от своих союзников США. При этом на конец 2021 г. в Японии находилось около 50 тыс. американских военных. Известно, что американские ВС и японские Силы самообороны имеют высокую оперативную совместимость, которую они повышают совместными учениями. По-видимому, сейчас на японских островах создается объединенная американо-японская группировка войск, которая, по замыслам Вашингтона и Токио, должна стать одной из доминирующих сил в АТР.

В феврале 2022 г. бывший японский премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что Япония должна отказаться от «табу» на обсуждение возможности размещения на своей территории американского ядерного оружия. Одной из причин этого японский политик назвал вызовы мировой безопасности и в том числе возможность нападения КНР на Тайвань – непризнанное государство, которое Пекин считает своей территорией. Действующий глава Японии Фумио Кисида отверг это предложение, заявив, что оно противоречит японским фундаментальным принципам, таким как отказ создавать оружие массового поражения, отказ владеть таким оружием и отказ размещать его на своей территории. Также, разумеется, высказывание С. Абэ подверглось резкой критике со стороны Пекина. Китай призвал бывшего японского лидера подумать над историей Японии и впредь быть осторожнее в высказываниях. Но слова уже произнесены, и сам факт, что Абэ решился их высказать, показывает, что ситуация в АТР сильно изменилась, и что в японском обществе уже зреет готовность к отказу от привычного для современной Японии миролюбивого курса.

Со стороны Китая тяги к добрососедским отношениям с Японией также не наблюдается. В марте 2022 г. китайские боевые корабли вновь вошли в воды островов Сенкаку/Дяоюйдао, вызвав протесты японской стороны. О возврате к переговорам по совместному использованию ресурсов архипелага пока речи не идет. По-видимому, обстановка в регионе еще долгое время будет оставаться напряженной.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

03.04.2022